Дело № 33-823 Судья Жучкова О.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 марта 2020 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Селищева В.В.,
судей Старцевой Т.Г., Калининой М.С.,
при секретаре Брусовой Ю.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Щекинский район на решение Щекинского районного суда Тульской области от 23 декабря 2019 года по гражданскому делу № 2-2428/2019 по исковому заявлению прокурора г. Щекино Тульской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО Щекинский район об обязании привести защитное сооружение в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению.
Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Щекино Тульской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО Щекинский район об обязании привести защитное сооружение в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, указав, что прокуратурой г. Щекино ДД.ММ.ГГГГ совместно с заместителем ОНД и ПР по Щекинскому, Тепло-Огаревскому, Плавскому и Чернскому районам ГУ МЧС России по Тульской области ФИО1 проведена проверка исполнения требований законодательства о гражданской обороне в части содержания в надлежащем состоянии защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), находящегося в здании администрации МО Щекинского района и расположенного по адресу: <адрес>. Указанное защитное сооружение гражданской обороны, являющееся государственной собственностью, находится на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании администрации МО Щекинский район и в соответствии с договором о правах обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области и администрацией МО Щекинский район, ответчик обязан сохранить ЗС ГО, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации ЗС ГО. В ходе проверки установлено, что вышеуказанное ЗС ГО не в полной мере отвечало требованиям, установленным Приказом МЧС России «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» от 15.12.2002 № 583. По результатам проверки прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, а также ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном производстве. Постановлением мирового судьи судебного участка № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела ГО, ЧС и охраны окружающей среды администрации МО Щекинский район ФИО2, являющийся ответственным за исполнение законодательства о гражданской обороне, признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе повторной проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что нарушения устранены лишь частично. Указал на то, что ЗС ГО находится в непригодном для эксплуатации состоянии и не готово к приему укрываемых. Указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку непосредственно влияют на обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. В связи с чем, просил суд обязать администрацию МО Щекинский район привести защитное сооружение в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению для защиты укрываемых в срок до 31.02.2020 года.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора г. Щекино Денежкина В.М. исковые требования поддержала, просила обязать администрацию МО Щекинский район привести защитное сооружение, находящееся в здании администрации МО Щекинский район по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению для защиты укрываемых в срок до 28.02.2020 года.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности Демыкина А.Ю. исковые требования не признала в полном объеме, указав на то, что устранение выявленных нарушений находится на стадии исполнения. Однако устранить все нарушения в срок до 28.02.2019 года не представляется возможным, поскольку, вероятно, будет необходимо заключение государственных контрактов на приобретение огнетушителей, средств пожаротушения.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 23 декабря 2019 исковые требования прокурора г. Щекино Тульской области удовлетворены.
Суд решил: обязать администрацию МО Щекинский район привести защитное сооружение гражданской обороны, находящееся в здании администрации МО Щекинский район по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению для защиты укрываемых в срок до 28.02.2020 года.
В апелляционной жалобе администрация МО Щекинский район просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт с учетом принципа исполнимости судебных решений, указывая на то, что исполнить решение суда в установленные сроки не представляется возможным, так как закупка оборудования для муниципальных нужд осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и займет более длительный срок, чем установлен судом. Просили учесть, что бюджет муниципального образования Щекинский район является дефицитным. Указали, что при рассмотрении дела суд не выносил на обсуждение обстоятельства имеющие значение для дела, не предлагал ответчику предоставить дополнительные документы в подтверждение своей позиции, при этом, исковое заявление прокуратуры было рассмотрено в одном судебном заседании. Так же сослались на то, что действующее законодательство предусматривает самостоятельность органов местного самоуправления в решении местного значения, в связи с чем, заявленные требования ограничивают их данное право. Кроме того, истец при проведении проверки продублировал функции иных контролирующих органов, не имея при этом оснований для вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Щекино просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО Щекинский район – без удовлетворения.
Представитель ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности Королева И.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г.Щекино в интересах неопределенного круга лиц отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Чебоксарова О.В. просила оставить решение Щекинского районного суда Тульской области без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя ответчика и представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на основании договора № о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ на балансе администрации МО Щекинский район находится защитное сооружение гражданской обороны, вместимостью 150 человек, расположенное по адресу: <адрес>, находящееся в государственной собственности.
В соответствии с пп.1 п.II вышеуказанного договора при использовании имущества, закрепленного за пользователем, он обязуется сохранить защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитного сооружения.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Щекино, установлено несоблюдение администрацией МО Щекинский район требований законодательства и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в отношении вышеуказанного имущества, находящегося в государственной собственности, а именно:
- отсутствуют напорные емкости аварийного запаса питьевой воды, в нарушении п. 3.2.20;
- на объекте защиты отсутствует необходимая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования; правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов (раздел 3.6 Приказа);
- на объекте защиты отсутствуют огнетушители согласно расчетных норм, в нарушение п. 70 ППР в РФ № 390, п. 3.5.5 Приказа № 583;
- на объекте защиты эксплуатируются светильники со снятыми колпаками защитного исполнения, в нарушение п. 42 ППР в РФ № 390, п. 3.5.1 Приказа № 583;
- помещения со смонтированными регенеративными установками не оснащены средствами пожаротушения: ящиками песком, покрывалами из асбестового материала, огнетушителями, в нарушении п. 3.3.14 Приказа № 583.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Щекино в адрес администрации МО Щекинский район внесено представление об устранении нарушений Федерального закона "О гражданской обороне", законодательства о федеральной собственности.
В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ администрация МО Щекинский район указала на принятие мер по устранению допущенных нарушений законодательства о гражданской обороне, а именно: установлены причины и условия, им способствующих. Обновлена документация на объекте защиты. Виновное лицо, начальник отдела по ГО, ЧС и ООС ФИО2 привлечен к административной ответственности, назначен штраф в размере <данные изъяты> рублей.
При повторной проверке ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Щекино совместно с сотрудником ОНД и ПР по Щекинскому, Тепло-Огаревскому и Чернскому районам ГУ МЧС России по Тульской области установлено, что указанные в представлении от ДД.ММ.ГГГГ нарушения устранены лишь частично, а именно:
- отсутствуют напорные емкости аварийного запаса питьевой воды, в нарушении п. 3.2.20 Приказа № 583;
- на объекте защиты отсутствует необходимая документация: план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по использованию средств индивидуальной защиты; инструкция по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью; журнал учета работы ДЭС; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- на объекте защиты отсутствуют огнетушители согласно расчетных норм, в нарушение п. 70 ППР в РФ № 390, п. 3.5.5 Приказа № 583;
- помещения со смонтированными регенеративными установками не оснащены средствами пожаротушения: ящиками песком, покрывалами из асбестового материала, огнетушителями, в нарушении п. 3.3.14 Приказа № 583.
Учитывая вышеизложенные нормы права применительно к установленным по делу обстоятельствам, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о невыполнении администрацией МО Щекинский район требований законодательства, регулирующего содержание и эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны, непринятие ответчиком надлежащих мер по устранению выявленных нарушений на протяжении длительного периода времени.
Принимая во внимание, что имеющиеся нарушения приводят к невозможности реализации основных задач в области гражданской обороны, предусмотренных Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию МО Щекинский район обязанности по приведению защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в здании администрации МО Щекинский район по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению для защиты укрываемых в срок до 28.02.2020 года.
Выявленные нарушения требований действующего законодательства в области гражданской обороны, образовавшиеся в результате ненадлежащего исполнения администрацией МО Щекинский район обязанностей, возложенных на них договором о правах обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№, ведут к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья в случае наступления чрезвычайных ситуаций.
Разрешая заявленные требования судом первой инстанции в силу ст. 206 ГПК РФ установлен конкретный срок, в течение которого ответчик обязан выполнить действия по приведению защитного сооружения гражданской обороны в надлежащее состояние постоянной готовности к использованию по предназначению для защиты укрываемых, а именно до 28.02.2020.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда невыполнимо в установленный судом срок и для его исполнения требуется больший срок, судебная коллегия отклоняет, поскольку о наличии выявленных нарушений ответчику известно на протяжении двух лет и до настоящего времени в полном объеме данные нарушения не устранены, в связи с чем, находит установленный судом первой инстанции срок разумным и достаточным для совершения ответчиком указанных действий, поскольку никаких объективных данных о невозможности исполнения решения в установленный судом срок жалоба не содержит.
При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения, представив соответствующие доказательства.
Ссылки ответчика на дефицит бюджета, а также на необходимость заключения государственных контрактов на приобретение необходимого оборудования, судебная коллегия находит необоснованными, указанные обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения возложенной на них обязанности, учитывая приоритет жизни и здоровья граждан в случае наступления чрезвычайных ситуаций.
Довод ответчика о нарушении их процессуального права, выразившегося в рассмотрении судом настоящего дела в одном заседании, в котором председательствующий не предлагал им представить дополнительные доказательства в обоснование своих возражений, суд считает необоснованным, опровергающийся материалами дела, в том числе, протоколом судебного заседания от 23.12.2019, из которого усматривается, что представитель ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности Демыкина А.Ю. в ходе судебного заседания ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, представлять дополнительные доказательства не желала, против рассмотрения дела по существу в указанном судебном заседании не возражала.
Доводы жалобы о том, что у прокурора не было оснований для проведения соответствующей проверки, поскольку эта функция иного органа контроля, а также заявленное прокурором требование нарушает конституционное право ответчика на самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, судебная коллегия отклоняет как юридически несостоятельные.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Щекинского районного суда Тульской области от 23 декабря 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Щекинский район – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи