ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1572/2018 от 04.04.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Кисель М.П. Дело № 33а-1572/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.,

судей Ткач Е.И., Зеленского А.М.,

при секретаре Зининой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 25 октября 2017 года, которым административное исковое заявление Урбана Сергея Николаевича удовлетворено частично.

Признано незаконным отказ в государственной регистрации в отношении юридического лица – Садоводческое товарищество собственников недвижимости «Тюльпан», принятое межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Калининградской области.

Признано незаконным решение Управления ФНС по Калининградской области от 16.05.2017 г.

Возложена обязанность на межрайонную инспекцию ФНС № 1 по Калининградской области повторно рассмотреть заявление Урбана Сергея Николаевича от 13.04.2017 г. о регистрации юридического лица – Садоводческое товарищество собственников недвижимости «Тюльпан».

В части остальных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Ткач Е.И., объяснения представителей межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Калининградской области Журавской А.В., УФНС России по Калининградской области Сурайкиной В.С. поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Урбана С.Н. – Трякиной К.П., полагавшей, что решение суда является законным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Урбан С.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 1 по Калининградской области (далее Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области), Управлению Федеральной налоговой службе России по Калининградской области (далее УФНС России по Калининградской области) о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, указав, что 13.04.2017 г. он обратился в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области с заявлением о государственной регистрации Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» (далее Садоводческое ТСН «Тюльпан»).

В межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области им были представлены все необходимые документы.

Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 18.04.2017 г. ему отказано в государственной регистрации Садоводческого ТСН «Тюльпан» со ссылкой на пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - непредставление определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов.

20.04.2017 г. Урбан С.Н. обжаловал вышеуказанное решение в УФНС России по Калининградской области, где его жалоба была оставлена без удовлетворения.

07.06.2017 г. он обжаловал решения налоговых органов в ФНС России, где его жалоба также была оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми решениями органов налоговой службы, просил признать их незаконными, отменить и обязать зарегистрировать Садоводческого ТСН «Тюльпан» и внести запись о создании юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Считает, что техническая опечатка в заявлении не может повлиять на сведения, подлежащие внесению в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации создаваемого садоводческого товарищества, формальное нарушение требований к заполнению формы заявления не может препятствовать к совершению регистрационных действий.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то что суд неверно применил нормы материального и процессуального права. Порядок и основания государственной регистрации юридических лиц установлен специальным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» установлено требование к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001). При заполнении Заявления Заявителем (административным истцом) на Листе Н в разделе 1 не верно обозначен Заявитель вместо обозначения «3» - лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, указано значение «1» - учредитель юридического лица – физическое лицо, что не соответствует требованиям Закона. Таким образом, Заявление, представленное для государственной регистрации содержало недостоверные сведения. Полагают, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица является законным. Просят решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Урбана С.Н.

УФНС России по Калининградской области представило в суд апелляционной инстанции отзыв, из которого следует, что поддерживают доводы апелляционной жалобы, полагают, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации является законным.

Урбан С.Н., представитель ФНС России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

В соответствии со ст. 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в т.ч. в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами) в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом.

В ч. 2 ст. 123.14 ГК РФ установлено, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческое объединения (ст. 16 названного Федерального закона).

Согласно статьей 17 названного Федерального закона государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Следовательно, государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ).

При этом учитываются особенности, характеризующие организационно-правовую форму этого объединения.

Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, в том числе и сведения об учредителях (участниках) юридического лица (пп. Д п. 1, п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица и иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления ( п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1. ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

В статье 12 названного Федерального закона определен перечень документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах: д) документа об уплате государственной пошлины.

Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» установлено требование к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001).

Согласно п. 2.20 раздел II «Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001) Лист Н заявления «Сведения о заявителе», в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.

В разделе 1 «Заявителем является» в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение: 1 –учредитель юридического лица – физическое лицо; 2 – руководитель юридического лица – учредителя; 3 – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пп. 2.20.1-2.20.4).

Судом первой инстанции установлено, что 13.04.2017 г. Урбан С.Н. обратился в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области с заявлением о государственной регистрации Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» (далее Садоводческое ТСН «Тюльпан»).

Согласно протоколу от 02.04.2017 г. общего учредительного собрания учредителей при учреждении Садоводческого ТСН «Тюльпан» Урбан С.Н. избран председателем Правления Товарищества, ему было поручено зарегистрировать в установленном порядке учрежденное Товарищество.

Урбан С.Н. представил в межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области следующие документы: заявление по форме Р11001 о создании (учреждении) Садоводческого ТСН «Тюльпан»; протокол от 02.04.2017 г. общего учредительного собрания учредителей при учреждении Садоводческого ТСН «Тюльпан»; два экземпляра Устава Садоводческого ТСН «Тюльпан»; квитанцию об уплате государственной пошлины.

Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 18.04.2017 г. Урбану С.Н. отказано в государственной регистрации Садоводческого ТСН «Тюльпан» со ссылкой на пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - непредставление определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов. В решении указано, что в предоставленном на государственную регистрацию заявлении по форме Р11001 в разделе 1 Листа Н (сведения о заявителе) проставлено значение «1» - учредитель юридического лица – физическое лицо. Рекомендовано заявителю при последующей подаче документов указать значение «03» – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или акта органа местного самоуправления.

20.04.2017 г. Урбан С.Н. обжаловал вышеуказанное решение в УФНС России по Калининградской области, где его жалоба была оставлена без удовлетворения. Указано что в связи с тем, что Заявителем в Листе Н в разделе 1 «Сведения о заявителях» проставлено значение «1» в форме Р11001 лицом, ответственным за совершение действий, связанных с вопросами государственной регистрации выражено волеизъявление о том что заявителями должны быть именно учредители юридического лица – физические лица (7 физических лиц согласно протоколу общего собрания). При этом лист Н заполнен только на одно лицо, а должно быть заполнено в отношении каждого учредителя – физического лица. Указано на то, что УФНС России по Калининградской области не обладает полномочиями по внесению исправлений в документы, представленные заявителем для проведения процедуры регистрации. Регистрация носит заявительный характер, ответственность за правильность и достоверность документов возложена на Заявителя.

07.06.2017 г. Урбан С.Н. обжаловал решения налоговых органов в ФНС России, где его жалоба также была оставлена без удовлетворения.

Принимая решения судья районного суда исходил из того что не корректность указания значение «3», указание значение «1» не свидетельствует о непредставлении заявления. Допущенное нарушение носит устранимый характер, а само заявленное налоговым органом нарушение является несущественным, поскольку не исключает сам факт представления заявления и отражения в нем достоверных сведений.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводов суда первой инстанции, поскольку процедура по государственной регистрации юридических лиц установлена специальным законом. Требования к оформлению документов, представляемых на государственную регистрацию юридических лиц также разработана, и установлена приказом ФНС России. Процедура носит заявительный характер, ответственность за правильность заполнения документов и предоставления сведений возложена на Заявителя.

Заявитель, указав в листе Н «сведения о заявителя» со ссылкой на 1 – учредитель юридического лица – физическое лицо не заполнил сведений о каждом учредителе, согласно протоколу общего собрания товарищества, что свидетельствует о недостоверных сведениях, содержащихся в заявлении.

При таких обстоятельствах, решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 18.04.2017 г. об отказе в государственной регистрации Садоводческого ТСН «Тюльпан» и последующее решение УФНС России по Калининградской области соответствуют требованиям закона.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией стороны административного истца о том что формальное нарушение требований закона к заполнению формы заявления не может препятствовать к совершению регистрационных действий.

По правилам ст. 12, 23 Закона № 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию. Нарушение требований закона к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию. Заявитель обязан соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации юридических лиц, поскольку представляемые сведения Заявителем вносятся ЕГРЮЛ и они должны быть достоверными.

Решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым в удовлетворении административного иска Урбана С.Н. отказать.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 25 октября 2017 г. отменить с вынесением нового решения.

В удовлетворении административного иска Урбана Сергея Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 1 по Калининградской области, Управлению Федеральной налоговой службе России по Калининградской области о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации юридического лица отказать.

Председательствующий

Судьи