Председательствующий по делу Дело № 33а-2656/2021
Судья Никитина Т.П. (номер дела в суде первой инстанции 2а-67/2020)
УИД 75RS0013-01-2019-000930-31
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шишкаревой С.А.
судей Жилинского А.Г., Каверина С.А.
при секретаре Шевчук Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 19 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю», Федеральной службе исполнения наказаний России о возложении обязанности принять меры к обеспечению пожарной безопасности
по апелляционной жалобе представителя ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности Шарапова С.В. на решение Карымского районного суда Забайкальского края от 5 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия
установила:
прокурор Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пучковский М.Г. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ 21.06.2019 проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю) соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки выявлены нарушения ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ и Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 390 от 25.04.2012: эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в отрядах № 1-5 и ОСУОН (п.п. «в» п. 42 ППР в РФ); на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 ППР в РФ); не обеспечена очистка объекта защиты и прилегающей к нему территории, в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 77 ППР в РФ). В нарушение ведомственного законодательства в сфере пожарной безопасности приказа ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» допущены нарушения: территория ФКУ ИК-2 (производственные, хозяйственно-складские, жилые зоны, склады и т.д.) не очищается от горючих отходов (производственного мусора, тары из горючих материалов, опавшей листвы, сухой травы и т.п.), которые своевременно не вывозятся в специально отведенные для этого места. Участки территории, предназначенные для складирования и утилизации горючих отходов, не согласованы с администрацией территориальных органов исполнительной власти, на территории которой расположено ИУ, и ГПС (п. 2.1 Приказа); для проезда автомобильного транспорта по территории ФКУ ИК-2 (производственной части) не обустроены дороги с твердым покрытием (п. 2-4 Приказа); участки территории, прилегающие к входам производственных и складских помещений, не имеют твердого покрытия, нет пешеходных дорожек (п. 2.5 Приказа); на территории беспорядочно хранятся материалы, изделия, детали, оборудование. Для хранения различных материалов на территории учреждения не предусмотрено специальных площадок, указатели к границам таких площадок не определены (п. 2.11 Приказа); перепланировка помещений ФКУ ИК-2 проведена без предварительной разработки соответствующей проектно-сметной документации, согласованной с ВПО, ГПС (п. 3.1.5 Приказа); для производственных и складских зданий, сооружений и помещений не установлены предельно допустимые нормы хранения веществ и материалов, изделий и готовой продукции (п. 3.1.11 Приказа); в помещении штрафных изоляторов (далее - ШИЗО), помещений камерного типа ОСУОН (далее - ОСУОН) часть решеток не выполнена легкосъемными или открывающимися наружу (п. 3.1.13 Приказа); двери камер ШИЗО, ОК, СУС (ПКТ) не оборудованы электромеханическими замками, в связи с чем невозможно обеспечить одновременную разблокировку дверей камер одного этажа (одной стороны этажа) и всех дверей при отключении источников электрического питания (п. 4.1.2 Приказа); запасные выходы не оборудованы указателем местонахождения ключей от запасных выходов (п. 4.1.3 Приказа); помещения для хранения личных вещей осужденных и постельных принадлежностей отрядов не выгорожены противопожарными преградами 1-го типа (п. 4.1.8 Приказа); комнаты для приготовления чая и разогрева пищи отрядов не выгорожены перегородками 1-го типа (п. 4.1.13 Приказа); помещение швейного цеха не оборудовано обособленной системой вытяжной вентиляции (п. 5.5.5 Приказа); электросветильники общего освещения (ОСУОН) не оборудованы защитными (изолирующими) решетками с запирающим устройством, в одиночных камерах светильники общего освещения расположены в одной нише (в стене над дверью, а не на потолке согласно п. 10.1.8 Приказа); не во всех помещениях конструкция светильников исключает возможность выпадения колб ламп, а в люминесцентных светильниках - стартеров (п. 10.1.9 Приказа); твердое топливо (дрова, уголь, торф и т.