ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8635/2021 от 16.11.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Алхимова А.Е. Дело № 33-8635/2021

Докладчик: Долматова Н.И. (2-2337/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2021 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Савинцевой Н.А.,

и судей: Дуровой И.Н., Долматовой Н.И.,

при секретаре Гордиенко А.С.,

с участием прокурора Медведевой М.П.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Долматовой Н.И. дело по апелляционной жалобе представителя администрации Междуреченского городского округа Греб Татьяны Федоровны, действующей на основании доверенности,

апелляционному представлению прокурора г. Междуреченска Григорьева Д.В.

на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 1 июля 2021 года

по делу по иску прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Междуреченска Кемеровской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу о понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Междуреченска, в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса от 31 декабря 2020 года , в феврале 2021 года проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуации техногенного характера, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Междуреченский городской округ возведены два здания высотой более 30 метров, а именно 17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по проспекту <адрес> Вместе с тем, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 7.1 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года (далее - СП 4.13130.2013), подпункта «б» пункта 6 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного Приказом МЧС России от 25 октября 2017 года до настоящего времени 9 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, осуществляющий свою деятельность на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» не имеет специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных жилых домов, расположенные выше 30 метров. Отсутствие в пожарно-спасательном отряде специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения указанных многоквартирных жилых домов, расположенные выше 30 метров, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Прокуратурой города Междуреченска 8 февраля 2021 года руководителю 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу внесено представление об устранении обозначенных нарушений законодательства о пожарной безопасности. Согласно ответу на представление прокуратуры от 3 марта 2021 года , имевшие место нарушения закона не устранены. Истец просил с учетом уточненных исковых требований, возложить на Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу обязанность организовать материально-техническое обеспечение 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу специальной пожарной техникой, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных домов в <адрес> по проспекту <адрес> расположенных свыше 30 метров, в срок до 1 января 2022 года.

В судебном заседании суда первой инстанции старший помощник прокурора Центрального района г. Кемерово Шестера Л.А., действующая на основании поручения, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Кемеровской области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России – Агеев М.Ю., действующий на основании доверенностей от 28 декабря 2020 года и доверенности от 17 мая 2021 года, в судебном заседании исковые требования не признал.

Представители ответчика ГУ МЧС России по Кемеровской области Висков С.В. действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Тузков Д.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суд первой инстанции исковые требования также не признали.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Междуреченского городского округа в судебное заседание суда первой инстанции не явился.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 1 июля 2021 года постановлено:

Исковые требования прокурора города Междуреченска Кемеровской области к Главному управлению МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу о возложении обязанности организовать материально-техническое обеспечение 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу специальной пожарной техникой, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных домов в г. Междуреченске по проспекту <адрес> расположенных свыше 30 метров, в срок до 1 января 2022 года оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Междуреченского городского округа Греб Т.Ф., действующая на основании доверенности, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в силу пункта 33 раздела III Приказа МЧС России от 1 октября 2020 года руководитель (начальник) территориального органа (учреждения) несет персональную ответственность за выполнение мероприятий МТО и осуществляет руководство и организацию МТО. Организация и контроль материально-технического обеспечения (далее – МТО) в территориальных органах (учреждениях) по решению руководителя (начальника) территориального органа (учреждения) возлагаются на его заместителя и/или на руководителя подразделения МТО. При организации МТО руководитель (начальник) территориального органа (учреждения) определяет задачи по МТО, необходимые силы и средства для их выполнения, а также утверждает должностные инструкции (обязанности) должностных лиц территориального органа (учреждения), ответственных за МТО. ГУ МЧС России по <адрес> ежегодно утверждают План материально-технического оснащения и направляют его в МЧС России. Вместе с тем, судом не исследован данный вопрос, Планы МТО на 2019, 2020, 2021 годы, не запрашивались и в материалах дела отсутствуют. Ответчиком не исполняются обязанности по принятию мер, необходимых для надлежащего укомплектования 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, базирующегося на территории Междуреченского городского округа, специальной пожарной техникой, позволяющей проводить мероприятия по спасению людей и обеспечить возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных жилых домов, расположенные выше 30 метров. Администрация Междуреченского городского округа неоднократно обращалась к руководству ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу по вопросу укомплектования автолестницей с высотой подъема до 50 м., но вопрос так и не решился Кроме того, администрация Междуреченского городского округа не была извещена о том, что привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и ни разу не извещалась о дате и времени рассмотрения данного дела.

В апелляционном представлении прокурор г. Междуреченска Григорьева Д.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Ссылается, что в прокуратуру г. Междуреченска не поступали сведения о привлечении к участию в деле третьих лиц, а именно определение о привлечении к участию в деле администрации Междуреченского городского округа. Кроме того, в материалах гражданского дела отсутствует подобное определение суда. Администрация Междуреченского городского округа, будучи не извещенной о привлечении к участию в деле, о дате и времени судебных заседаний, не смогла реализовать свои процессуальные права. Кроме того, считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что прокурором г. Междуреченска не представлены доказательства, что обязанность по формированию государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств входит в компетенцию ответчика ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, поскольку требования прокурора заключались в том, чтобы ответчик принял меры по организации надлежащего материально-технического обеспечения 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу специальной пожарной техникой, возложенные на него в соответствии с действующим законодательством. Приказом МЧС России от 1 октября 2020 года утверждено Руководство по организации материально-технического обеспечения министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Руководство). В соответствии с положениями данного Руководства одной из основных задач МТО являются организация обеспечения вооружением, военной, пожарной и специальной техникой, в целях реализации задач МТО в территориальных органах (учреждениях) создаются подразделения МТО, руководитель (начальник) территориального органа (учреждения) несет персональную ответственность за выполнение мероприятий МТО и осуществляет руководство и организацию МТО. При организации МТО руководитель (начальник) территориального органа (учреждения) определяет задачи по МТО, необходимые силы и средства для их выполнения, а также утверждает должностные инструкции (обязанности) должностных лиц территориального органа (учреждения), ответственных за МТО. Однако, не смотря на вышеуказанную задачу территориальных органов (учреждений) МЧС России, судом не дана оценка надлежащим ли образом исполнялись обязанности ответчика по направлению потребности в МЧС России в специальной пожарной технике на территории муниципального образования Междуреченский городской округ, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных жилых домов, расположенных выше 30 метров. Также судом не исследован вопрос обоснования ответчиком перед МЧС России необходимости приобретения такой техники и включения ее в ежегодно предоставляемый в МЧС России План оснащения подразделений МЧС, а также включения в план-график размещения заказов. Считает, что довод ответчика о наличие в распоряжении 9 пожарно-спасательного отряда пожарных автомобилей, оснащенных ручными пожарными лестницами, для доставки боевого расчета, огнетушащих веществ и оборудования к месту ликвидации возгораний и проведения аварийно-спасательных работ, а также двух единиц специальной высотной техники, оборудованной системой пожаротушения, способной подать огнетушащие вещества на высоту выше 30 метров путем прокладки рукавных линий, не является достаточным оснащением пожарно-спасательного отряда для обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей, охране жизни и здоровья граждан, проживающих в 17-ти этажном и 14-ти этажном многоквартирных домах. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.1 СП 4.13130.2013. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года , для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: средства подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений. Между тем, в нарушении вышеуказанных требований до настоящего времени 9 пожарно-спасательный отряд не имеет вышеуказанной специальной пожарной техники. Полагает, что судом первой инстанции также не дана надлежащая оценка письму Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 5 апреля 2021 года № в адрес Главы Междуреченского городского округа, согласно которому Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу фактически признает заявленные исковые требования прокурора г. Междуреченска, так как из ответа следует, что для 9 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу Главным управлением предусмотрена поставка пожарных автолестниц с высотой подъема 30 метров.

Представителем ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу Агеевым М.Ю. принесены возражения на апелляционное представление.

В ходе апелляционного рассмотрения дела установлено нарушение норм процессуального права, связанное с рассмотрением дела и принятием судом решения при отсутствии сведений о надлежащем извещении третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Междуреченского городского округа о времени и месте судебного заседания, суд апелляционной инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 4 и ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия, с учетом мнения явившихся лиц, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц на основании п. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал апелляционное представление и заявленные уточненные исковые требования, просил решение суда отменить, принять новое решение.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России – Агеев М.Ю., действующий на основании доверенностей, в суде апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции было обоснованным, просил исковые требования оставить без удовлетворения.

Судебная коллегия, рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) с разрешением по существу исковых требований прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц по следующим основаниям.

При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что предусмотрено ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене независимо от доводов апелляционных жалобы, представления в случае, если дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания.

Согласно ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из материалов дела, судом первой инстанции 1 июня 2021 года привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Междуреченского городского округа.

