ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10041/2023 от 13.12.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 – инстанции Ягжова М.В. УИД 38RS0001-01-2023-002136-75 Судья-докладчик Папуша А.С. № 33а-10041/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2023 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Каракич Л.Л.,

судей Павленко Н.С., Папуши А.С.,

при секретаре Поповой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3492/2023 по административному иску прокурора г. Ангарска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад присмотра и оздоровления № 72, администрации Ангарского городского округа о возложении обязанности исполнить требования антитеррористической защищенности объектов,

по апелляционной жалобе администрации Ангарского городского округа на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 июля 2023 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование заявленных требований указано, что Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад присмотра и оздоровления № 72 (далее - МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72), расположенном по адресу: <адрес изъят> отнесено к 3 категории опасности. Согласно Уставу учреждения, функции и полномочия Учредителя от имени Ангарского городского округа осуществляет администрация Ангарского городского округа в лице Управления образования администрации Ангарского городского округа. В ходе проведенной выездной проверки установлено, что МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 не в полном объеме выполняются мероприятия антитеррористического законодательства. Прокуратурой города по результатам проверки в адрес заведующей МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 внесено представление от 10 октября 2019 г. Представление прокурора рассмотрено, однако нарушения, выявленные прокуратурой, не устранены.

Административный истец просит обязать МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить здание дошкольного учреждения: охранной сигнализацией; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованным на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); стационарными и ручными металлоискателями.

Обязать администрацию Ангарского городского округа в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 в целях выполнения мероприятий по обеспечению здания дошкольного учреждения: охранной сигнализацией; охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудованным на 1-м этаже помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); стационарными и ручными металлоискателями.

12 мая 2023 г. определением Ангарского городского суда Иркутской области к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство образования Иркутской области.

Решением Ангарского городского суда Иркутской областиот 19 июля 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Ангарского городского округа просит решение суда отменить, в части оборудования на 1 – этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений. В обоснование доводов указывает, что выделить отдельное помещение не представляется возможным в связи с конструктивными и функциональными особенностями здания. Более того указывает, что возложенные требования сопряжены с перепланировкой, либо реконструкцией здания.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи Папуши А.С., пояснения представителя административного ответчика администрации Ангарского городского округа Л.Е.В., представителя заинтересованного лица Управления образования администрации Ангарского городского округа Л.Т.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора А.О.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу части 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенные нарушения, необеспечение надлежащих условий для охраны жизни и здоровья учащихся - несовершеннолетних воспитанников - являются недопустимыми и подлежат устранению. Факт неисполнения обязанности по соблюдению законодательства об антитеррористической защищенности объекта нашел свое подтверждение. Кроме того, выявленные нарушения носят длящийся характер и продолжают иметь место в настоящее время, административными ответчиками не устранены.

Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних обучающихся и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от посягательств, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие терроризму, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 указанных обязанностей.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

В соответствии с частью 3, частью 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Юридические лица, использующие принадлежащее им имущество в образовательных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены обязательные для выполнения требования, организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 того же Постановления, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

В силу положений пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктом 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Общие требования к организации охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности установлены ГОСТ Р 58485-2019.

Требования указанного Стандарта распространяются также на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Охранные мероприятия следует организовать на всех объектах образования в зависимости от степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения (п. п. 1.1, 4.1 ГОСТ Р 58485-2019).

Помимо общих требований по обеспечению безопасности обучающихся и работников, образовательные организации также должны обеспечить выполнение Требований по обеспечению антитеррористической защищенности.

По общему правилу охрана объектов образования может осуществляться как частными охранными организациями, так и подразделениями ведомственной охраны (п. п. 1.2, 4.2 ГОСТ Р 58485-2019).

Работники охранной организации, исполняющие обязанности охранников образовательной организации (работников по обеспечению охраны образовательных организаций), а также начальники охраны таких объектов или участков должны иметь документ, подтверждающий прохождение дополнительной подготовки и (или) свидетельство о квалификации, соответствующей требованиям профессиональных стандартов в сфере обеспечения безопасности образовательных организаций (при их наличии) (п. 4.3 ГОСТ Р 58485-2019).

Установлено, что МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Управления образования администрации Ангарского городского округа от 21 декабря 2015 г. Номер изъят.

Пунктом 1.7 Устава определено, что учредителем является Ангарский городской округ.

Согласно пункту 1.8. Устава функции и полномочия Учредителя от имени Ангарского городского округа осуществляет администрация Ангарского городского округа в лице Управления образования администрации Ангарского городского округа (далее - Учредитель).

В силу пункту 1.9. Устава к компетенции Учредителя в области управления Учреждением относится установление и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения, а также финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие Учреждения, перечень которых определяется Учредителем.

В соответствии с пунктом 5.1. Устава собственник имущества по согласованию с Учредителем на праве оперативного управления закрепляет за Учреждением в целях его уставной деятельности необходимое движимое и недвижимое имущество.

Прокурором г. Ангарска в отношении МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 в 2019 году проведена проверка соблюдения требований, установленных Федеральным законом «О противодействии терроризму», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, в ходе которой выявлено, что здание учреждения, расположенное по адресу: <адрес изъят>, на момент проверки имело 2 категорию опасности, в здании отсутствовало видеонаблюдение, не был надлежащим образом обеспечен пропускной внутриобъектовый режим, не налажен контроль за его функционированием.

10 октября 2019 г. по результатам проверки прокурором г. Ангарска заведующей МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 внесено представление об устранении нарушений антитеррористического законодательства. По результатам вынесенного прокуратурой представления меры не приняты.

При этом установлен факт неисполнения МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 требований к антитеррористической защищенности объекта третьей категории опасности.

Установлено, что в 2020 году по результатам категорирования межведомственной комиссией МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 присвоена третья категория опасности.

Согласно утвержденному Паспорту безопасности здания от 7 октября 2020 г., акта обследования и категорирования объекта образовательного объекта МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 установлено, что в нарушение вышеуказанных требований Постановления Правительства Российской Федерации № 1006:

- здание не оснащено охранной сигнализацией;

- объект не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- на 1-м этаже здания не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- отсутствуют контрольно-пропускные пункты (посты охраны) основных входов в здание;

- не установлены стационарные и ручные металлоискатели.

На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Такими требованиями являются Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г.№ 1006.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (пункт 6 Требований, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006).

В силу подпункта «б» пункта 25, пункта 24 названных выше Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На основании подпункта «е» пункта 20 названных Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

10 октября 2019 г. Прокурором г. Ангарска заведующей МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 вынесено представление. По результатам вынесенного прокуратурой представления меры не приняты. Кроме того, установлен факт неисполнения со стороны МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 иных требований к антитеррористической защищенности объекта третьей категории, что нашло свое отражение в Паспорте безопасности учреждения, утвержденном 7 октября 2020 г. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждены совокупностью материалов дела.

Согласно положениям, пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В силу части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Поскольку в отношении МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72 как объекта третьей категории опасности, должна обеспечиваться антитеррористическая защищенность путем соблюдения требований, предусмотренных, в том числе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, суд первой инстанции правомерно возложил на образовательную организацию такие обязанности.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72, оборудовать помещение для охраны на 1-ом этаже, с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализацией и средств передачи тревожных сообщений, в связи с конструктивными и функциональными особенностями здания, основаниями для пересмотра обжалуемого судебного акта не являются, так как обеспечение безопасности детей относится к одной из первостепенных задач общества и государства.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания в учреждении несовершеннолетних детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

Так, в силу статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на образовательное учреждение возложена обязанность создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно представленной администрацией Ангарского городского округа информации, финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений осуществляется в рамках подпрограммы 1 «Профилактика правонарушений, экстремизма и терроризма» на 2020-2025 годы муниципальной программы Ангарского городского округа «Безопасность и правопорядок» на 2020-2025 годы, утвержденной постановлением администрации Ангарского городского округа от 13 ноября 2019 г. № 1172-па. В рамках заключенного соглашения между министерством образования Иркутской области и администрацией Ангарского городского округа о предоставлении субсидии из областного бюджета местному бюджету в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) муниципальных образовательных организаций в Иркутской области от 7 февраля 2023 г. Номер изъят Ангарскому городскому округу выделены средства из областного бюджета на 2023-2024 годы.

Объем финансового обеспечения на реализацию данного мероприятия с учетом средств местного бюджета за два года составит 36 394,5 тыс. руб., в том числе: 2023 год – 8495,0 тыс. руб., в том числе – 7 050,7 тыс. руб. из областного бюджета и 1 444,3 тыс. руб. из бюджета Ангарского городского округа; 2024 год – 27 899,5 тыс. руб., в том числе – 23 156.5 тыс. руб. из областного бюджета и 4 743,0 тыс. руб. из бюджета Ангарского городского округа. В 2023 году мероприятия осуществляются в отношении объектов 2 категории опасности (20 объектов), в 2024 году – планируется осуществить мероприятия в отношении объектов 3 категории опасности (118 объектов), в том числе МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 72. В рамках выделенного финансирования данные средства будут направлены на оборудование объектов дополнительными средствами видеонаблюдения, ручными и стационарными металлоискателями, системами охранной сигнализации и системами оповещения при ЧС.

В соответствии с пунктом 1.7 Межведомственного плана по профилактике и предупреждению вооруженных нападений на образовательные организации Иркутской области на 2022-2024 годы, утвержденного распоряжением первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 26 сентября 2022 г. № 64-рзп, мероприятия по обеспечению физической охраной муниципальных образовательных учреждений запланированы в рамках софинансирования до 2024 года. Бюджет администрации Ангарского городского округа на 2023 год сформирован и утвержден в условиях экономической нестабильности и жестких финансовых ограничений, является дефицитным.

Между тем, отсутствие достаточного финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений, не освобождает орган муниципального образования от обязанностей по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации, вместе с тем, до настоящего времени нарушения антитеррористического законодательства не устранены, что негативно влияет на безопасность пребывающих в здании учреждения лиц.

Доводы апелляционной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку не позволяют сделать вывод, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера. Правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств отсутствуют. Иная точка зрения апеллянта на спорные правоотношения основанием к отмене судебного акта не является.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, основания для его отмены либо изменения в апелляционном порядке отсутствуют.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемого решения суда также не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ангарского городского суда Иркутской области от 19 июля 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Л.Л. Каракич

Судьи

Н.С. ПавленкоА.С. Папуша