п.) храниться не на огороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от зданий и сооружений (п. 11.1.7 Приказа, п. 4.3 ПОТ РО-14000-007-98). Таким образом, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности от пожара. Имеет место угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц осужденных, отбывающих наказание в ИК-2, а также сотрудникам ИУ, пребывающих в исправительном учреждении, гражданам. Названные нарушения являются причиной многочисленных обоснованных обращений спецконтингента в различные надзорные, контролирующие и судебные органы. Ранее в ходе проверок в марте 2018 года и в июне-июле 2019 года указанные нарушения включались в представление прокуратуры Забайкальского края, но не были устранены. С учетом уточнения административных исковых требований просил суд:
1. Обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к обеспечению пожарной безопасности в учреждении в соответствии с приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214, а именно:
- оборудовать светильники в отрядах № 1, 2, 3, 4 и ОСУОН (помещения камерного типа 38-54 (первый этаж), 10-27 (второй этаж)) ФКУ ИК-2 колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в соответствии с п. 10.1.20 приказа;
- обустроить дороги с твердым покрытием для проезда автомобильного транспорта по территории ФКУ ИК-2 (производственной части) в соответствии с п. 2.4 приказа;
- оборудовать твердым покрытием участки территории, прилегающие к входам производственных и складских помещений ФКУ ИК-2 в соответствии с п. 2.5 приказа;
- организовать хранение материалов, изделий, деталей, оборудования на территории ФКУ ИК-2, для чего оборудовать на территории ФКУ ИК-2 специальные площадки для хранения различных материалов, а так же указатели границ таких площадок в соответствии с п. 2.11 приказа;
- установить для производственных и складских зданий, сооружений и помещений ФКУ ИК-2 предельно допустимые нормы хранения веществ и материалов, изделий и готовой продукции в соответствии с п. 3.1.11 приказа;
- оборудовать двери камер ШИЗО, ОК, ПКТ (ОСУОН) ФКУ ИК-2 электромеханическими замками в соответствии с п. 4.1.2 приказа;
- обеспечить оборудование помещений для хранения личных вещей осужденных и постельных принадлежностей отрядов 1-4 и ОСУОН ФКУ ИК-2 противопожарными преградами 1-го типа в соответствии с п. 4.1.8 приказа;
- обеспечить оборудование комнат для приготовления чая и разогрева пищи отрядов 1-4 ФКУ ИК-2 перегородками 1-го типа в соответствии с п. 4.1.13 приказа;
- оборудовать помещение швейного цеха ФКУ ИК-2 обособленной системой вытяжной вентиляции в соответствии с п. 5.5.5 приказа;
- оборудовать электросветильники общего освещения ОСУОН (помещения камерного типа 38-54 (первый этаж), 10-27 (второй этаж)) защитными (изолирующими) решетками с запирающим устройством в соответствии с п. 10.1.8 приказа;
- установить светильники общего освещения в одиночных камерах (00-09 (1 этаж) и 10-19 (2 этаж)) в потолке и оборудовать защитными решетками с запирающим устройством в соответствии с п. 10.1.8 приказа;
- обеспечить хранение твердого топлива (дрова, уголь, торф и т.п.) на огороженных площадках (с теплопроводным покрытием), расположенных не ближе 10 м от зданий и сооружений ФКУ ИК-2 в соответствии с п. 11.1.7 приказа.
2. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, УФСИН России по Забайкальскому краю в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю вышеуказанных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (т. 1 л.д. 4-10, 112-115).
Решением Карымского районного суда Забайкальского края от 5 февраля 2020 года постановлено: административное исковое заявление Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, удовлетворить.
1. Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю обязанность, принять меры к обеспечению пожарной безопасности, со дня вступления решения суда в законную силу:
- в течение 3-х месяцев:
- организовать хранение материалов, изделий, деталей, оборудования на территории ФКУ ИК-2, для чего оборудовать на территории ФКУ ИК-2 специальные площадки для хранения различных материалов, а так же указатели границ таких площадок в соответствии с п. 2.11 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- установить для производственных и складских зданий, сооружений и помещений ФКУ ИК-2 предельно допустимые нормы хранения веществ и материалов, изделий и готовой продукции в соответствии с п. 3.1.11 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- обеспечить хранение твердого топлива (дрова, уголь, торф и т.п.) на огороженных площадках (с теплопроводным покрытием), расположенных не ближе 10 м от зданий и сооружений ФКУ ИК-2 в соответствии с п. 11.1.7 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- в течение 6-ти месяцев:
- оборудовать светильники в отрядах № 1, 2, 3, 4 и ОСУОН (помещения камерного типа 38-54 (первый этаж), 10-27 (второй этаж)) ФКУ ИК-2 колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в соответствии с п. 10.1.20 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- обустроить дороги с твердым покрытием для проезда автомобильного транспорта по территории ФКУ ИК-2 (производственной части) в соответствии с п. 2.4 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- оборудовать твердым покрытием участки территории, прилегающие к входам производственных и складских помещений ФКУ ИК-2 в соответствии с п.2.5 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- оборудовать двери камер ШИЗО, ОК, ПКТ (ОСУОН) ФКУ ИК-2 электромеханическими замками в соответствии с п. 4.1.2 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- обеспечить оборудование помещений для хранения личных вещей осужденных и постельных принадлежностей отрядов 1-4 и ОСУОН ФКУ ИК-2 противопожарными преградами 1-го типа в соответствии с п. 4.1.8 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- обеспечить оборудование комнат для приготовления чая и разогрева пищи отрядов 1-4 ФКУ ИК-2 перегородками 1-го типа в соответствии с п. 4.1.13 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- оборудовать помещение швейного цеха ФКУ ИК-2 обособленной системой вытяжной вентиляции в соответствии с п. 5.5.5 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- оборудовать электросветильники общего освещения ОСУОН (помещения камерного типа 38-54 (первый этаж), 10-27 (второй этаж)) защитными (изолирующими) решетками с запирающим устройством в соответствии с п. 10.1.8 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214;
- установить светильники общего освещения в одиночных камерах (00-09 (1 этаж) и 10-19 (2 этаж)) в потолке и оборудовать защитными решетками с запирающим устройством в соответствии с п. 10.1.8 приказа ФСИН России от 30.03.2005 № 214.
2. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Административному ответчику Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» необходимо сообщать об исполнении решения по данному административному делу административному истцу (в части каждой исполненной обязанности), в течение 1 месяца со дня исполнения обязанности (т. 1 л.д. 175-181).
Апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 12 августа 2020 года решение Карымского районного суда Забайкальского края от 5 февраля 2020 года в части возложения обязанностей на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» обустроить дороги с твердым покрытием для проезда автомобильного транспорта по территории ФКУ ИК-2, в соответствии с п. 2, 4 приказа ФСИН России от 20.03.2055 № 214, оборудовать твердым покрытием участки территории, прилегающие к входам производственных и складских помещений ФКУ ИК-2, в соответствии с п. 2, 5 приказа ФСИН России от 20.03.2055 № 214, в части возложения обязанности на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России, в случае недостаточности денежных средств, профинансировать проведение Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю» мероприятий по обеспечению пожарной безопасности отменено с вынесением нового судебного акта об отказе в указанной части в удовлетворении административных исковых требований (т. 1 л.д. 262-270).
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 12 августа 2020 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (т. 2 л.д. 48-55).
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России, УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности Шарапов С.В. выражает несогласие с решением суда, полагает его незаконным и необоснованным, подлежащим изменению в части исключения в п. 2 резолютивной части решения суда слова: «Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю». Ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса, заявитель указывает, что имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в судах в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнения денежных обязательств, а также главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом. Функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет, согласно разделу II ч. 7 (пп. 6), ФСИН. Таким образом, судом необоснованно возложена обязанность на УФСИН России по Забайкальскому краю профинансировать выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (т. 1 л.д. 187-188).
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Кулибаба А.Г. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 1 л.д. 228-230).
Заслушав пояснения представителей административных ответчиков ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю Журавлевой В.А., УФСИН России по Забайкальскому краю, ФСИН России Петренко А.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Читинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Решетникова И.М., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами административного дела и требованиями закона, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, прокурор вправе в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 226 КАС РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ закреплено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных и возлагает обязанность по реализации этого права осужденных на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание (часть 1 статья 10).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статей 37 названного Федерального закона предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура, в том числе, осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, органами исполнительной власти; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском прокурор указал, что в деятельности ФКУ ИК-2 не обеспечивается должным образом соблюдение требований пожарной безопасности, что влечет нарушения прав неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности – состояние защищенности от пожара, ставя под угрозу безопасность и жизнь людей в случае возникновения пожара.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 5.04.2018 в адрес ФКУ ИК-2 спец.прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором помимо прочего заявлено о нарушениях ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ и Правил противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 № 390, приказа ФСИН от 30.03.2005 № 214: допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями); территория ИУ (производственные, хозяйственно-складские, жилые зоны, склады и т.д.) не очищаются от горючих отходов (производственного мусора, тары из горючих материалов, опавшей листвы, сухой травыи пр.). Производственные отходы своевременно не вывозятся на спец.отведенные места. Участки территории, предназначенные для складирования и утилизации горючих отходов, не согласованы с администрацией тер.органов исполнительной власти, на территории которой расположено ИУ и ГПС. На территории беспорядочно хранятся различные изделия и оборудование, спец.площадки для которых не отведены с указателями к их границам. В помещении ШИЗО некоторые решетки наружу не открываются и не являются легкосъемными. Твердое топливо (дрова, уголь, торф и пр.) хранится на неогороженных площадках в непосредственной близости от зданий и сооружений (менее 10 м) (т. 1 л.д. 20-25).
В письме УФСИН России по Забайкальскому краю от 10.05.2018 в адрес спец.прокуратуры, на представление от 4.04.2018, указано о принятии мер обеспечения пожарной безопасности: принимаются меры по оборудованию объектов учреждения эл.светильниками с защитными колпаками; проведена очистка территории ИУ от горючих отходов, с вывозом в спец.отведенные места, определенные приказом начальника Учреждения и согласованные с администрацией органа исполнительной власти Карымского района; приказом начальника Учреждения определены места хранения материалов на территории производственной зоны, на территории жилой зоны хранение не производится; в помещении ШИЗО запланирована установка части легкосьемных решеток на окнах камер в срок до 1.08.2018; хранение твердого топлива на территории пром.зоны приведено в соответствие с требованием (т. 1 л.д. 26-35).
10.06.2019 в адрес ФКУ ИК-2 спец.прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором помимо прочего заявлено о нарушениях ст. 37 ФЗ О пожарной безопасности от 21.12.1994 № 69-ФЗ и Правил противопожарного режима в РФ от 25.04.2012 № 390, приказа ФСИН от 30.03.2005 № 214: не обеспечена очистка объектах и прилегающей к нему территории в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючего мусора и других изделий. Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями). На объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта. Для проезда автотранспорта на территории производственной части и участках территории, прилегающих к производственным и складским помещениям не оборудованы дороги с твердым покрытием. На территории беспорядочно хранятся различные изделия и оборудование, спец. Площадки для которых не отведены. В помещении ШИЗО некоторые решетки наружу не открываются и не являются легкосъемными. Двери камер не оборудованы электромеханическими замками для одновременной разблокировки дверей в случае отключения источников эл.питания. Комнаты для приготовления чая и разогрева пищи не выгорожены противопожарными перегородками. Помещение швейного цеха не оборудовано обособленной системой вытяжной вентиляции. Твердое топливо (дрова, уголь, торф и пр.) хранится на неогороженных площадках в непосредственной близости от зданий и сооружений (менее 10 м) (т. 1 л.д. 15-19).
Справка ГУ МЧС России по Забайкальскому краю УНД и ПР ОНД по Читинскому, Карымскому районам от 26.06.2019 № 7-5-15 проверки ФКУ ИК-2 соблюдения требований пожарной безопасности (т. 1 л.д. 11), содержит сведения о выявленных нарушениях ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ и Правил противопожарного режима в РФ: эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в отрядах № 1-5 и ОСУОН (п.п. «в» п.42 ППР в РФ); на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 ППР в РФ); не обеспечена очистка объекта защиты и прилегающей к нему территории, в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 77 ППР в РФ). В нарушение ведомственного законодательства в сфере пожарной безопасности приказа ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» допущены нарушения: территория ФКУ ИК-2 (производственные, хозяйственно-складские, жилые зоны, склады и т.д.) не очищается от горючих отходов (производственного мусора, тары из горючих материалов, опавшей листвы, сухой травы и т.п.), которые своевременно не вывозятся в специально отведенные для этого места. Участки территории, предназначенные для складирования и утилизации горючих отходов, не согласованы с администрацией территориальных органов исполнительной власти, на территории которой расположено ИУ, и ГПС (п. 2.1 Приказа); для проезда автомобильного транспорта по территории ФКУ ИК- 2 (производственной части) не обустроены дороги с твердым покрытием (п. 2-4 Приказа); участки территории, прилегающие к входам производственных и складских помещений, не имеют твердого покрытия, нет пешеходных дорожек (п. 2.5 Приказа); на территории беспорядочно хранятся материалы, изделия, детали, оборудование. Для хранения различных материалов на территории учреждения не предусмотрено специальных площадок, указатели к границам таких площадок не определены (п. 2.11 Приказа); перепланировка помещений ФКУ ИК-2 проведена без предварительной разработки соответствующей проектно-сметной документации, согласованной с ВПО, ГПС (п. 3.1.5 Приказа); для производственных и складских зданий, сооружений и помещений не установлены предельно допустимые нормы хранения веществ и материалов, изделий и готовой продукции (п. 3.1.11 Приказа); в помещении штрафных изоляторов (далее - ШИЗО), помещений камерного типа ОСУОН (далее ОСУОН) часть решеток не выполнена легкосъемными или открывающимися наружу (п. 3.1.13 Приказа); двери камер ШИЗО, ОК, СУС (ПКТ) не оборудованы электромеханическими замками, в связи с чем невозможно обеспечить одновременную разблокировку дверей камер одного этажа (одной стороны этажа) и всех дверей при отключении источников электрического питания (п. 4.1.2 Приказа); запасные выходы не оборудованы указателем местонахождения ключей от запасных выходов (п. 4.1.3 Приказа); помещения для хранения личных вещей осужденных и постельных принадлежностей отрядов не выгорожены противопожарными преградами 1-го типа (п. 4.1.8 Приказа); комнаты для приготовления чая и разогрева пищи отрядов не выгорожены перегородками 1-го типа (п. 4.1.13 Приказа); помещение швейного цеха не оборудовано обособленной системой вытяжной вентиляции (п. 5.5.5 Приказа); электросветильники общего освещения (ОСУОН) не оборудованы защитными (изолирующими) решетками с запирающим устройством, в одиночных камерах светильники общего освещения расположены в одной нише (в стене над дверью, а не на потолке согласно п. 10.1.8. Приказа); не во всех помещениях конструкция светильников исключает возможность выпадения колб ламп, а в люминесцентных светильниках - стартеров (п. 10.1.9 Приказа); твердое топливо (дрова, уголь, торф и т.п.) храниться не на огороженных площадках, расположенных не ближе 10 м от зданий и сооружений (п. 11.1.7 Приказа, п. 4.3 ПОТ РО-14000-007-98).
