ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-82 от 02.02.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

 Судья Шитикова О.А. стр.63, г/п 2000 руб.

 Докладчик Рассошенко Н.П. Дело № 33-82 02 февраля 2015 года

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,

 судей Лобановой Н.В. и Рудь Т.Н.,

 при секретаре Маликовой О.Л.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 02 февраля 2015 года дело по апелляционным жалобам ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ», министерства здравоохранения Архангельской области на решение Приморского районного суда Архангельской области от 23 октября 2014 года, которым постановлено:

 «В удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» о признании незаконным постановления заместителя главы муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 02.07.2014 № 582 «О возложении обязанности опекуна над ФИО1», приостановлении действия указанного постановления до вступления решения суда в законную силу - отказать».

 Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления заместителя Главы МО «Приморский муниципальный район» от 02 июля 2014 года № 582, понуждении приостановить действие постановления до вступления в силу решения суда.

 В обоснование требований указано, что решением суда ФИО1 признана недееспособной. Постановлением заместителя Главы МО «Приморский муниципальный район» от 02 июля 2014 года № 582 обязанности опекуна над ФИО1 возложены на ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» на период пребывания ее в стационаре. В соответствии с п. 4 ст. 35 ГК РФ недееспособным гражданам, помещенным под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации. Поскольку в соответствии со ст.ст. 32, 33 ГК РФ опека устанавливается над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, помещение таких граждан под надзор подразумевает оказание им специализированной медицинской помощи (психиатрической) в медицинских условиях, прошедших в установленном порядке лицензирование и получивших право на деятельность по оказанию психиатрической помощи. Нахождение граждан признанных судом недееспособными в медицинских организациях, не имеющих лицензии на оказание психиатрической либо наркологической помощи, нельзя расценивать как помещение их под надзор в указанные организации. Поскольку ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» не имеет такой лицензии, оспариваемое постановление является незаконным.

 Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство здравоохранения Архангельской области и Управление по социальной политике администрации МО «Приморский муниципальный район».

 В судебном заседании представитель заявителя Чертова Е.В. заявленные требования поддержала. Пояснила, что обязанности опекунов могут быть возложены только на учреждения, которые осуществляют надзорные функции, например, интернат и психиатрический стационар. В данном случае обязанности опекуна должны исполнять органы опеки и попечительства Приморского района Архангельской области.

 Представитель администрации МО «Приморский муниципальный район» и Управления по социальной политике администрации МО «Приморский муниципальный район» Пестова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования. Пояснила, что законом прямо предусмотрено возложение обязанностей опекуна на медицинскую организацию на время нахождения в ней больного. Отсутствие у больницы лицензии на осуществление психиатрической помощи не имеет значения, поскольку больным нужен уход и опека, а не психиатрическая помощь. В случае помещения подопечного в учреждения здравоохранения помимо оказания медицинской помощи ему оказывают также и социальные услуги (кормят, поят, ухаживают и т.д.), что соответствует п. 4 ст. 35 ГК РФ. В соответствии с Положением об отделении сестринского ухода задачами отделения являются также решение социальных вопросов: оформление документов для устройства граждан в стационарные учреждения социального обслуживания; оформление документов для установления (переосвидетельствования) группы инвалидности; осуществление питания и ухода за пациентом. Поэтому исполнение опекунских обязанностей не противоречит деятельности ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ».

 Представитель министерства здравоохранения Архангельской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что отделения сестринского ухода созданы в медицинских организациях в целях улучшения медицинской и социальной помощи больным пожилого и старческого возраста, одиноким, детям-инвалидам и другим лицам, страдающим хроническими заболеваниями и по состоянию здоровья нуждающимися в поддерживающем лечении. Пребывание недееспособного в отделении сестринского ухода не означает помещение его под надзор в медицинскую организацию, в связи с чем возложение на больницу обязанностей опекуна противоречит закону.

 Суд вынес указанное решение, с которым не согласились ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ», министерство здравоохранения Архангельской области.

 В апелляционной жалобе ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Суд не учел, что ФИО1 не была помещена под надзор в отделение сестринского ухода ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ», так как поступила в данное отделение будучи дееспособной, дав письменное согласие для проведения поддерживающего лечения и временного пребывания. Впоследствии она была признана судом недееспособной. ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» не имеет лицензии на осуществление психиатрической помощи больным. Как следует из п. 17 Положения об Управлении по социальной политике администрации МО «Приморский муниципальный район» в функции Управления в области опеки и попечительства входит осуществление надзора за исполнением стационарными учреждениями социального обслуживания обязанностей опекунов, к которым ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» не относится, следовательно, возложение обязанностей опекуна над недееспособным на данное учреждение является незаконным.

 В апелляционной жалобе министерство здравоохранения Архангельской области просит решение суда отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ФИО1 с момента поступления в отделение сестринского ухода ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» по настоящее время находится под надзором данного учреждения, поэтому в силу закона исполнение обязанностей опекуна возлагается на медицинскую организацию. В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 № 1664н, сестринский уход относится к медицинским услугам. Законом или иным нормативным правовым актом на отделение сестринского ухода ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» или на саму больницу не возложены полномочия по осуществлению надзора и исполнению обязанностей опекуна в отношении граждан, проходящих курс лечения. Возлагая обязанности опекуна над ФИО1 на ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» Управлением по социальной политике администрации МО «Приморский муниципальный район» не решен вопрос о выборе организации стационарного социального обслуживания населения, в помещении в которую нуждается ФИО1, не издан акт о ее помещении под надзор в соответствующую организацию. Таким образом, суд пришел к неверному выводу о пребывании ФИО1 под надзором ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ». Оспариваемое решение противоречит закону, нарушает права и законные интересы ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ», поскольку незаконно возлагает на данную организацию полномочия по осуществлению обязанностей опекуна в отношении недееспособного гражданина, находящегося в отделении сестринского ухода.

 В возражениях на апелляционные жалобы администрация МО «Приморский муниципальный район», Управление по социальной политике администрации МО «Приморский муниципальный район» просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав пояснения представителя заявителя Чертовой Е.В., представителя министерства здравоохранения Архангельской области Кузьминой Ю.А., поддержавших апелляционные жалобы, представителя администрации МО «Приморский муниципальный район» Долгодворовой А.В., представителей Управления по социальной политике администрации МО «Приморский муниципальный район» Пестовой Л.В., Котловой Е.Г., Рыженкова А.А., не согласившихся с апелляционными жалобами, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Решением Приморского районного суда Архангельской области от 21 мая 2014 года ФИО1 признана недееспособной.

 Согласно ч. 2 ст. 285 ГПК РФ решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства.

 Постановлением заместителя Главы администрации МО «Приморский муниципальный район» от 02 июля 2014 года № 582 обязанности опекуна над ФИО1 возложены на ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» на период ее пребывания в стационаре.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о законности указанного постановления.

 Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.

 На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (ч. 1 ст. 32 ГК РФ).

 В силу п. 4 ст. 35 ГК РФ недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

 Аналогичные нормы содержатся в ч. 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

 Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 2 ст. 1 данного Федерального закона).

 Согласно ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» при оказании психиатрической помощи защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет его опекун. В случаях, предусмотренных частями 3 и 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», защиту прав и законных интересов лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, и несовершеннолетних, не достигших возраста, указанного в настоящей части, осуществляет орган опеки и попечительства или организация (в том числе медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь в стационарных условиях, стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами), на которую законом возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.

 В соответствии со ст. 18 данного Закона психиатрическую помощь оказывают медицинские организации, стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, врачи-психиатры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Виды психиатрической помощи указываются в учредительных документах юридических лиц.

 Из Устава ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» следует, что основными видами деятельности учреждения являются: первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях; первичная медико-санитарная помощь в условиях дневного стационара; специализированная медицинская помощь в стационарных условиях; медицинская помощь, оказываемая на койках сестринского ухода; скорая медицинская помощь.

 Право учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение (в том числе лицензия), возникает у учреждения с момента его получения или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

 ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» имеет выданную министерством здравоохранения Архангельской области лицензию № от 10 июня 2014 года на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») согласно приложению: работы (услуги), выполняемые: 1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу; диетологии; лабораторной диагностике; лечебному делу; медицинской статистике; медицинскому массажу; медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); общей практике; организации сестринского дела; сестринскому делу; сестринскому делу в педиатрии; функциональной диагностике; физиотерапии; экспертизе временной нетрудоспособности; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: общей врачебной практике (семейной медицине); общественному здоровью и организации здравоохранения; стоматологии; неврологии; терапии; экспертизе временной нетрудоспособности; б) при осуществлении помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по акушерству и гинекологии; экспертизе временной нетрудоспособности; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: неврологии; терапии; общественному здоровью и организации здравоохранения; экспертизе временной нетрудоспособности; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: общественному здоровью и организации здравоохранения; терапии; неврологии; экспертизе временной нетрудоспособности. При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): 1) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: вакцинации (проведению профилактических прививок); неотложной медицинской помощи.

 Как следует из выписки из истории болезни № сестринского отделения ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поступила в отделение сестринского ухода <данные изъяты> из <данные изъяты> для симптоматического лечения и ухода по социальным показаниям, где находится по настоящее время. За время нахождения в отделении оформлена инвалидность первой группы с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно. Рекомендован дом-интернат психоневрологического профиля.

 Распоряжением министерства здравоохранения Архангельской области от 01 октября 2012 года № 508-ро утверждены Положение об отделении сестринского ухода стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области и Положение о койках сестринского ухода отделения стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области.

 Согласно Положению об отделении сестринского ухода стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области, с учетом распоряжения министерства здравоохранения Архангельской области от 23 июля 2013 года № 138-ро, отделение сестринского ухода является структурным подразделением государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области (п. 1.1).

 Койки в отделении сестринского ухода предназначены для проведения курса поддерживающего лечения и временного пребывания граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в медицинском и социальном уходе (п. 1.2).

 Количество бюджетных коек сестринского ухода определяется государственным заданием и ежегодно утверждается министром здравоохранения Архангельской области (п.1.3). На бюджетные койки сестринского ухода до решения вопросов помещения в стационарные учреждения социального обслуживания населения по направлениям государственных бюджетных учреждений здравоохранения при условии согласования с заведующим отделением сестринского ухода могут быть приняты граждане, не способные к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход (п. 1.4).

 Основной задачей отделения сестринского ухода является осуществление ухода за нуждающимися гражданами и проведение им поддерживающего лечения (п. 2.1).

 В соответствии с поставленной задачей отделение осуществляет: прием и размещение граждан; ведение листа ожидания и обеспечение госпитализации пациентов в соответствии с листом ожидания; поддерживающее лечение и квалифицированный медицинский уход за пациентами; своевременное выполнение врачебных назначений и процедур, динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов; своевременную диагностику осложнений или обострений хронических заболеваний; оформление документов для устройства нуждающихся граждан в стационарные учреждения социального обслуживания населения; оформление документов для установления (переосвидетельствования) группы инвалидности; осуществление контроля за исполнением условий договора о размещении на платной койке.

 Аналогичные нормы содержатся в Положении об отделении сестринского ухода, входящего в состав обособленного структурного подразделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» <данные изъяты>, утвержденном приказом главного врача ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» от 01 ноября 2012 года №.

 Согласно п. 6.3 данного Положения длительность пребывания больного на койке в отделении сестринского ухода не может превышать шести месяцев.

 Отделения сестринского ухода созданы в медицинских организациях именно в целях совершенствования медико-социальной помощи гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, нуждающимся по состоянию здоровью в медицинском и сестринском уходе.

 Вместе с тем, сестринский уход не включает в себя оказание психиатрической помощи гражданам, нуждающимся в ней, а также представление интересов недееспособных граждан, защиту их имущественных прав.

 Само по себе пребывание ФИО1 в ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» не свидетельствует о том, что указанное медицинское учреждение осуществляет в отношении нее опеку.

 В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» временное пребывание подопечного в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун или попечитель по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, не прекращает права и обязанности опекуна или попечителя в отношении подопечного.

 Следовательно, пребывание недееспособного в государственных медицинских организациях Архангельской области, имеющих в своей структуре отделения сестринского ухода, у которых отсутствует лицензия на оказание психиатрической либо наркологической помощи, не означает помещение его под надзор в эту организацию, поскольку время его пребывания в указанной организации ограничено.

 Поскольку ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» не имеет лицензии на осуществление психиатрической помощи, не наделено законом специальными полномочиями по осуществлению надзора и исполнению обязанностей опекуна в отношении граждан, проходящих в нем курс лечения, а также отсутствует акт органа опеки и попечительства о помещении ФИО1 под надзор указанного учреждения, то возложение на данное учреждение обязанностей опекуна в отношении недееспособного гражданина, находящегося в отделении сестринского ухода, не отвечает требованиям закона.

 Доказательств обратному в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит положениям действующего законодательства в области опеки и попечительства и положениям нормативной документации, регламентирующей функции отделения сестринского ухода ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ», и нарушает права и законные интересы заявителя.

 Указанное свидетельствует о нарушении судом при вынесении решения норм материального права, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных ГБУЗ Архангельской области «Приморская ЦРБ» требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 Решение Приморского районного суда Архангельской области от 23 октября 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение, по которому:

 Заявление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Приморская центральная районная больница» о признании незаконным постановления заместителя Главы администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 02 июля 2014 года № 582 «О возложении обязанности опекуна над ФИО1» удовлетворить.

 Признать незаконным постановление заместителя Главы администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 02 июля 2014 года № 582 «О возложении обязанности опекуна над ФИО1».

 Председательствующий Н.П.Рассошенко

 Судьи Н.В.Лобанова

 Т.Н.Рудь