При этом, данных о том, что администрация Междуреченского городского округа после привлечения к участию в деле своевременно извещалась судом первой инстанции о времени и месте судебного заседания, по завершении которого было принято решение суда, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции рассмотрел исковые требования прокурора г. Междуреченска Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц в отсутствие не извещенного надлежащим образом представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию Междуреченского городского округа, что в силу ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является безусловным основанием, влекущим отмену решения суда.

Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что государственным инспектором Кемеровской области по пожарному надзору Тузковым Д.А. была проведена плановая выездная проверка по оценке выполнения первичных мер безопасности администрацией Междуреченского городского округа, по итогам которой администрации вручено предписание от 21 июня 2019 года по устранению нарушений, а именно: при разработке и осуществлении планов и программ развития территории не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования в части допуска к возведению и эксплуатации зданий высотой более 30 метров по <адрес> при том, что на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров. Срок устранения нарушений установлен до 1 июня 2020 года.

Указанное предписание было оспорено администрацией в Междуреченском городском суде Кемеровской области и решением по делу от 2 марта 2020 года признано законным и обоснованным. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 июня 2020 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года решение Междуреченского городского суда Кемеровской области оставлено без изменения, а жалобы администрации – без удовлетворения.

В соответствии с кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2021 года решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 2 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 июня 2020 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса от 31 декабря 2020 года в феврале 2021 года прокуратурой города Междуреченска проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуации техногенного характера, в ходе которой выявлено, что на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» возведены два здания высотой более 30 метров: 14-этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по бульвару <адрес>

Прокуратурой города Междуреченска 8 февраля 2021 года руководителю 9 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в отсутствии на вооружении специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных жилых домов, расположенные выше 30 метров.

Как следует из ответа на представление прокуратуры города начальника 9 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу ФИО1 от 3 марта 2021 года , указанные прокурором нарушения законодательства о пожарной безопасности не нашли своего подтверждения, поскольку 9 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу не обладает полномочиями по внесению изменений в штатную численность и оснащенность подразделений, собственных денежных средств не имеет, закупку материально-технических средств не производит, осуществляет эксплуатацию материально-технического имущества, принадлежащего ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.

Государственным инспектором Кемеровской области по пожарному надзору Тузковым Д.А. 26 февраля 2021 года в отношении администрации Междуреченского городского округа выдано новое предписание аналогичного содержания, в котором установлен новый срок для устранения нарушений до 1 декабря 2021 года. Данное предписание до настоящего времени не оспорено в установленном законом порядке и является обязательным к исполнению.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что прокурором города Междуреченска не представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещения многоквартирных домов по проспекту <адрес>, расположенные свыше 30 метров, подлежит обеспечению исключительно силами специальной пожарной техники, а не иными предусмотренными законодательством доступными средствами; также не представлены доказательства, что обязанность по формированию государственного оборонного заказа по закупке товаров, работ, услуг по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств входит в компетенцию ответчика - ГУ МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу, поскольку поставка техники осуществляется централизованно Департаментом тылового и технического обеспечения ГУ МЧС России.

Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.

В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными задачами пожарной охраны являются в том числе спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу подпункта «б» п. 6 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утвержденного приказом МЧС России от 25 октября 2017 года № 467, к силам и средствам гарнизона относятся пожарная техника, находящаяся на вооружении подразделений гарнизона, в том числе мобильные средства пожаротушения (пожарно-спасательные автомобили).

Пунктом 1 и пунктом 3 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 27 марта 2020 года № 21, установлено, что территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - территориальный орган МЧС России), осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - Главное управление МЧС России) входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр).

На основании п. 5 и 6 вышеназванного Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главное управление МЧС России является юридическим лицом. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно разделу III вышеуказанного Положения… в рамках компетенции МЧС России Главное управление МЧС России в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие основные функции: осуществляет тушение пожаров в населенных пунктах; обеспечивает постоянную готовность пожарной, спасательной и беспилотной авиационной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования, морских (речных) судов и средств связи; организует материально-техническое обеспечение Главного управления МЧС России и организаций (учреждений) МЧС России, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением образовательных организаций высшего образования.

Приказом МЧС РФ от 1 октября 2020 года № 737 утверждено Руководство по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое определяет порядок планирования, организации обеспечения, эксплуатации, ремонта, приема-передачи и учета МТС, ведения парково-хозяйственной и повседневной деятельности в территориальных органах (учреждениях), а также проведения мероприятий по предупреждению происшествий с техникой.

Материально-техническое обеспечение в МЧС России представляет собой комплекс правовых, организационно-управленческих и технических мероприятий, направленных на всестороннее обеспечение территориальных органов (учреждений) всеми видами МТС в целях поддержания их в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

Основными задачами МТО являются в том числе организация планирования, определение потребности, истребование материально-технических и денежных средств, получение, учет и хранение МТС, их распределение, выдача (отправка, передача) по назначению, обеспечение личного состава территориальных органов (учреждений) по утвержденным нормам довольствия (снабжения), обеспечение рационального расходования материально-технических и денежных средств, ведение учета и отчетности (п. 2 вышеназванного Руководства по организации материально-технического обеспечения…).

В силу п. 4 Руководства по организации материально-технического обеспечения… материально-техническое обеспечение организуется по территориальному принципу, общее руководство осуществляет заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, курирующий соответствующие вопросы через в том числе руководителей территориальных органов (учреждений).

Согласно пунктам 13 - 15 Руководства по организации материально-технического обеспечения… при планировании материально-технического обеспечения учитываются следующие факторы: поддержание территориального органа (учреждения) в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению; потребность территориального органа (учреждения) в материально-технических и финансовых средствах; Централизованные поставки, осуществляемые в территориальные органы (учреждения).

При организации планирования материально-технического обеспечения руководитель (начальник) территориального органа (учреждения) осуществляет общее руководство планированием, а также организует взаимодействие структурных подразделений для обеспечения руководителей подразделений МТО территориального органа (учреждения) необходимыми исходными данными и утверждает План МТО территориального органа (учреждения). План МТО разрабатывается ежегодно.

В соответствии с п. 17 Руководства по организации материально-технического обеспечения… план МТО территориального органа (учреждения) на очередной год разрабатывается и представляется в филиал Центральной базы в соответствующем федеральном округе до 15 октября года, предшествующего планируемому.

Исходя из анализа вышеизложенного следует, что с целью выполнения положений федерального законодательства пожарные подразделения должны быть обеспечены соответствующей специальной пожарной техникой для подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий для выполнения ими всех необходимых задач при возникновении чрезвычайно ситуации, при этом характеристики данной пожарной техники должны соответствовать высоте зданий. Обеспечение подобной пожарной техники в территориальные органы осуществляется путем централизованных поставок МСЧ России на основании разработанных ранее территориальными органами ежегодных планов материально-технического обеспечение с учетом потребностей территориального органа.

Следовательно, для организации материально-технического обеспечения подразделения пожарной охраны территориального органа специальной пожарной техникой, ответчику необходимо при планировании материально-технического обеспечения на очередной год учитывать вышеуказанную потребность с учетом наличия на территории субъекта зданий повышенной этажности и включить в план материально-технического обеспечения на очередной год необходимое количество специальной пожарной техники с учетом названных обстоятельств, предоставляя его в последующем для реализации в МЧС России путем осуществления централизованной поставки.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования «Междуреченский городской округ» осуществляет деятельность 9 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления МСЧ России по Кемеровской области-Кузбассу.

Как следует из материалов дела в границах муниципального образования «Междуреченский городской округ» расположены многоквартирные дома повышенной этажности (свыше 9-го этажа), введенные в эксплуатацию.

Однако, в целях осуществления задачи по тушению пожаров, в том числе и в домах повышенной этажности, и проведению аварийно-спасательных работ в 9-м пожарно-спасательном отряде ФПС ГПС Главного управления МСЧ России по Кемеровской области-Кузбассу отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить проведение мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в помещение зданий свыше 30 метров.

В связи с отсутствием специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить подразделению пожарной охраны проведение соответствующих мероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации в отношении многоквартирных домов повышенной этажности свыше 30 метров, администрация муниципального образования «Междуреченский городской округ» неоднократно обращалась к ответчику с ходатайствами об обеспечении 9-го пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МСЧ России по Кемеровской области-Кузбассу вышеуказанной пожарной техникой.

Как усматривается из сообщения Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу от 5 апреля 2021 года № ИВ-201-5-1018, МЧС России ведется планомерная работа по переоснащению подразделений федеральной противопожарной службы субъектов Российской Федерации современными образцами техники и оборудования, в том числе и подразделений ФПС ГПС Кемеровской области-Кузбасса. Финансирование Главного управления на приобретение пожарной основной и специальной техники не выделяется, поставка техники осуществляется централизовано МСЧ России. При разработке плана материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу на 2022 год потребность пожарной автолестницы с высотой подъеме 50 метров будет учтена, и при ее поступлении будет осуществлена поставка на укомплектование 1 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления.

На момент рассмотрения данного дела в суде апелляционной инстанции представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МЧС России судебной коллегии не были представлены доказательства, что 9 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления оснащен вышеуказанной специальной пожарной техникой с учетом наличия на территории городского округа многоквартирных домов повышенной этажности выше 30 метров, либо, что Главным управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу организовано материально-техническое обеспечение данного отряда в виде включения в план материального-технического обеспечения территориального органа на 2022 года с последующим его предоставлением в МЧС России в порядке, предусмотренном приказом МЧС России от 1 октября 2020 года № 737.

Доводы представителей ответчика, что 9 пожарно-спасательный отряд оснащен специальной техникой с высотой лестниц 30 метров, что достаточно для проведения пожарно-спасательных мероприятий многоквартирных домов повышенной этажности выше 30 метров, не подтверждены материалами дела и являются необоснованными Кроме того, характеристики указанной ответчиком пожарной техники с высотой подъема 30 метров будет явно недостаточным для зданий выше 30 метров и не обеспечит подъем личного состава и пожарной техники на этажи и кровлю здания, находящихся выше указанной высоты.

Ссылка представителя ответчика Агеева М.Ю., что в 9 пожарно-спасательном отряде не имеется условий хранения вышеуказанной специальной пожарной техники, что необходимо обеспечить возведение нового гаражного сооружения, не является основанием для невключения в соответствующий план материально-технического обеспечения ответчика на очередной год названной специальной техникой.

Судебная коллегия также находит необоснованным довод ответчика, что обеспечение средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и кровлю зданий должно обеспечиваться первичными мерами пожарной безопасности в виду нижеследующего.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.

Статьей 63 Федерального закона от 22июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу приведенных норм законодательства первичные меры пожарной безопасности не включают в себя полномочия администрации городского округа, как органа местного самоуправления, по укомплектованию подразделений пожарной безопасности округа специальным техническим оборудованием для осуществления деятельности пожарных подразделений, в том числе по подъему личного состава подразделений и пожарной техники на этажи и кровлю зданий.

Возведение на территории муниципального образования многоквартирных домов повышенной этажности выше 30 метров, при отсутствии на момент ввода здания в эксплуатацию на территории муниципального органа специальной пожарной техники с характеристиками, соответствующими такому зданию, также не может являться основанием для необеспечения в последующим своевременно пожарных подразделений на данной территории соответствующей пожарной техникой.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что 9 пожарно-спасательный отряд ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу при наличии потребности не обеспечен специальной пожарной техникой, позволяющей осуществлять работу подразделения пожарной охраны в многоквартирных домах выше 30 метров.

Однако, суд первой инстанции не принял во внимание вышеуказанное обстоятельство, и что ответчик не исполняет обязанность организовать материально-техническое обеспечение данного отряда посредством включения в план материально-технического обеспечения территориального органа указанной специальной пожарной техники.

По мнению судебной коллегии включение в план материально-технического обеспечения вышеназванной пожарной техники должно быть осуществлено территориальным органом на 2022 года со сроком исполнения судебного акта до 1 января 2022 года, исходя из того, что несоблюдение законодательства о пожарной безопасности и несвоевременное обеспечение пожарных подразделений соответствующей специальной пожарной техникой ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в многоквартирных домах повышенной высотности выше 30 метров при возникновении чрезвычайной ситуации.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований и возложении обязанности на ответчика организовать материально-техническое обеспечение 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 1 июля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Возложить на Главное управление МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу обязанность организовать материально-техническое обеспечение 9 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу посредством включения в план материально-технического обеспечения Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу на 2022 год специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить работу подразделения пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделения пожарной охраны и доставки средств пожаротушения многоквартирных домов свыше 30 метров, в срок до 1 января 2022 года.

Апелляционную жалобу представителя администрации Междуреченского городского округа Греб Татьяны Федоровны, действующей на основании доверенности, апелляционное представление прокурора г. Междуреченска Григорьева Д.В. удовлетворить.

Председательствующий Н.А. Савинцева

Судьи И.Н. Дурова

Н.И. Долматова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 ноября 2021 года.