ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1382/2018А от 18.04.2018 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-1382/2018 а.ж.

Судья Кострюков П.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тамбов 18 апреля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Епифановой С.А.

судей: Корнеевой А.В., Курохтина Ю.А.

при секретаре: Переплётовой Е.А.

рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова о признании бездействия незаконным и об обязании организовать работы по строительству автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Тамбова Пономаревой Татьяны Владимировны на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 01 февраля 2018 года,

заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а :

Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации г.Тамбова о признании бездействия, выраженного в непринятии мер по строительству автодороги по ул. Ласковская (от дома №1 до дома №57) г. Тамбова, незаконным и об обязании организовать работы по строительству автодороги по *** г.Тамбова в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова, по обращению жителя по *** г. Тамбова, выявлено, что на автодороге на данной улице *** отсутствует асфальтобетонное покрытие, преимущественно имеется грунтовое покрытие, имеется ямочность, коллейность, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Отсутствие автодороги по указанному адресу приводит к затруднению движения транспортных средств, в том числе, специализированных автомобилей, а также в осенне-зимний и весенний периоды делает его невозможным. Жители по *** г. Тамбова неоднократно обращались в администрацию г. Тамбова по данному вопросу, а именно в период с 2007 года по настоящее время, однако мер по строительству автодороги со стороны администрации г. Тамбова не приняты. Непринятие мер администрацией г. Тамбова по проведению ремонтных работ указанной дороги свидетельствует о ее бездействии, которое приводит к нарушению законных прав и интересов граждан на безопасное передвижение и создает угрозу их жизни и здоровью.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 01 февраля 2018 года административный иск прокурора Октябрьского района г.Тамбова удовлетворен.

Признано бездействие администрации г.Тамбова, выраженное в непринятии мер по строительству автодороги по *** г.Тамбова незаконным.

На администрацию г. Тамбова возложена обязанность организовать работы по строительству автодороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по *** г.Тамбова.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Пономарева Т.В. просит решение суда отменить.

Ссылается на то, что автомобильная дорога по улице *** г.Тамбова имеет частично асфальтобетонное покрытие, частично грунтовое и требует строительства.

В соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава города Тамбова, зарегистрированного постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2005 г. № 1161, решения Тамбовской городской Думы от 04.05.2005 г. № 704, в целях решения вопросов местного значения в области выполнения работ по реконструкции автомобильных дорог, организации строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа-город Тамбов, администрацией города Тамбова создано муниципальное казенное учреждение «Дирекция городских дорог».

Согласно п. 2.1 Устава МКУ «Дирекция городских дорог» целью создания Учреждения по предметам ведения муниципального образования городского округа - город Тамбов является выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог, организация строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа - город Тамбов.

В силу положений Устава, МКУ «Дирекция городских дорог» ежегодно осуществляет выполнение работ по реконструкции автомобильных дорог, организации строительства автомобильных дорог в пределах территории городского округа-город Тамбов. Реконструкция и строительство автомобильных дорог осуществляется в соответствие с утвержденным графиком, на средства бюджета городского округа-город Тамбов.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, Уставом города Тамбова, Решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 г. N 839 «О Положении «О бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов», Постановлением администрации города Тамбова от 29.07.2013 г. N 6316 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Тамбова», Постановлением администрации города Тамбова от 14.11.2013 № 9639 утверждена муниципальная программа города Тамбова «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства города Тамбова на 2014 - 2020 годы».

Кроме того, в целях реализации Закона Тамбовской области от 23.12.2016 №39-3 «О бюджете Тамбовской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», государственной программы «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации области от 20.06.2013 г. №640 и в соответствии с постановлением администрации области от 31.12.2010 г. №1602 «О порядке предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов», заключено соглашение между Управлением автомобильных дорог Тамбовской области и администрацией города Тамбова «О предоставлении в 2017-2019 годах бюджету города Тамбова субсидий на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального значения» от 27.02.2017 №49.

Таким образом, администрацией города Тамбова, как органом местного
самоуправления, предприняты все необходимые организационно-распорядительные меры по обеспечению дорожной деятельности на территории города Тамбова, в том числе по строительству автодороги по *** г. Тамбова в соответствии с положениями ГОСТа.

Кроме этого автор жалобы отмечает, что в силу своих полномочий администрация города Тамбова не осуществляет фактическое выполнение действий по строительству автомобильных дорог.

Изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями и осуществляют их самостоятельно (ч. ч. 1, 3 ст. 17 указанного Закона).

Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава города Тамбова, принятого решением Тамбовской городской Думы от 4 мая 2005 г. № 704 (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения городского округа – город Тамбов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.п. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15).

В силу п. 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, и что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно ст. 12 данного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова в ходе проведенной проверки было выявлено отсутствие на автодороге по ул. *** г. Тамбова асфальтобетонного дорожного покрытия, а также наличие большой ямочности, коллейности. Указанные обстоятельства затрудняют движение транспортных средств, в том числе специализированных автомобилей пожарной, скорой медицинской помощи. При этом отсутствие асфальтобетонного дорожного покрытия в осенне-зимний и весенний период делает невозможным передвижение транспортных средств. Не надлежащее дорожное покрытие нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение и создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Удовлетворяя административный иск прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц и возлагая на администрацию г. Тамбова обязанность организовать работы по строительству автодороги по *** г. Тамбова, суд первой инстанции обоснованно исходил из положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения», а также из того, что бездействие администрации г. Тамбова нарушает законодательство в области безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Создание МКУ «Дирекция городских дорог» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий, в частности, в сфере дорожной деятельности, и передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению не освобождает орган местного самоуправления в лице администрации г. Тамбова от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа и не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Доводы представителя административного ответчика относительно принятия органом местного самоуправления всех необходимых организационно-распорядительных мер по обеспечению дорожной деятельности со ссылкой на адресную инвестиционную программу городского округа – город Тамбов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, государственную программу «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации области от 20.06.2013 г. №640 и в соответствии с постановлением администрации области от 31.12.2010 №1602 «О порядке предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов», заключено соглашение между Управлением автомобильных дорог Тамбовской области и администрацией города Тамбова «О предоставлении в 2017-2019 годах бюджету города Тамбова субсидий на строительство, реконструкцию, ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципального значения» от 27.02.2017 г. №49 признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку данная адресная инвестиционная программа предусматривает лишь общий объем бюджетных ассигнований на 2017-2019 годы без конкретизации их использования на строительство дороги, указанной в административном иске.

Сведения о том, что приступить к строительству автодороги по *** г. Тамбова возможно при условии целевого выделения средств, никем не оспаривается. Сведений о выделении данных средств в материалах дела не имеется.

Отсутствие денежных средств не освобождает администрацию г. Тамбова от принятия необходимых мер по организации работ по строительству дорог местного значения и не может быть положено в основу решения суда об отказе в удовлетворении законного и обоснованного административного иска прокурора.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в судебном постановлении. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 01 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Тамбова Пономаревой Т.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий :

Судьи :