ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9497/2016 от 28.07.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Курмаева А.Х. Гр.д. № 33-9497/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Емелина А.В.,

судей – Осиповой С.К., Сафоновой Л.А.,

при секретаре – Булановой В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сорокина В.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Иск Сорокина В.Н. к ООО «Агентство путешествий «Натали» оставить без удовлетворения в полном объеме».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Емелина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сорокин В.Н. обратился в суд с иском к ООО Агентство путешествий «Натали» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы следующим. ДД.ММ.ГГГГ между Сорокиным В.Н. и ООО «Агентство путешествий «Натали» заключен договор , по условиям которого ответчик обязался предоставить туристский продукт и/или туристские услуги в Испании (о. Майорка), в том числе перелет Самара (30.08.15г.) – Барселона – Пальма – Барселона – Самара (ДД.ММ.ГГГГ), трансфер ДД.ММ.ГГГГ. аэропорт Пальма-отель HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3*- аэропорт Пальма ДД.ММ.ГГГГ, медицинская страховка, проживание HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3* по системе все включено, двухместный номер с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 ночей), а истец, в свою очередь, обязался оплатить туристский продукт и/или туристские услуги. Общая стоимость туристских услуг составила 130 812 руб. и оплачена истцом в полном объеме. Трансфер, предусмотренный условиями договора, предоставлен не был, в аэропорту Пальмы его не встретили, и до гостиницы пришлось добираться самостоятельно. Обратившись к ответчику, он получил ответ о том, что отель, в котором разместился истец в соответствии с договором, компанией «Натали Турс» не обслуживается, более того, в дальнейшем ему было отказано в консультировании по вопросам туристского продукта. Фактически он остался без какого-либо туристического обслуживания и поддержки туристической компании. В соответствии с п. 1.1. договора, ответчик обязался предоставить перелет: Самара-Барселона-Пальма-Барселона-Самара, т.е. перелет к месту отдыха и обратно происходил со стыковкой в Барселоне. При перелете к месту отдыха (Пальма) стыковочное время составляло около 4 часов. При обратном перелете стыковочное время между рейсами составляло 01 час 05 минут, кроме того, рейс самолета с Пальмы задержался более чем на 20 минут, и соответственно прилетел в Барселону со значительным опозданием. Т.е. у него оставалось около 45 минут, чтобы произвести посадку на следующий рейс. Согласно мировым стандартам международной ассоциации воздушного транспорта (INTERNATIONAL AIR TRANSPORT ASSOCIATION, IATA) минимальное стыковочное время (Minimum connection times, МСТ) при пересадке с внутреннего рейса на международный рейс составляет 60 минут. В дополнение ко всему произошла длительная временная задержка при пограничном контроле. Возможность успеть на рейс до Самары у него отсутствовала, в связи с чем он понес незапланированные материальные расходы на приобретение билетов до Самары. Претензия с просьбой возместить указанные расходы, ответчиком оставлена без удовлетворения. Считает, что ответчик в полном объеме не оказал услуги, предусмотренные договором и действующим законодательством. Объем неоказанных или оказанных некачественно услуг оценивает в 25% от стоимости услуг по договору, что составляет 34 503 руб. Кроме того, что ответчик обязан возместить ему ущерб в размере стоимости авиабилетов Пальма-Барселона-Прага-Самара в размере 42 706 руб.

На основании изложенного, Сорокин В.Н. просил суд взыскать с ООО «Агентство путешествий «Натали» компенсацию материального ущерба в размере 77 209 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., неустойку в сумме 138 012 руб., а также штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом, а всего взыскать 117 610, 50 руб.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Сорокин В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования. В жалобе приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде первой инстанции.

Сорокин В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.

Представитель ООО «Агентство путешествий «Натали» в заседание судебной коллегии не явился, извещался надлежащим образом и своевременно.

В соответствии с требованиями ст. 167, ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, неявившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его правильным.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Согласно требованиям ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Туроператорская деятельность это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом.

Турагентская деятельность представляет собой деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Статьёй 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено, что туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.

Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени. В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора; условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров; порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта, а также в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу; условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом; взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (ч.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, должен включать информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор. При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайга в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и другие сведения).

С учетом положений статьи 39 Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых, не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п.2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии со статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Сорокиным В.Н. (клиент) и ООО «Агентство путешествий «Натали» (агентство) заключен договор , в соответствии с которым ответчик обязался предоставить истцу туристский продукт и/или туристские услуги в Испании (о.Майорка): перелет Самара (ДД.ММ.ГГГГ) – Барселона – Пальма – Барселона – Самара (ДД.ММ.ГГГГ), трансфер ДД.ММ.ГГГГ аэропорт Пальма-отель HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3*-аэропорт Пальма ДД.ММ.ГГГГ, медицинская страховка, проживание HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3* по системе все включено, двухместный номер с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (13 ночей), а истец обязался оплатить туристский продукт и/или туристские услуги.

Обязательства по оплате туристского продукта истцом были исполнены в полном объеме, что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 140 940 руб. (л.д.14).

Заявляя настоящие требования, а также в апелляционной жалобе истец утверждает, что в аэропорту Пальмы его не встретили и до гостиницы пришлось добираться самостоятельно, трансфер предоставлен не был. В связи с тем, что туристские услуги оказаны некачественно и не в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию неустойка в размере 25 % стоимости турпутевки.

Однако установлено и не опровергнуто допустимыми и достоверными доказательствами, что в стоимость забронированного агентством туристского продукта не входило обслуживание на курорте.

Как следует из ответа ООО «Агентство путешествий «Натали» на претензию истца, по итогам переговоров с иностранным поставщиком было принято решение о возврате стоимости трансфера по маршруту «аэропорт-отель» в сумме 778 руб. По вопросу возврата указанной суммы истец не лишен права обратиться по месту приобретения тура.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату 25% от стоимости услуг по договору, что составляет 34 503 руб., не имеется.

Условиями договора, заключенного между истцом и ответчиком, (п.1.1) также предусмотрена обязанность ответчика предоставить перелет: Самара-Барселона-Пальма-Барселона-Самара.

Установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что перелет к месту отдыха и обратно происходил со стыковкой в Барселоне.

Обращаясь к ответчику с иском о взыскании незапланированных материальных расходов на приобретение билетов до Самары в размере 42 706 руб., истец ссылался на то, что при перелете к месту отдыха (Пальма) стыковочное время составляло около 04 часов. При обратном перелете стыковочное время между рейсами составляло 01 час 05 минут, рейс самолета с Пальмы задержался более чем на 20 минут, и соответственно прилетел в Барселону со значительным опозданием, в связи с чем, оставалось около 45 минут, чтобы произвести посадку на следующий рейс. В дополнение ко всему произошла длительная временная задержка при пограничном контроле, потому фактически не было возможности успеть на рейс до Самары.

Суд пришел к выводу о необоснованности указанных требований, при этом обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 103 Воздушного кодекса РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.

Согласно ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В силу п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утв. Приказом Минтранса России № 82 от 28.06.2007, пассажир обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.

Для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа (п.77 Правил).

В силу п.80 Правил пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (п.81 Правил).

В п. 84 названных Правил закреплено, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

В соответствии с п. 90 Правил пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру (п.91 Правил).

Из анализа положений Федеральных авиационных правил следует, что ответственность за изменение времени вылета рейса и вытекающие последствия перед туристами несет непосредственно авиаперевозчик, который на основании запроса пассажира принимает решение о размере компенсации в связи с указанными событиями.

Судом установлено, что в состав туристического продукта был включен авиаперелет рейсом VY 3919 по маршруту Пальма-де-Майорка - Барселона.

Установлено, что в связи с обращением истца ответчиком инициирована служебная проверка, запрошена соответствующая информация у иностранных партнеров.

Так согласно информации, полученной ответчиком от авиакомпании Vueling, регистрация на рейс VY 7708 Барселона-Самара закончилась в 21:35, а посадка была закрыта в 22:30, при этом, с учетом задержки в 15-20 минут рейс VY 3919 Пальма-де-Майорка - Барселона приземлился в Барселоне в 20:30, то есть за 1 час до закрытия посадки на рейс VY 7708 Барселона-Самара.

Из вышеизложенного следует, что истец и сопровождающий турист были своевременно доставлены в аэропорт Барселоны.

Более того, судебная коллегия учитывает, что на рейс VY 7708 Барселона-Самара туристы были зарегистрированы в Пальма-де-Майорка и необходимости проходить регистрацию в Барселоне у них не было.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, истцом не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в распоряжении истца имелось достаточно (1 час) для посадки на рейс и осуществления иных предполетных формальностей.

На посадочном талоне, выдаваемом при регистрации пассажирам, указывается точное время вылета с учетом каких-либо изменений, в целях обеспечения точного расписания полетов все пассажиры должны прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне.

Учитывая, что истец прошел регистрацию на рейс VY 7708 Барселона-Самара, получил посадочный талон, ему была известна информация о времени вылета и прибытия к посадке.

Причинно-следственная связь между необходимостью приобретения истцом дополнительных билетов в связи с опозданием на рейс, а также действиями ответчика отсутствует.

Допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих об отсутствии у истца информации о времени вылета авиарейса VY 7708 Барселона-Самара, либо предоставлении ему ответчиком недостоверной информации о времени вылета, не предоставлено.

Обязанность своевременного прибытия к месту регистрации пассажиров, а также к месту посадки на борт воздушного судна предусмотрена п.80 названных выше Правил.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными выше требованиями законодательства, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении требований в части возмещения расходов, связанных с самостоятельным приобретением билетов Пальма-Барселона-Прага – Самара в сумме 42 706 руб.

Согласно с пп. 4 п.1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ уплаченная пассажиром провозная плата (стоимость авиабилета) не возвращается, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы (т.е. приобретен "невозвратный" билет).

Авиабилеты, приобретенные в составе тура, выписаны и подтверждены авиакомпанией, следствием чего явилась регистрация истца на рейс. В соответствии с условиями договора авиаперевозки авиабилеты содержат условие «Non Refundable» - «Невозвратный» билет, что подразумевает отсутствие возможности вернуть уплаченную стоимость в соответствии с правилами и тарифом авиакомпании.

Данная информация была доведена истца при подписании договора, каких-либо вопросов в связи с этим у истца не возникало.

Установлено также, что сведения о том, что авиабилеты не подлежат возврату, также отражены в памятке туриста, кроме того информация о том, что билеты, приобретенные в составе туров, приобретаются по невозвратным тарифам, представлена в открытом доступе на официальном сайте ответчика.

Принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих нарушение условий договора ответчиком, не представлено, учитывая, что истец воспользовался туристическими услугами по приобретенному турпродукту в срок и на условиях, предусмотренных договором, суд первой инстанции правомерно оставил без удовлетворения требования истца части взыскания неустойки в размере 138 012 руб. не подлежат удовлетворению.

По вышеизложенным основаниям, а также ввиду отсутствия доказательств нарушения ответчиком прав истца как потребителя, требования истца о компенсации морального вреда в размере и штрафа также правильно оставлены без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, которым судом дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, и не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем они не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина В.Н. - без удовлетворения.

Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий:

Судьи: