АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пьянков Л.А.
Дело № 33-9083
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Копылова-Прилипко Д.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Емельяновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело 16 августа 2017 года по апелляционным жалобам Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания ГУ МВД России по Пермскомукраю» и ГУ МВД России по Пермскому краю на решение Чердынского районного суда Пермского края от 04 апреля 2017 года, которым постановлено:
Административные исковые требования прокурора Чердынского района к Отделу МВД России по Чердынскому району, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» о признании действий (бездействий) незаконными и возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать бездействие Отдела МВД России по Чердынскому району, выразившееся в несоблюдении требований Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389, незаконным.
Признать бездействие ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю», выразившееся в отсутствии организации эксплуатации и содержания помещений для задержанных за административное правонарушение, расположенные по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, с нарушением требований Приказа МВД РФ от 30.04.2012 № 389 и нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, незаконным.
Возложить обязанность на Отдел МВД России по Чердынскому району провести работы по надлежащему оборудованию служебных помещений для задержанных по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389
Возложить обязанность на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» организовать эксплуатацию и содержание служебных помещений для задержанных по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389, обеспечить приведение служебных помещений для задержанных в здании по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., пояснения прокурора Зелениной М.В., представителя ГУ МВД России по Пермскому краю, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском к отделу МВД России по Чердынскому району, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей.
В обоснование иска указано, что 09.02.2017 в ходе проверки исполнения отделом МВД России по Чердынскому району порядка содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, выявлены нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» (далее ФКУ) просит решение суда отменить в части возложения обязанностей, указывает, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: Пермский край, г.Чердынь, ул. Юргановская, 53, находится в оперативном управлении Отдела МВД России по Чердынскому району (далее отдел). Отдел в целях реализации своих полномочий имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении отдела. Осведомленность ФКУ о проблемах не является основанием для организации эксплуатации и содержания недвижимого имущества Отдела. Отделом была предоставлена информация, содержащая перечень необходимых планируемых ремонтных работ. Однако в указанном перечне не было работ, требуемых для проведения в помещении для задержанных за совершение административных правонарушений. Обязанность по организации содержания служебных помещений для задержанных возлагается на Отдел.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю просит решение суда отменить, указывают, что судом не было учтено, выявленные нарушения относятся к капитальному ремонту, проведение которого не является уставной деятельностью ФКУ. ФКУ финансируется за счет средств федерального бюджета, государственные средства расходуются только по целевому назначению и по утвержденной смете расходов. Фактически суд, минуя уполномоченный орган, обязал ответчика произвести ремонтно-реставрационные и иные работы здания, относящегося к памятнику архитектуры и истории.
Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что 09.02.2017 заместителем прокурора Чердынского района проведена внеплановая проверка помещений для содержания административно-задержанных лиц, расположенных по адресу: г. Чердынь, ул. Юргановская, 53.
По результатам проверки составлен акт от 09.02.2017.
Согласно указанному акту выявлены нарушения обязательных требований
пункта 13.3.2 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175);
пункту 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315;
пункта 23 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390;
в части Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389.
Признавая незаконным бездействие Отдела МВД России по Чердынскому району, суд исходил из того, что эксплуатация помещений для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, осуществляется отделом в нарушение Приказа МВД РФ от 30.04.2012 № 389. Несоблюдение санитарных норм и правил пожарной безопасности создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, которые могут содержаться в указанных помещениях.
Признавая незаконным бездействие ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю», суд исходил из того, что организация эксплуатации и содержания помещений для лиц, задержанных за административное правонарушение, расположенные по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, не соответствует требованиям Приказа МВД РФ от 30.04.2012 № 389 и законодательству о пожарной безопасности.
Судебная коллегия признает указанные выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими установленным по делу обстоятельствам.
Доводы обеих апелляционных жалоб являются несостоятельными и отмену судебного акта не влекут.
Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 (ред. от 19.06.2014) утверждено Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, содержащее Правила оборудования служебных помещений для задержанных (приложение 2).
Установив факты несоответствия двух помещений для содержания административно-задержанных лиц требованиям указанных Правил, суд обоснованно возложил на Отдел обязанность по проведению работ по надлежащему оборудованию служебных помещений для задержанных по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, на ФКУ обязанность по организации эксплуатации и содержанию служебных помещений, в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 30.04.2012 № 389.
Возложение соответствующих обязанностей на Отдел и ФКУ соотносится с Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389, Положением об Отделе, утвержденным Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 06.11.2014 № 1307, и распоряжением Правительства РФ от 14.02.2012 № 199-р.
Доводы жалобы ФКУ в части возложения обязанности по организации содержания служебных помещений для задержанных на Отдел несостоятельны.
Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» создано распоряжением Правительства РФ от 14.02.2012 № 199-р.
Целями деятельности учреждения является, в том числе, организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждения и технический контроль за его состоянием; обеспечение пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России.
Доводы жалобы ГУ МВД России по Пермскому краю о том, что выявленные нарушения относятся к капитальному ремонту, проведение которого не является уставной деятельностью ФКУ, равно как и финансирование ФКУ за счет средств федерального бюджета по утвержденной смете расходов, отмену судебного акта также не влекут.
Решением суда на ФКУ обязанность по капитальному ремонту не возложена. Согласно решению суда ФКУ обязано организовать эксплуатацию и содержание служебных помещений для задержанных по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, в соответствии с требованиями Приказа МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан», обеспечить приведение служебных помещений для задержанных в здании по адресу: Пермский край, г. Чердынь, ул. Юргановская, 53, в соответствии с требованиями пожарной безопасности, что является целью деятельности учреждения.
Финансирование ФКУ за счет средств федерального бюджета не освобождает ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» от целей по организации эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России.
Доводы жалобы относительно расположения помещений в здании, отнесенном к объектам культурного наследия регионального наследия, на который выдано охранное обязательство, были предметом судебного разбирательства и правомерно отклонены.
Требования охранного обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры от 23.12.2005 не препятствуют созданию и размещению помещений для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, в иных зданиях, в отношении которых не установлены охранные обязательства. Кроме этого, как правильно указано судом первой инстанции, охранное обязательство также предписывает отделу иметь противопожарное оборудование согласно требованиям органов пожарной охраны.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 84 КАС РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Чердынского районного суда Пермского края от 04 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания ГУ МВД России по Пермскомукраю» и ГУ МВД России по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: