ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11129/18 от 01.08.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Курунин С.В. Дело 33а-11129/2018

А-3.019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 августа 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе:

председательствующего Войты И.В.,

судей Жуль А.В., Корниенко А.Н.

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокопьева Владимира Александровича к Красноярской таможне Федеральной таможенной службы России, Таймырскому таможенному посту Красноярской таможни ФТС России о признании незаконным решения об отказе в выдаче паспорта транспортного средства,

по апелляционной жалобе Прокопьева В.А.

на решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Прокопьев В.А. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Красноярской таможни Федеральной таможенной службы России об отказе в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, обязании устранить допущенное нарушение.

Требования мотивированы тем, что 26 ноября 2015 года Прокопьев В.А. приобрел в Республике Беларусь легковой автомобиль «Citroen Saxo» с электрическим двигателем, 2000 года выпуска. Автомобиль был ввезен на территорию Таможенного союза, растаможен и выпущен в свободное обращение на территории Российской Федерации. 20 апреля 2017 года он обратился к начальнику Таймырского таможенного поста Красноярской таможни ФТС РФ с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль с приложением всех необходимых документов. 21 апреля 2017 года в выдаче ПТС на автомобиль было отказано в связи с тем, что им не предоставлены копии одобрений типа транспортного средства, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, копии платежных документов об уплате утилизационного сбора и договора на приобретение устройства, заключенного лицом, ввозящим единичное транспортное средство, на приобретение устройства вызова экстренных оперативных служб. 5 мая 2017 года административный истец обратился с жалобой на решение начальника Таймырского таможенного поста к начальнику Красноярской таможни. 2 июня 2017 г. начальник Красноярской таможни письмом отказал административному истцу в удовлетворении жалобы и выдаче ПТС по тем же основаниям. Полагая, что предоставление таможенным органам РФ документов о соответствии автомобиля техническим регламентам и сведений о таких документах для целей получения ПТС не требуется, утилизационный сбор, уплаченный гражданкой Республики Беларусь, позволяет не уплачивать гражданину России такой сбор, Прокопьев В.А. признать незаконным решение административного ответчика об отказе в выдаче ему ПТС на автомобиль, обязать устранить допущенное нарушение путем выдачи ПТС.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Прокопьев В.А. просил решение отменить в части признания законными требований административного ответчика о предоставлении административным истцом свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и об уплате в федеральный бюджет РФ утилизационного сбора, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной оценки.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Красноярской таможни ФТС России по доверенности Петрова О.А. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона

Заслушав представителя Красноярской таможни ФТС России по доверенности Хакимова Е.В., просившего об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении разбирательства дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия находит решение не подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

В целях упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию, Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающее, в том числе, требования к их оформлению.

Согласно пункту 9 вышеуказанного Положения, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Пунктом 6 Положения установлено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 01.07.1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008 года. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС (одобрения типа транспортного средства) или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси наличии ОТШ (одобрения типа шасси).

В соответствии с пунктом 57 Положения паспорт транспортного средства выдается таможенными органами: после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства или шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза; при обращении ввозимых в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси в федеральную собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; при обращении взыскания на ввозимые в Российскую Федерацию транспортные средства или шасси по обязательствам их собственников; в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств или шасси, являющихся товарами Таможенного союза.

Выдача ПТС таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств, а также сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, как документов, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 877.

Согласно порядку оформления ПТС, приведенному в разделе II Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в строке "17. Одобрение типа ТС" ПТС указываются номер, под которым сведения об одобрении типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", а также дата их выдачи и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.

На основании пункта 60.9 вышеуказанного Положения допускается отсутствие сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом /супругой/, их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).

В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 года, N 5-П, следует, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16.01.2007 года N 127-О-О, от 16.10.2007 года N 825-О-О, от 01.10.2008 года N 670-О-О, от 17.01.2012 года N 9-О-О).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).

Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1291).

Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила), в пункте 7 которых установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В разделе II указанных Правил определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (пункты 11 - 14).

Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (пункт 12 Правил).

При установлении размера утилизационного сбора учитываются в том числе год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).

Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 ноября 2015 года Прокопьев В.А. приобрел в Республике Беларусь автомобиль «Citroen Saxo» с электрическим двигателем, 2000 года выпуска.

Из письма Минской региональной таможни следует, что выпуск в свободное обращение указанного транспортного средства произведен 16.11.2015 г., оно имеет статус товара Евразийского экономического союза.(л.д.216)

20.04.2017 г. Прокопьев В.А. обратился на Таймырский таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на приобретенный автомобиль, приложив к заявлению: сертификат министерства транспорта Франции; договор купли-продажи от 14.10.2015г.; удостоверение на ввезенное в Республику Беларусь транспортное средство; таможенный приходный ордер серия ТК ; документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора /; акт выполненных работ от 16.11.2015 г.; квитанции об оплате таможенной пошлины и сборов; квитанцию об уплате утилизационного сбора при ввозе ТС; договор купли-продажи от 26.11.2015 г. ; счет-справку от 26.11.2015г.; заключение экспертов.

21.04.2017 г. начальником Таймырского таможенного поста в выдаче ПТС Прокопьеву В.А. было отказано, о чем он уведомлен письмом с указанием причин отказа, которыми явились непредоставление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, отсутствие сведений об установленном в автомобиле устройстве вызова экстренных оперативных служб, неуплата Прокопьевым В.А. утилизационного сбора.

Не согласившись с указанным решением, административный истец 05.05.2017 г. обратился с жалобой на решение начальника Таймырского таможенного поста от 21.04.2017г. № 22-01-13/00062 к начальнику Красноярской таможни.

Начальник Красноярской таможни в письме от 02.06.2017 г. №06-38/П-0029 отказал административному истцу в удовлетворении жалобы и выдаче ПТС, сославшись на те же доводы, которые были изложены в письме начальника Таймырского таможенного поста от 21.04.2017 г.

Отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ в выдаче административному истцу ПТС был обусловлен неуплатой утилизационного сбора за ввезенное на территорию РФ транспортное средство и непредоставлением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. При этом требование административного ответчика об уплате утилизационного сбора было законным, поскольку ввозимое транспортное средство не подпадало под категорию транспортных средств, указанных в п. 6 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», предусматривающего освобождение от уплаты данного платежа.

Судом первой инстанции со ссылкой на национальное законодательство РФ относительно утилизационного сбора правильно указано, что при ввозе транспортного средства на территорию России оплата физическим лицом надлежащих таможенных платежей на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, не освобождает данное лицо от уплаты утилизационного сбора в Российской Федерации.

Суд первой инстанции в описательно-мотивировочной части решения верно указал, что требование таможенного органа о представлении Прокопьевым В.А. сведений об установленном в автомобиле устройстве вызова экстренных оперативных служб не основано на законе, а остальные требования предъявлены правомерно.

Судебная коллегия соглашается с этими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, а также нормам материального права.

По объяснениям представителя Красноярской таможни ФТС России по доверенности Хакимова Е.В., 25 апреля 2018г. Прокопьеву В.А. выдан ПТС на ввезенный автомобиль после уплаты им утилизационного сбора без предоставления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

В этой части судебная коллегия считает, что требование таможенных органов о необходимости предоставления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства являлось законным, поскольку Прокопьевым В.А. ввезен на территорию России легковой автомобиль с электрическим двигателем, 2000 года выпуска, который с учетом его характеристик и участия в дорожном движении в государстве, не являющемся членом союза(Франции), подпадает под категорию единичного транспортного средства, указанного в пункте 6 раздела II технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР , принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. .

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца по делу и сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств, которые являлись предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает. Судебная коллегия полагает, что оценка обстоятельств по делу и имеющихся доказательств со стороны суда первой инстанции соответствует требованиям ст.84 КАС РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи