ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-10735/2023 от 20.12.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Соболева Т.А.

УИД 38RS0009-01-2023-000441-80

Судья-докладчик Махмудова О.С.

№ 33а-10735/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2023 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,

судей Махмудовой О.С., Павленко Н.С.,

при секретаре Моисеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-542/2023 по административному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора к администрации Зиминского районного муниципального образования о признании незаконным бездействия и возложении обязанности

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней администрации Зиминского районного муниципального образования на решение Зиминского городского суда Иркутской области от 27 июля 2023 г.

установила:

в обоснование административного иска, уточненного в порядке статьи 46 КАС РФ, указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой Дата изъята при проведении документарной проверки администрации Зиминского районного муниципального образования (далее – ЗМРО) выявлены нарушения законодательства о подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Данные нарушения выразились в фактическом отсутствии в резерве администрации ЗРМО материальных ресурсов в соответствии с номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденных постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят.

В связи с этим, Дата изъята мэру ЗРМО внесено представление, по результатам рассмотрения которого реальных мер администрацией ЗРМО к устранению выявленных нарушений не принято, такие материальные ресурсы как строительные материалы, медикаменты и медицинское имущество, нефтепродукты, часть вещевого имущества, фактически в резерве материальных ресурсов отсутствуют. Администрацией ЗРМО допущено нарушение законодательства.

Постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят утвержден Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, в котором предусмотрена номенклатура и объемы запасов резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района.

Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой в нарушение норм законодательства установлено, что в настоящее время в резерве материальных ресурсов Зиминского района отсутствуют продовольствие (макаронные изделия, детское питание, рыбные консервы, вода питьевая), часть вещевого имущества (палатки 10-местные, кровати раскладные, одеяла, постельные принадлежности, печи длительного горения, печи садовые, тепловые пушки, одежда теплая, специальная, обувь резиновая, обувь утепленная, посуда, рукомойники, мыло и моющие средства, свечи, фляги), строительные материалы (лес строительный, пиломатериалы, доска необрезная, цемент, рубероид, шифер, стекло, металлопрокат, гвозди, проводка и кабели), медикаменты и медицинское имущество, нефтепродукты (автомобильный бензин АИ-92, дизельное топливо, масла и смазки), что подтверждается информацией администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят и свидетельствует о бездействии администрации ЗРМО.

Нарушения, допущенные администрацией ЗРМО, затрагивают права неопределенного круга граждан, проживающих на территории Зиминского района, на обеспечение продовольствием, медицинскими средствами индивидуальной защиты и иными средствами в случае возникновения опасностей при боевых действиях или вследствие них, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения и.о. межрайонного прокурора с настоящим административным исковым заявлением в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Количество граждан, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем? конкретные лица не могут быть определены.

Постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят утвержден Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района (далее - Порядок Номер изъят), в котором предусмотрена номенклатура и объемы запасов резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района.

Данное постановление отменено постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят, которым утверждены новые Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, а также номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района.

Номенклатура и объем Номер изъят не соответствует требованиям действующего законодательства и носит неопределенный характер, без разграничения материальных запасов, предназначенных для решения задач гражданской обороны и материальных резервов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Нарушения, допущенные администрацией ЗРМО, затрагивают права неопределенного круга граждан, проживающих на территории Зиминского района Иркутской области, на обеспечение продовольствием, медицинскими средствами индивидуальной защиты и иными средствами в случае возникновения опасностей при боевых действиях или вследствие них, а также при возникновении чрезвычайной ситуации на территории района.

Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации ЗРМО, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о гражданской обороне, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в части фактического отсутствия запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также части ресурсов материального резерва, необходимых для обеспечения потребности граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и реализации мероприятий по гражданской обороне; признать незаконным Номенклатуру и объемы резервов материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденную постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят; обязать администрацию ЗРМО, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы материальных ресурсов, созданных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий из расчета на 50 человек на 3 суток; обязать администрацию ЗРМО, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств исходя из количества пострадавшего населения, либо из расчета взрослые - 75%, дети - 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят и методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком на 3 суток.

Решением Зиминского городского суда Иркутской области от 27 июля 2023 г. административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе администрация ЗРМО просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление. Указывает, что уточненные административные исковые требования прокурора не могли быть приняты к производству, поскольку в них изменены предмет и основание иска. Прокурором нарушен порядок проведения проверки в отношении администрации.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, ГУ МЧС России по Иркутской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие не заявили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

В суд апелляционной инстанции от Зиминского межрайонного прокурора ФИО5 поступило заявление об отказе от административного иска в части требований о признании незаконной Номенклатуры и объемов резервов материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденной постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят.

Из заявления следует, что последствия отказа от административного иска административному истцу известны.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В силу статьи 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 КАС РФ. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В соответствии со статьями 194, 195 КАС РФ, в случае отказа административного истца от иска производство по административному делу прекращается определением суда. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Принимая во внимание, что отказ от административного иска заявлен прокурором в письменном виде, отказ от требований не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц, последствия отказа от административного иска административному истцу известны, судебная коллегия приходит к выводу о возможности принять отказ от административного иска в части требований о признании незаконной Номенклатуры и объемов резервов материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденной постановлением администрации ЗРМО образования от 18 апреля 2023 г. № 150.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в указанной части.

Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора ФИО6, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

На основании части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 2 статьи 227 КАС РФ определено, что для признания судом незаконным оспариваемого решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.

По смыслу названной правовой нормы, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, при проведении Зиминской межрайонной прокуратурой документальной проверки администрации ЗРМО выявлены нарушения законодательства о подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствии этих действий, выразившиеся в фактическом отсутствии в резерве администрации ЗРМО материальных ресурсов в соответствии с номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденных постановлением администрации ЗРМО от Дата изъята Номер изъят.

Дата изъята прокурором в адрес администрации ЗРМО направлено требование о предоставлении информации и документов, на которое мэром ЗРМО ФИО7 дан ответ Дата изъята Номер изъят, с приложением таблицы, копии договора поставки с (данные изъяты)Номер изъят и договора на выполнение мероприятий по гражданской обороне с ООО ТД «(данные изъяты).

Администрацией предоставлены сведения о создании, наличии, исполнении и восполнении резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, инвентаризация продуктов на предмет их наличия не проводилась, на складе администрации ЗРМО имеются средства индивидуальной защиты, но срок хранения по ним истек, они используются в учебных целях, заключен договор поставки от Дата изъята Номер изъят с (данные изъяты), срок поставки Дата изъята и на Дата изъята поставка не произведена.

Дата изъята заместителем прокурора вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, с требованием сообщить о результатах рассмотрения представления в письменной форме в Зиминскую межрайонную прокуратуру.

Из ответа мэра ЗРМО ФИО7 от Дата изъята следует, что недостатки в полном объеме не устранены. На требование и.о. прокурора о предоставлении информации о фактическом наличии в ЗРМО имущества, предусмотренного номенклатурой от Дата изъята , администрацией ЗРМО предоставлены сведения, согласно которым имеющиеся в наличии за администрацией ЗРМО материальные ресурсы отвечают количеству, наличие которого определено номенклатурой и объемом резерва материальных ресурсов.

Также прорабатывается вопрос о заключении договора на поставку продуктов питания в резерв материальных ресурсов Зиминского района, с ООО «(данные изъяты)» из расчета снабжения 50 чел. на 7 суток.

На поставку вещевого имущества МКУ «(данные изъяты)» заключен договор поставки с (данные изъяты) от Дата изъята на сумму 265 500 руб. В настоящее время вещевое имущество частично поставлено, находится на ответственном хранении в (данные изъяты). Прорабатывается вопрос о приобретении комплекта медикаментов и медицинского имущества в резерв материальных ресурсов Зиминского района. На складе администрации ЗРМО (<адрес изъят>) имеется в наличии колесный дизельный эл. генератор на 250 КВа.

На требование и.о. прокурора ФИО8 о предоставлении информации от 28 марта 2023 г. поступил ответ администрации ЗРМО, из которого следует, что имущество, которое предусмотрено в номенклатуре не отвечает необходимым объемам.

30 января 2023 г. заместителем прокурора вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, с требованием сообщить о результатах рассмотрения представления в письменной форме в Зиминскую межрайонную прокуратуру.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Зиминского межрайонного прокурора в суд с административными исковыми требованиями к администрации ЗРМО.

Разрешая заявленные требования в части признания незаконным бездействия администрации ЗРМО, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о гражданской обороне, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в части фактического отсутствия запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также части ресурсов материального резерва, необходимых для обеспечения потребности граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и реализации мероприятий по гражданской обороне, суд первой инстанции исходил из того, что они являются обоснованными и подтвержденными материалами административного дела, доказательств соблюдения требований законодательства и реализации органом местного самоуправления предусмотренной обязанности материалы административного дела не содержат.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, так как нарушения, допущенные администрацией ЗРМО, затрагивают права неопределенного круга граждан, проживающих на территории Зиминского района Иркутской области, на обеспечение продовольствием, медицинскими средствами индивидуальной защиты и иными средствами в случае возникновения опасностей при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

Так, пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

На основании статьи 25 названного Закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями (часть 1).

Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований, ответственность за своевременное создание резерва материальных ресурсов возложена на органы местного самоуправления, резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Доводы апелляционной жалобы администрации ЗМРО не опровергают установленный факт бездействия административного ответчика при исполнении обязанности, возложенной на него федеральным законодателем, по созданию за счет средств муниципального бюджета резервов материальных ресурсов, включающему обеспечение реального наличия и сохранности резервов таких материальных ресурсов в целях защиты населения, нарушающего права неопределенного круга лиц, а потому подлежат отклонению, доводы апеллянта повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с ней, у судебной коллегии не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части возложения на администрацию ЗРМО, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы материальных ресурсов, созданных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий из расчета на 50 человек на 3 суток и возложения на администрацию ЗРМО обязанности, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств исходя из количества пострадавшего населения, либо из расчета взрослые - 75%, дети - 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 и методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком на 3 суток в связи со следующим.

Порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств установлен Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

В силу норм пункта 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г.№ 379 (далее - Положение), запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.

Согласно пункту 3 Положения, запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Согласно пункту 4 Положения, номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями исходя из возможного характера военных конфликтов на территории РФ, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 6 Положения, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение № 804).

Пунктом 12 Положения № 804 предусмотрено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.

Согласно пункту 13 указанного Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно статье 4 Закона № 28-ФЗ организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В силу статьи 8 указанного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В целях обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в соответствии с Положениями № 379 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

21 декабря 2021 г. утверждены Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями № 2-4-71-12-11 (далее – Методические рекомендации).

В силу пункта 3.5 Методических рекомендаций запасы рекомендуется создавать из расчета на 3 суток – в натуральном виде.

На основании пункта 4.1 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 4 Положения номенклатура и объем создаваемых запасов определяются исходя из количества пострадавшего населения.

Согласно приложению № 6 Методических рекомендаций численность населения (взрослых и детей), подлежащих обеспечению, определяется по данным плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) исходя из возможной обстановки. При отсутствии данных о численности детей, допускается принимать: взрослые – 75%, дети 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению.

Доказательств создания резерва материальных ресурсов в соответствии с приведенными нормами административным ответчиком не представлено.

Рассматривая споры в порядке главы 22 КАС РФ, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении административного иска, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении, вправе указать административному ответчику на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца, в том числе повторно рассмотреть поставленный гражданином вопрос (пункт 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия (абзац третий пункта 26).

Определяя способ восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции, учитывая избранный заявителем способ защиты нарушенного права и предмет административного иска, приходит к выводу, что возложение обязанности на администрацию ЗРМО обязанности, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы материальных ресурсов, созданных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий из расчета на 50 человек на 3 суток и возложения на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанности, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств исходя из количества пострадавшего населения, либо из расчета взрослые - 75%, дети - 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 и методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком на 3 суток не будет соответствовать цели его предъявления и устранения бездействия администрации выразившегося в неисполнении требований законодательства о гражданской обороне, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в части фактического отсутствия запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также части ресурсов материального резерва, необходимых для обеспечения потребности граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и реализации мероприятий по гражданской обороне.

Избранный прокурором способ восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц не приведет к восстановлению прав, поскольку только разработка и утверждение номенклатуры и объемов материальных ресурсов не приведет к фактическому обеспечению необходимым объемом материальных ресурсов.

Судебная коллегия приходит к выводу, что на администрацию ЗМРО в целях устранения выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в части фактического отсутствия запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также части ресурсов материального резерва, необходимых для обеспечения потребности граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций и реализации мероприятий по гражданской обороне необходимо возложить обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» и Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий 19 марта 2021 г. № 2-4-71-5-11, поскольку такой способ восстановления нарушенного права предусматривает принятие полного комплекса мер, направленных на устранения законодательства и исполнение полномочий органом местного самоуправления по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований и в целях гражданской обороны.

Принимая во внимание значительный объем действий необходимого для принятия комплекса мер направленных, расходов на исполнение возлагаемой обязанности, определенный судебной коллегией срок является разумным и достаточным, с учетом значимости выполнения возложенной обязанности для неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 304, пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять отказ Зиминского межрайонного прокурора от административного иска в части требований к администрации Зиминского районного муниципального образования в части признания незаконной Номенклатуры и объемы резервов материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденной постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят.

Решение Зиминского городского суда Иркутской области от 27 июля 2023 г. по данному административному делу отменить в части удовлетворения требований о признании незаконной Номенклатуры и объемы резервов материальных ресурсов в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района, утвержденной постановлением администрации Зиминского районного муниципального образования от Дата изъята Номер изъят, производство в указанной части прекратить.

Решение Зиминского городского суда Иркутской области от 27 июля 2023 г. по данному административному делу отменить в части удовлетворения требований о возложении на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанности в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы материальных ресурсов, созданных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Зиминского района в соответствии с методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам, гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий из расчета на 50 человек на 3 суток; возложении на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанности в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу, разработать и утвердить номенклатуру и объемы, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств исходя из количества пострадавшего населения, либо из расчета взрослые - 75%, дети - 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 и методическими рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сроком на 3 суток.

В отменной части принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска Зиминского межрайонного прокурора отказать.

Возложить на администрацию Зиминского районного муниципального образования обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать резервы финансовых средств и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» и Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий 19 марта 2021 г. № 2-4-71-5-11.

В остальной части решение Зиминского городского суда Иркутской области от 27 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

И.М. Абрамчик

Судьи

О.С. Махмудова Н.С. Павленко