Из представленных в дело документов ответчиком ФКУ ИК-2 следует: сообщение от 7.11.2019 - составлена потребность и направлена с заявками на выделение денежных средств для: установки электросветильников и их оборудования защитными, запирающими решетками в общежитиях для осужденных, а также для оборудования дверей камер ШИЗО, ОК, ОСУОН электромеханическими замками и оборудования комнат противопожарными перегородками; заложено в заявку на формирование лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию на 2020 г. для приобретения системы вентиляции на швейный участок; произведена очистка территории Учреждения от горючих отходов, производственного мусора, тары из горючих материалов, опавшей листвы, сухой травы; территория складирования определена проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учреждением, согласованного с Минприродресурсов ЗК 20.08.2018; приказом начальника Учреждения от 31.10.2018 определено помещение для хранения и использования лакокрасочных материалов, технических и спиртосодержащих жидкостей; дороги на территории Учреждения для автотранспорта имеют покрытие: асфальтовое – жилой зоне и грунтовое – производственной зоне; хранение материалов и оборудования на территории Учреждения организовано на спец.площадках для хранения различных материалов; обеспечено хранение твердого топлива на огороженной площадке на расстоянии более 10 м от зданий и сооружений Учреждения (л.д. 76-89). Представлен приказ Министерства природных ресурсов от 20.08.2018 № 1455 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в ФКУ ИК-2 сроком на 5 лет (по 19.08.2023) (т. 1 л.д. 90-93).
Представленный ответчиком в дело приказ врио.начальника ФКУ ИК-2 от 17.01.2020 № 38 о создании двух спец.площадок с указаниями границ для хранения материалов, изделий, деталей и оборудования на территории производственной зоны, а именно в районе сушильной камеры и автомастерских (т. 1 л.д. 94-95), не подтвержден актом и фактическом создании таких площадок, с указанием их фактического месторасположения и площади.
Из сведений о принятии мер в 2019 году для устранения нарушений заявленных в иске прокурором следует, что велась переписка с УФСИН России по Забайкальскому краю относительно заявок на выделение финансирования и расчетов потребности, дефектные акты для устранения нарушений пожарной безопасности; принятие решение на совещании о выполнении противопожарных мер; утвержденной Инструкции по мерам пожарной безопасности в помещениях Учреждения; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для территории Учреждения, фототаблицы с изображением устраненных недостатков, ранее заявленных в представлениях прокуратуры (т. 1 л.д. 118-162).
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что, перечисленные в исковом заявлении прокурора нарушения требований пожарной безопасности, до настоящего времени не устранены, следовательно, являются обоснованными доводы административного истца, что на территории ФКУ ИК-2 не обеспечивается соблюдение требований пожарной безопасности в части заявленных обстоятельств, которые препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, а также ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Вопреки изложенным в апелляционной жалобе доводам административного истца, судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и его оценкой исследованных доказательств. При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Оценивая приведенные в судебном заседании стороной ответчиков доводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора об обустройстве дорог с твердым покрытием для проезда автомобильного транспорта по территории ФКУ ИК-2 (производственной части) и оборудовании твердым покрытием участков территории, прилегающих к входам производственных и складских помещений ФКУ ИК-2, судебная коллегия приходит к выводу, что указанные требования обусловлены как необходимостью обеспечения подъезда противопожарного транспорта для тушения пожара по дорогам с твердым покрытием, исключающим его застревание и т.д. (при неблагоприятных погодных условиях, вязкой почве и т.д.), так и необходимостью прокладки противопожарных рукавов и линий для тушения пожара.
В соответствии с пунктом 5.81 справочного приложения № 1 к Своду Правил 37.13330.2012 «Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91», утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/7, служебные дороги, предназначенные для проезда пожарных машин, следует проектировать с переходными типами дорожных одежд. Пунктом 7.2.2. указанного Свода Правил также предусмотрено, что для проезда пожарных машин предназначаются второстепенные дороги. Для этой категории дорог не устанавливается расчетный объем перевозок. По срокам использования дороги подразделяются на постоянные и временные.
Согласно классификации автомобильных дорог, в зависимости от объема перевозок, приведенной в таблице 7.1 СП 37.13330.2012, вспомогательные автомобильные дороги и дороги с невыраженным грузооборотом принадлежат к IV категории. Таблицей 7.17 для IV категории дорог предусматривается переходный и облегченный тип дорожной одежды, что соответствует понятию «твердое покрытие».
Для дорожных одежд переходного типа применяются покрытия из прочного фракционированного щебня, укладываемого по способу заклинки, из подобранного щебеночного и гравийного материала, шлака требуемой прочности, из местных каменных и гравелисто-песчаных грунтов, обработанных органическими или минеральными вяжущими поверхностно-активными веществами (ПАВ), а также вышеперечисленные покрытия армируются геосинтетическими материалами.
Для дорожных одежд облегченного типа применяются асфальтобетонные плотные покрытия из смесей, укладываемых в горячем и теплом состоянии или из подобранного щебеночного или гравийного материала, обработанного вязким или жидким битумом в смесительной установке или из фракционированного щебня, обработанного вязким битумом в смесительной установке. Также возможно применение щебеночных или гравийных смесей, обработанных жидким битумом методом смешения на дороге, применение крупнообломочных (с размером фракций до 40 мм) и песчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией с добавкой цемента в установке с поверхностной обработкой. Вышеперечисленные покрытия также армируются геосинтетическими материалами.
Согласно пункту 8.9 Свода Правил 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС от 24.04.2013 № 288, конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей в соответствии с разрешенными максимальными осевыми массами транспортных средств, изложенными в техническом регламенте таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС № 018/2011) и с учетом того, какая пожарная техника может перемещаться по дорожному полотну для защиты объекта в случае возникновения пожара.
Кроме того, пунктом 8.9 Свода Правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС от 30.03.2020 № 225, установлены требования о необходимости оборудования дорог с твердым покрытием, в том числе, и для обеспечения возможности прокладки рукавных линий для пожаротушения.
Поскольку лица, отбывающие наказание в исправительном учреждении, ограничены в передвижении, находятся в запираемых помещениях, недопустимы нарушения правил пожарной безопасности в исправительном учреждении, напрямую ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье сотрудников ФСИН, несущих службу, а также гражданским лицам, прибывшим на свидание.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно возложена обязанность на УФСИН России по Забайкальскому краю профинансировать выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, отклоняется судебной коллегией.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно пунктам 4, 13 Указа Президента Российской Федерации от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба исполнения наказаний входит в систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Указанные государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через свои территориальные органы уголовно-исполнительной систем и учреждения, исполняющие наказания.
Согласно пункту 7 Положения о ФСИН России, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения об УФСИН России по Забайкальскому краю, утвержденном приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, УФСИН России по Забайкальскому краю является территориальным органом ФСИН России, участником бюджетного процесса распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, возложение на УФСИН России по Забайкальскому краю наряду с ФСИН России обязанности по финансированию обязательств, возложенных на исправительное учреждение, не противоречит закону, поскольку ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета по вопросам своей компетенции, а его территориальный орган – УФСИН России по Забайкальскому краю, является распорядителем поступающих от главного распорядителя средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 1.1, 1.2. 1.6, 1.7 ранее действовавшего Устава Федерального казенного Учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Забайкальскому краю», утвержденного Приказом Директора ФСИН России от 25.03.2011 № 1176, Учреждение является федеральным казенным учреждением и юридическим лицом, учредителем которого является Российская Федерация. В соответствии п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета. Согласно п. 2.1 Устава, основными предметами и целями деятельности учреждения является обеспечение безопасности содержащихся в нем лиц, а также работников УИС.
Действующий в настоящее время Устав ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, утвержденный приказом ФСИН России № 247 от 10.04.2021 (т. 2 л.д. 79-85) содержит аналогичные положения.
Согласно п. 5.12 действующего Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю, при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
Возложение на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю обязанности по устранению нарушений требований правил пожарной безопасности, не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у Учреждения.
При установленных обстоятельствах административного дела, удовлетворяя требования к исправительному учреждению суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по финансированию соответствующих мероприятий по пожарной безопасности, в случае недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-2, на ФСИН России и его территориальный орган - УФСИН России по Забайкальскому краю.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карымского районного суда Забайкальского края от 5 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи