№...
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа ...
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционные жалобы Пономарева С.Б. и Администрации Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ..., которым постановлено:
административный иск Пономарева С.Б. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Отдела опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации Калининского района городского округа город Уфа по не представлению ответа на письменное обращение Пономарева С.Б. от ....
В удовлетворении остальной части административного иска о признании незаконными акт обследования жилищно-бытовых условий от ..., заключения об определении места жительства и порядке общения с ребенком от ...№... и заключения об ограничении в родительских правах, от ...№... - отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Пономарев С.Б. обратился в суд с административным иском к Отделу опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации Калининского района ГО г.Уфа об оспаривания акта обследования жилищно-бытовых условий, заключений об определении места жительства и порядке общения с ребенком, и об ограничении в родительских правах, признании незаконным непредставление ответа на письменные обращения.
В обоснование указал, что в ходе рассмотрения Калининским районным судом г.Уфы гражданского дела по его иску об определении места жительства его сына Пономарева М.С., ... года рождения и ограничении в родительских правах Лазаревой Е.Д., административным ответчиком в ходе судебного заседания ... представлены в суд: акт обследования жилищно-бытовых условий Лазаревой Е.Д. от ...; заключение об определении места жительства и порядке общения с Пономаревым М.С от ... исх.№...; заключение об ограничении в родительских правах от ... исх.№.... По мнению истца, данные заключения и акт являются незаконными и необоснованными, поскольку Лазарева Е.Д. состоит на учете у психиатра, проходит курс лечения. Представленные заключения об определении места жительства и об ограничении в родительских правах от ... являются поверхностными, не мотивированными, не всесторонними и не основанными на объективном сравнении обстоятельств гражданского дела по следующим причинам, вынесены при отсутствии в гражданском деле акта обследования его места проживания, его условий проживания, как отца.
Просил суд признать незаконными действия Отдела опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями Администрации Калининского района ГО г.Уфа, а именно признать незаконным акт обследования жилищно-бытовых условий Лазаревой Е.Д. от ..., заключение об определении места жительства и порядка общения с Пономаревым М.С. от ... исх.№..., заключение об ограничении в родительских правах от ... исх.№...; признать непредставление Пономареву С.Б. Отделом опеки, попечительства и взаимодействий с медицинскими учреждениями Администрации Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан ответов на его письменные обращения.
Определением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... (л.д.20) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Лазарева Е.Д.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пономарев С.Б. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам заявления, просит вынести решение о полном удовлетворении заявленных им требований.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Калининского района г.Уфы просит решение отменить в части удовлетворения требований истца, так как ответчику поступило только 1 обращение истца за вх.№... от ..., в котором он просил проверить условия содержания своего ребенка, а также обратиться в суд о принудительном лечении Лазаревой Е.Д. в психиатрической больнице. ... за исх.№... Пономареву С.Б. дан ответ в сроки, установленные законом.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав Пономарева С.Б., поддержавшего жалобу, возражения представителя отдела опеки Н.Р.Р., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 78 Семейного кодекса Российской Федерации к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.
В соответствии с Приложением 2 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года №334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №423» (вместе с «Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства», «Порядком проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей»), обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства.
При проведении обследования выявляются: уровень обеспечения основных потребностей ребенка; состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее; социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее; воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды; обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома; удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка; семейное окружение ребенка; состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи; отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями; жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее; структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее); наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.
Установлено, что в Калининском районном суде г.Уфы Республики Башкортостан рассматривается гражданское дело об определении места жительства его сына Пономарева М.С., ... года рождения, и ограничении в родительских правах Лазаревой Е.Д..
В ходе судебного заседания ... представитель Калининской опеки представил в суд акт обследования жилищно-бытовых условий Лазаревой Е.Д. от ..., заключение об определении места жительства и порядке общения с Пономаревым М.С. от ... исх.№..., заключение об ограничении в родительских правах от ... исх.№....
Оспариваемые акт обследования жилищно-бытовых условий и заключения соответствуют вышеуказанным требованиям, подписаны и утверждены руководителем уполномоченного на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей -начальником отдела опеки и попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями администрации Калининского района городского округа г.Уфа, подготовлены с учетом возраста ребенка и отражают мнение отдела опеки и попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями администрации Калининского района городского округа г.Уфа. Кроме того, они являются одним из доказательств по гражданскому делу, не носят обязательного характера и подлежат оценке в рамках рассматриваемого гражданского дела по иску об определении места жительства несовершеннолетнего Пономарева М.С., ... года рождения, и ограничении в родительских правах.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным акт обследования жилищно-бытовых условий Лазаревой Е.Д. от ..., заключение об определении места жительства и порядка общения с Пономаревым М.С. от ... исх.№..., заключение об ограничении в родительских правах от ... исх.№..., поскольку оснований не имеется.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
На основании пункта 4 части 1, части 3 статьи 10 указанного Федерального закона, должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов и подписывает его.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено, что административным истцом ... было подано в адрес административного ответчика письменное обращение.
Доказательств, подтверждающих поступление в адрес административного ответчика иных обращений, административным истцом не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
Административный ответчик, ссылаясь на представление ... ответа на обращение, доказательств, подтверждающие вручение данного ответа заявителю, либо направления по почте, суду первой и апелляционной инстанций не представил.
Между тем, наличие в журнале регистрации исходящей корреспонденции ответа на обращение Пономарева С.Б., не свидетельствует о даче ответа на обращение.
Таким образом, административным ответчиком были нарушены требования пункта 4 части 1 статьи 10, части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», выразившиеся в не предоставлении письменного ответа на обращение Пономарева С.Б. от ....
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы апелляционных жалоб выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционные жалобы Пономарева С.Б., Администрации Калининского района г.Уфы Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий п/п З.А. Науширбанова
Судьи п/п И.В. Голубева
п/п Г.Р. Кулова
Справка: судья ...