ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-170/2018 от 28.05.2018 Северного флотского военного суда (Мурманская область)

Председательствующий по делу судья Жидков В.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-170/2018

город Североморск 28 мая 2018 года

Северный флотский военный суд в составе:

председательствующего – судьи Басова А.И.,

судей Чернышова В.В., Блинова Ю.Г.,

при секретаре Кузнецовой Н.А., с участием представителя административного истца адвоката Цвигуна А.В., представителя командующего Северным флотом Казаковой А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Североморского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2018 года по административному исковому заявлению капитана 2 ранга Утюшева Руслана Рамисовича об оспаривании действий командующего Северным флотом, командира войсковой части и начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», связанных с порядком установления и выплаты военнослужащему дополнительного материального стимулирования.

Заслушав доклад судьи Басова А.И., флотский военный суд

УСТАНОВИЛ:

Утюшев Р.Р. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в уточненном варианте которого просил признать незаконными действия командующего Северным флотом, командира войсковой части и начальника филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» (далее – 2 ФЭС) в части установления и выплаты ему дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010 (далее – приказ № 1010), по итогам 2017 года, возложив на командующего Северным флотом обязанность по изданию приказа о выплате ему названного стимулирования в размере 100%.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2018 года данные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить это решение в связи с нарушениями норм материального права, неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Воспроизводя положения п. 1 ст. 3, ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1459, приказа № 1010, он указывает на то, что у административных ответчиков отсутствовали основания к ограничению его в дополнительном материальном стимулировании. В связи с этим оспариваемыми действиями созданы ограничения в осуществлении его прав и дискриминация по отношению к другим военнослужащим.

В своих объяснениях в суде апелляционной инстанции представитель административного истца поддержал доводы апелляционной жалобы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель командующего Северным флотом Казакова А.В. и начальник 2 ФЭС Журавлев И.А., каждый в отдельности, просят оставить решение без изменения по изложенным в нем основаниям.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, флотский военный суд приходит к следующим выводам.

Вопреки указанию в апелляционной жалобе, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции верно определены обстоятельства, подлежащие доказыванию, выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, не допущено.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" система материального и иных видов обеспечения военнослужащих устанавливается с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

При этом в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Содержание названных законодательных норм в их взаимосвязи указывает на то, что условием установления военнослужащим дополнительных выплат и материального стимулирования, в частности, является наличие выделенных на эти цели ассигнований, и их выплата производится военнослужащим в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. При этом дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны РФ, а также должностного лица, принимающего решение о производстве соответствующей выплаты, и исключает ее производство всем военнослужащим в равных размерах. В связи с этим назначение и производство дополнительных выплат военнослужащим в зависимости от квалификации, общей продолжительности военной службы, отношения к порядку прохождения военной службы и объема исполняемых обязанностей не свидетельствуют об их дискриминации, поскольку направлены на повышение военнослужащими квалификации, а также результатов служебной деятельности.

Этими же критериями руководствовались Президент РФ и Министр обороны РФ при принятии нормативных актов, регулирующих порядок выплаты названного стимулирования.

Так, согласно п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа Министром обороны РФ издан приказ от 26 июля 2010 г. N 1010, в п. 7 Приложения к которому установлено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.

Установленные данными нормативными актами критерии выплаты дополнительного материального стимулирования предопределили ее характер, позволяющий сделать вывод о том, что она не является обязательной и зависит от результатов исполнения военнослужащим обязанностей по воинской должности за конкретный период.

Как установлено по делу, именно эти условия обоснованно учитывались командованием при установлении Утюшеву Р.Р. размера дополнительного материального стимулирования по итогам 2017 года.

В частности, из возражений на административный иск представителя командующего Северным флотом и врио командира войсковой части , а также объяснений представителей административных ответчиков в судебном заседании следует, что в указанный период Утюшев Р.Р. зарекомендовал себя как безинициативный и не проявляющий должного усердия военнослужащий. В январе 2016 года Утюшев Р.Р. достиг предельного возраста пребывания на военной службе, и у него истек срок контракта о прохождении военной службы. После этого военнослужащий проходит военную службу в добровольном порядке до обеспечения его жилым помещением. В силу этого обстоятельства, а также состояния его здоровья административный истец в 2017 году профессиональные навыки не повышал, физической подготовкой не занимался, специальные обязанности в части несения службы в суточном наряде не исполнял, нарушал распорядок дня и форму одежды.

При этом факты прохождения военной службы в указанный период без заключенного контракта, не участия в занятиях физической подготовкой и не привлечения к службе в нарядах административным истцом при рассмотрении настоящего дела не оспариваются.

В такой ситуации размер назначенного военнослужащему дополнительного материального стимулирования по итогам 2017 года (1000 руб.) признать явно несоразмерным характеру и целям этой дополнительной выплаты нельзя.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, флотский военный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Североморского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2018 года по административному исковому заявлению капитана 2 ранга Утюшева Руслана Рамисовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи