ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8304/19 от 22.05.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Иванова О.А. Дело № 33-8304/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 22.05.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В.,

Ивановой Т.С.,

при секретаре Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ( / / )1, к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 05.07.2018.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Привороцкой Т.М., законного представителя несовершеннолетнего ( / / )2 - Алексенцевой Ю.Р., представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации - Андре А.А., действующего на основании доверенности № ПД-МЗ-70 от 28.12.2018, Министерства здравоохранения Свердловской области - Белошевич С.О., Соколова Д.Н., действующих на основании доверенностей № 12-1, №12-2 от 09.01.2018, судебная коллегия

установила:

Белоярский межрайонный прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего ( / / )3, ( / / ) рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области, в котором просил:

возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность по финансированию обеспечения ребенка-инвалида ( / / )4 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения;

возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )5 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения;

признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения законного представителя несовершеннолетнего - Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения ( / / )6 лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.

В обоснование иска указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при обеспечении лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что несовершеннолетний ( / / )7 относится к категории ребенок-инвалид, страдает тяжелым наследственным заболеванием - ..., .... Диагноз установлен на основании лабораторных исследований и клинической картины заболевания и подтвержден медицинским заключением консилиума врачей Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» ( / / ). Заболевание является тяжелым наследственным заболеванием, носит прогрессирующий характер с развитием ранней тяжелой инвалидизации. По жизненным показателям несовершеннолетнему рекомендовано начать ... терапию препаратом .... Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных, с имеющейся у ребенка тяжелой наследственной патологией. Лечение пациентов, страдающих тяжелыми наследственными заболеваниями, проживающих на территории Свердловской области, и обеспечение их лекарственными препаратами отнесены к компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области. С 2016 года несовершеннолетний ( / / )8 обеспечивался Министерством здравоохранения Свердловской области незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом ..., производства США, за счет средств областного бюджета. По результатам проверки, проведенной Счетной Палатой Свердловской области за период с 11.05.2016 по 29.05.2017 предоставление ребенку лекарственного препарата прекращено, в связи с нецелевым использованием бюджетных средств. Действующим законодательством установлена возможность ввоза на территорию Российской Федерации не имеющих регистрации лекарственных препаратов, приобретаемых за пределами территории Российской Федерации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента и определен порядок такого ввоза лекарственных средств, финансирование которых должно производиться за счет федерального бюджета, главным распорядителем бюджетных средств - Министерством здравоохранения Российской Федерации. Вследствие неправомерного бездействия Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившегося в ненадлежащем рассмотрении обращения законного представителя несовершеннолетнего - Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения ( / / )9 лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, нарушено право ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 05.07.2018 иск Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ( / / )10 удовлетворен.

Судом постановлено:

возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность по финансированию обеспечения ребенка-инвалида ( / / )11 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения;

возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )12 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения;

признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения законного представителя несовершеннолетнего - Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения ( / / )13 лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.

Решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию, на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )14 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения, приведено к немедленному исполнению.

Не согласившись с решением суда, Министерством здравоохранения Свердловской области подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего ( / / )15 отказать, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.10.2018 решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 05.07.2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерством здравоохранения Свердловской области – без удовлетворения.

После вынесения апелляционного определения от Министерства здравоохранения Российской Федерации, которому восстановлен пропущенный срок апелляционного обжалования, поступила апелляционная жалоба, принятая судом апелляционной инстанции к своему производству, подлежащая рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство здравоохранения Российской Федерации указало, что Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный в приложении к распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р, действовавшего на момент спорных правоотношений, не содержит лекарственный препарат ...... который на территории Российской Федерации не зарегистрирован. В связи с этим обеспечение лекарственным препаратом детей-инвалидов за счет средств, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в рамках оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг не представляется.

В суд апелляционной инстанции явились представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации, настаивавший на доводах апелляционной жалобы; представители Министерства здравоохранения Свердловской области, указавшие на то, что гарантированный объем бесплатного (за счет бюджетов всех уровней) лекарственного обеспечения ограничен соответствующими перечнями и не предусматривает обеспечение лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счет бюджетных средств; прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, законный представитель несовершеннолетнего ( / / )16 - Алексенцева Ю.Р., согласившиеся с законностью и обоснованностью решения суда.

Несовершеннолетний ( / / )17 представитель третьего лица ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ), который определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме (ч.2 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входят дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.

В соответствии с ч.5 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что несовершеннолетний ( / / )18 относится к категории ребенок-инвалид, страдает тяжелым наследственным заболеванием - ....

Диагноз установлен на основании лабораторных исследований и клинической картины заболевания и подтвержден медицинским заключением консилиума врачей Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» ( / / ), согласно которому заболевание является тяжелым наследственным заболеванием, носит прогрессирующий характер с развитием ранней тяжелой инвалидизации. По жизненным показателям несовершеннолетнему рекомендовано начать ферментозаместительную терапию препаратом .... Данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных, с имеющейся у ребенка тяжелой наследственной патологией.

С 2016 года несовершеннолетний ( / / )19 обеспечивался Министерством здравоохранения Свердловской области незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом ... производства США, за счет средств областного бюджета.

По результатам проверки, проведенной Счетной Палатой Свердловской области за период с 11.05.2016 по 29.05.2017 предоставление ребенку лекарственного препарата прекращено, в связи с нецелевым использованием бюджетных средств.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )20 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств отнесения несовершеннолетнего к определенной категории граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по медицинским показаниям, пришел к выводу о том, что нуждаемость пациента по жизненным показателям в лекарственном препарате, в данном случае не поставлена в зависимость от регистрации либо не регистрации такого препарата на территории Российской Федерации, а равно не ограничена Перечнем лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, поскольку иное бы противоречило гарантированным ст. 41 Конституции Российской Федерации правом ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь, с чем судебная коллегия не находит оснований не согласиться.

В соответствии с ч.1-5 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности

Ведение Федерального регистра осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 №403 утверждены Правила ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента (далее - Правила), и Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - Перечень).

К числу жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности Перечень (в редакции, действовавшей до 01.01.2019, т.е. в момент спорных правоотношений) относил мукополисахаридоз, типы I, II, VI - коды заболевания E76.0, E76.1, Е 76.2 (п.17-19).

Порядок финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи регламентирован ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, п.9 которого предусмотрено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (п.9.2 ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи в случаях, прямо не урегулированных настоящим Федеральным законом либо другими федеральными законами, определяются с учетом положений программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.11 ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Из установленных по делу обстоятельств следует, что несовершеннолетний ( / / )21 страдает тяжелым наследственным заболеванием - ...», которое не входит в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 №403, что не исключает у Министерства здравоохранения Свердловской области обязанность по обеспечению такого пациента от обеспечения жизненно важным лекарственным препаратом, который назначен ( / / )33 в соответствии с п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», предусматривающим, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №771, ст.ст. 47,48 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Обстоятельства принятия консилиумом врачей Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» (13.10.2014) решения о необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям несовершеннолетнему ( / / )22 лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации ... производства США, фактического предоставления пациенту такого препарата в 2016-2017 годах на бесплатной основе, путем ввоза на территорию Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №771, ст.ст. 47,48 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Согласно представленной ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница » справке (л.д.21) после получения ... терапии препаратом ... у несовершеннолетнего ( / / )23 отмечена отчетливая положительная динамика, что в полной мере соответствует заключению консилиума ( / / ) о том, что данная терапия является единственным эффективным патогенетическим методом лечения больных, с имеющейся у ребенка тяжелой наследственной патологией.

Доказательств того, что по жизненным показателям несовершеннолетнему возможно применение иного лекарственного препарата, в том числе в установленном порядке зарегистрированном на территории Российской Федерации, включенном в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, либо аналога препарата ... материалы дела не содержат.

Вопреки ошибочным суждениям ответчиков о том, что бесплатное обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно только исключительно в соответствии со стандартами медицинской помощи, последние содержат усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем, не являются алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать частные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, доводы ответчиков о том, что бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами осуществляется исключительно в гарантированном государством объеме в рамках соответствующих перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и не предусматривает обеспечение лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счет бюджетных средств, основаны на неверной трактовке положений Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации», Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов, противоречат гарантированному ст. 41 Конституции Российской Федерации праву гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Действующим законодательством установлена возможность ввоза на территорию Российской Федерации не имеющих регистрации лекарственных препаратов, приобретаемых за пределами территории Российской Федерации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента и определен порядок такого ввоза лекарственных средств.

Федеральный закон от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в которые, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», отнесены дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.

Вместе с тем, п.п. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из ч.1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всеми адресованными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 №1492, в разделе V «Финансовое обеспечение программы» предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержатся в п.п.3 п.2 главы 4 «Медицинская помощь, предоставляемая гражданам, проживающим в Свердловской области, за счет бюджетных ассигнований» Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 №1006-ПП.

Следовательно, закрепленные Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан, входящих в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входят дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, также должны осуществляться в связи с реализацией территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В связи с этим отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан. Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.

Исключив из Перечня групп населения и категорий заболеваний граждан, проживающих в Свердловской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в аптечных организациях за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 №438-ПП категорию дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, субъект Российской Федерации сократил тем самым круг граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», что с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, не должно нарушать прав истца.

В соответствии с п.12 Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 №16-ПП в сфере охраны здоровья граждан Министерство осуществляет следующие полномочия, в частности участвует в выработке и реализации государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан; разрабатывает и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, в том числе лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в предусмотренный федеральным законом перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

В сфере государственного управления Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.14 Положения).

Отнесение несовершеннолетнего ( / / )24. к категории лиц (ребенок - инвалид в возрасте до 18 лет) в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в частности все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, с учетом положений п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, не исключает возможность приобретения необходимого лекарственного препарата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, при наличии решения о назначении указанного препарата принятого консилиумом федеральной специализированной медицинской организации.

Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что консилиумом врачей Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» ( / / ) соответствующее решение о необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям несовершеннолетнему ( / / )25 лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации ... производства США принято. Пациенту в 2016-2017 годах на бесплатной основе фактически предоставлялся такой препарат, приобретаемый за счет бюджета Свердловской области, путем ввоза на территорию Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №771, ст.ст. 47,48 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

С учетом изложенного, возложенная на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )26 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения, предполагает приобретение такого препарата за счет бюджета Свердловской области.

Разрешая в порядке ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление прокурора об обращении принятого в отношении Министерства здравоохранения Свердловской области решения к немедленному исполнению, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспечение несовершеннолетнего ( / / )27 лекарственным препаратом ...) в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения, с учетом имеющегося у ребенка тяжелого наследственного заболевания, производится по жизненно необходимым показателям, вследствие чего отсутствие необходимого лекарственного препарата может не только ухудшить состояние здоровья, но и угрожать его жизни.

Выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению основаны на достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья либо жизни несовершеннолетнего ( / / )28

Признавая незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения законного представителя несовершеннолетнего - Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения ( / / )29 лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, суд первой инстанции в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценил совокупность представленных сторонами в материалы дела доказательств, свидетельствующих о неисполнении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации требований ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Возражениям Министерства здравоохранения Свердловской области о соблюдении порядка рассмотрения обращения законного представителя несовершеннолетнего - Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения ( / / )30 лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, являвшимся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, дана надлежащая оценка, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

Признавая обоснованность апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Российской Федерации, судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» отменяет апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.10.2018.

Постановленное по делу решение в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида ( / / )31 жизненно необходимым лекарственным препаратом ... в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата, обращения решения в указанной части к немедленному исполнению подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.10.2018.

решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 05.07.2018 отменить в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида ( / / )32 жизненно необходимым лекарственным препаратом ... в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата, обращения решения в указанной части к немедленному исполнению.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 05.07.2018 оставить без изменения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.С. Иванова