РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кисель М.П. Дело № 33а-1572/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.,
судей Ткач Е.И., Зеленского А.М.,
при секретаре Зининой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС № 1 по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 25 октября 2017 года, которым административное исковое заявление Урбана Сергея Николаевича удовлетворено частично.
Признано незаконным отказ в государственной регистрации в отношении юридического лица – Садоводческое товарищество собственников недвижимости «Тюльпан», принятое межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Калининградской области.
Признано незаконным решение Управления ФНС по Калининградской области № от 16.05.2017 г.
Возложена обязанность на межрайонную инспекцию ФНС № 1 по Калининградской области повторно рассмотреть заявление Урбана Сергея Николаевича от 13.04.2017 г. о регистрации юридического лица – Садоводческое товарищество собственников недвижимости «Тюльпан».
В части остальных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Ткач Е.И., объяснения представителей межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Калининградской области Журавской А.В., УФНС России по Калининградской области Сурайкиной В.С. поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Урбана С.Н. – Трякиной К.П., полагавшей, что решение суда является законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Урбан С.Н. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 1 по Калининградской области (далее Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области), Управлению Федеральной налоговой службе России по Калининградской области (далее УФНС России по Калининградской области) о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, указав, что 13.04.2017 г. он обратился в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области с заявлением о государственной регистрации Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» (далее Садоводческое ТСН «Тюльпан»).
В межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области им были представлены все необходимые документы.
Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 18.04.2017 г. ему отказано в государственной регистрации Садоводческого ТСН «Тюльпан» со ссылкой на пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - непредставление определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов.
20.04.2017 г. Урбан С.Н. обжаловал вышеуказанное решение в УФНС России по Калининградской области, где его жалоба была оставлена без удовлетворения.
07.06.2017 г. он обжаловал решения налоговых органов в ФНС России, где его жалоба также была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми решениями органов налоговой службы, просил признать их незаконными, отменить и обязать зарегистрировать Садоводческого ТСН «Тюльпан» и внести запись о создании юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Считает, что техническая опечатка в заявлении не может повлиять на сведения, подлежащие внесению в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации создаваемого садоводческого товарищества, формальное нарушение требований к заполнению формы заявления не может препятствовать к совершению регистрационных действий.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Межрайонная ИФНС России № 1 по Калининградской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то что суд неверно применил нормы материального и процессуального права. Порядок и основания государственной регистрации юридических лиц установлен специальным ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» установлено требование к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001). При заполнении Заявления Заявителем (административным истцом) на Листе Н в разделе 1 не верно обозначен Заявитель вместо обозначения «3» - лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, указано значение «1» - учредитель юридического лица – физическое лицо, что не соответствует требованиям Закона. Таким образом, Заявление, представленное для государственной регистрации содержало недостоверные сведения. Полагают, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица является законным. Просят решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Урбана С.Н.
УФНС России по Калининградской области представило в суд апелляционной инстанции отзыв, из которого следует, что поддерживают доводы апелляционной жалобы, полагают, что решение налогового органа об отказе в государственной регистрации является законным.
Урбан С.Н., представитель ФНС России в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В соответствии со ст. 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в т.ч. в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами) в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законом.
В ч. 2 ст. 123.14 ГК РФ установлено, что в товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческое объединения (ст. 16 названного Федерального закона).
Согласно статьей 17 названного Федерального закона государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Следовательно, государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ).
При этом учитываются особенности, характеризующие организационно-правовую форму этого объединения.
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, в том числе и сведения об учредителях (участниках) юридического лица (пп. Д п. 1, п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица и иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления ( п. 1.3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1. ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
В статье 12 названного Федерального закона определен перечень документов, которые должны быть представлены при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах: д) документа об уплате государственной пошлины.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» установлено требование к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001).
Согласно п. 2.20 раздел II «Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма Р11001) Лист Н заявления «Сведения о заявителе», в случае если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя и более лицами, заполняется в отношении каждого учредителя.
В разделе 1 «Заявителем является» в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующее цифровое значение: 1 –учредитель юридического лица – физическое лицо; 2 – руководитель юридического лица – учредителя; 3 – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пп. 2.20.1-2.20.4).
Судом первой инстанции установлено, что 13.04.2017 г. Урбан С.Н. обратился в Межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области с заявлением о государственной регистрации Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Тюльпан» (далее Садоводческое ТСН «Тюльпан»).
Согласно протоколу № от 02.04.2017 г. общего учредительного собрания учредителей при учреждении Садоводческого ТСН «Тюльпан» Урбан С.Н. избран председателем Правления Товарищества, ему было поручено зарегистрировать в установленном порядке учрежденное Товарищество.
Урбан С.Н. представил в межрайонную ИФНС России № 1 по Калининградской области следующие документы: заявление по форме Р11001 о создании (учреждении) Садоводческого ТСН «Тюльпан»; протокол № от 02.04.2017 г. общего учредительного собрания учредителей при учреждении Садоводческого ТСН «Тюльпан»; два экземпляра Устава Садоводческого ТСН «Тюльпан»; квитанцию об уплате государственной пошлины.
Решением Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 18.04.2017 г. Урбану С.Н. отказано в государственной регистрации Садоводческого ТСН «Тюльпан» со ссылкой на пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - непредставление определенных статьей 12 Закона необходимых для государственной регистрации документов. В решении указано, что в предоставленном на государственную регистрацию заявлении по форме Р11001 в разделе 1 Листа Н (сведения о заявителе) проставлено значение «1» - учредитель юридического лица – физическое лицо. Рекомендовано заявителю при последующей подаче документов указать значение «03» – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или акта органа местного самоуправления.
20.04.2017 г. Урбан С.Н. обжаловал вышеуказанное решение в УФНС России по Калининградской области, где его жалоба была оставлена без удовлетворения. Указано что в связи с тем, что Заявителем в Листе Н в разделе 1 «Сведения о заявителях» проставлено значение «1» в форме Р11001 лицом, ответственным за совершение действий, связанных с вопросами государственной регистрации выражено волеизъявление о том что заявителями должны быть именно учредители юридического лица – физические лица (7 физических лиц согласно протоколу общего собрания). При этом лист Н заполнен только на одно лицо, а должно быть заполнено в отношении каждого учредителя – физического лица. Указано на то, что УФНС России по Калининградской области не обладает полномочиями по внесению исправлений в документы, представленные заявителем для проведения процедуры регистрации. Регистрация носит заявительный характер, ответственность за правильность и достоверность документов возложена на Заявителя.
07.06.2017 г. Урбан С.Н. обжаловал решения налоговых органов в ФНС России, где его жалоба также была оставлена без удовлетворения.
Принимая решения судья районного суда исходил из того что не корректность указания значение «3», указание значение «1» не свидетельствует о непредставлении заявления. Допущенное нарушение носит устранимый характер, а само заявленное налоговым органом нарушение является несущественным, поскольку не исключает сам факт представления заявления и отражения в нем достоверных сведений.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводов суда первой инстанции, поскольку процедура по государственной регистрации юридических лиц установлена специальным законом. Требования к оформлению документов, представляемых на государственную регистрацию юридических лиц также разработана, и установлена приказом ФНС России. Процедура носит заявительный характер, ответственность за правильность заполнения документов и предоставления сведений возложена на Заявителя.
Заявитель, указав в листе Н «сведения о заявителя» со ссылкой на 1 – учредитель юридического лица – физическое лицо не заполнил сведений о каждом учредителе, согласно протоколу общего собрания товарищества, что свидетельствует о недостоверных сведениях, содержащихся в заявлении.
При таких обстоятельствах, решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Калининградской области от 18.04.2017 г. об отказе в государственной регистрации Садоводческого ТСН «Тюльпан» и последующее решение УФНС России по Калининградской области соответствуют требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией стороны административного истца о том что формальное нарушение требований закона к заполнению формы заявления не может препятствовать к совершению регистрационных действий.
По правилам ст. 12, 23 Закона № 129-ФЗ основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию. Нарушение требований закона к оформлению документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию. Заявитель обязан соблюдать требования, предъявляемые к оформлению документов при государственной регистрации юридических лиц, поскольку представляемые сведения Заявителем вносятся ЕГРЮЛ и они должны быть достоверными.
Решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым в удовлетворении административного иска Урбана С.Н. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 25 октября 2017 г. отменить с вынесением нового решения.
В удовлетворении административного иска Урбана Сергея Николаевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 1 по Калининградской области, Управлению Федеральной налоговой службе России по Калининградской области о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации юридического лица отказать.
Председательствующий
Судьи