Судья: < Ф.И.О. >2 дело № 33а – 30359/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Борисихиной С.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю» о признании незаконным бездействия и понуждении устранения в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов,
по апелляционным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2019 г.,
установила:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю и понуждении устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.
В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной 9апреля2018г. прокуратурой г.Краснодара по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края на предмет соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю был выявлен ряд нарушений.
Проверкой было установлено, что объекты социальной инфраструктуры в ФКУ ИК-11 не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем на ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность по оказанию подведомственным учреждениям, в том числе и ФКУ ИК-11, необходимого содействия в устранении выявленных специализированной прокуратурой нарушений требований закона. В целях устранения вышеуказанных нарушений Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края было внесено представление начальнику ФКУ ИК-11 от9апреля 2018 г., однако нарушения закона не устранены и не устраняются на протяжении длительного времени, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края < Ф.И.О. >6 поддержал заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >7 возражала против предъявленных требований, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2019 г. требования административного истца удовлетворены частично.
Суд обязал ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК №11 УФСИН России по Краснодарскому краю в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать в ФКУ ИК №11 УФСИН России по Краснодарскому краю: - помещение для приема осужденных по личным вопросам пандусом или иным специальным приспособлением для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан; - навесом и водоотводом входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры; - все имеющиеся пандусы бортиками высотой, не менее 0,05 м по продольным краям маршей; - вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов установить ограждения с поручнями; - световые обозначения для слабовидящих осужденных; - в отряде для осужденных-инвалидов в помещениях туалета и душевой кабины, оборудованные для инвалидов на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски, оборудовать универсальную кабину уборную общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей, и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. В удовлетворении исковых требований в остальной части суд отказал.
С указанным решением административные ответчики ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю не согласились и подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, выслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >8, настаивавшего на отмене принятого решения и вынесении решения об отказе в заявленных требованиях в полном объеме, прокурора < Ф.И.О. >9, полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки на предмет соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов прокуратурой г.Краснодара по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в отношении ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю от 9 апреля 2018 г. было установлено, что в ФКУ ИК-11 имеются следующие нарушения: - объекты социальной инфраструктуры (помещение для приема осужденных по личным вопросам) не оборудовано пандусом или иным специальным приспособлением для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан; - отсутствуют входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры, оборудованные навесом и водоотводом; - имеющиеся пандусы не оборудованы бортиками высотой не менее <...> по продольным краям маршей; - вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов отсутствуют ограждения с поручнями; - отсутствуют световые обозначения для слабовидящих осужденных; - отсутствует кабина, оборудованная для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для проезда кресла-коляски; - отсутствует универсальная кабина уборной общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
В целях устранения вышеуказанных нарушений Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 9 апреля 2018 г. начальнику ФКУ ИК-11 внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. <...> (далее – Положение), одной из основанных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с подпунктами 1, 2 и 6 пункта 7 Положения, ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством РФ условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно подпунктам 1 и 4 пункта 14, подпунктам 1 и 2 пункта 15 Положения об УФСИН России по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11 июня 2015 г. № 518, основными задачами УФСИН России по Краснодарскому краю являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работником уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, а также создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов. УФСИН России по Краснодарскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством РФ правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Согласно пункта 2 Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденных приказом Минюста России от 22 сентября 2015 г. № 222, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Таким образом, поскольку на ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность по оказанию подведомственным учреждениям необходимого содействия в исполнении имеющихся обязанностей и выявленные проверкой от 9 апреля 2018 г. в ФКУ ИК-11 нарушения не соответствуют требованиям пунктов 3.13, 3.14, 3.21, 3.31, 3.32, 3.65 и 3.66 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73, удовлетворение заявленных административных исковых требований в указанной части было осуществлено по прямому указанию закона.
Само по себе отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от исполнения обязанности соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов.
В судебном заседании суда первой инстанции было установлено, что административными ответчиками предпринимаются действия для устранения выявленных нарушений. В учреждении в настоящее время не содержится осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан.
Во исполнение требований представления от 9 апреля 2018 г., в целях обеспечения доступности объектов учреждения осужденным инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан (в случае поступления таковых в учреждение) в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю 3 мая 2018 г. проведено комиссионное обследование объектов ФКУ ИК-11 на предмет доступности маломобильных граждан к объектам социальной структуры, а также расположение и проживание в отряде в соответствии с минимальной нормой положенности. Тыловым подразделением ФКУ ИК-11 были проведены расчеты и 29 августа 2018 г. в УФСИН России по Краснодарскому краю направлен запрос <...> о выделении денежных средств на сумму <...> с обоснованием затрат на адаптацию объектов, для обеспечения гарантированных прав осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан.
20 ноября 2018 г. за исх. <...> из Управления в адрес ФКУ ИК-11 были доведены лимиты бюджетных обязательств и согласно расходного расписания <...> от 15 ноября 2018 г. выделены денежные средства в сумме <...> на создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (на проведение ремонтов душевых и туалетных комнат инвалидов). В 4 квартале 2018 г. в рамках Федерального закона от 5апреля2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были заключены договоры на поставку строительных материалов для проведения ремонта и оборудования душевых и туалетных комнат для инвалидов.
В здании Общежитии № 1 определен отряд для проживания осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан, где они будут размещены в случае поступления. Входная площадка в данное помещение оборудована навесом и водоотводом. Также в отряде для осужденных-инвалидов оборудовано универсальное помещение уборной общего пользования с наличием пространства для проезда и размещения кресла-коляски, крючками для одежды, костылей и других принадлежностей, а также с душевой, оборудованной специализированными изделиями (поручнями, откидным сидением) и световым обозначением для слабовидящих осужденных. Входная территория в Банно-прачечный комплекс имеет бетонированную и замощенную площадку, оборудована пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в медицинскую часть оборудован пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в Профессиональное училище №192 оборудован пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Помещение для приема осужденных инвалидов по личным вопросам с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан, находится в здании ПУ-192, вход в которое оборудовано пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в столовую для осужденных имеет бетонированную и замощенную площадку, перепад поверхностей на входе практически отсутствует. Подход к ларю зоны оборудован навесом, имеет бетонированную и замощенную площадку, перепад поверхностей практически отсутствует.
При таких обстоятельствах, как верно установлено судом первой инстанции, оснований для признания незаконным бездействия административных ответчиков не имеется.
На основании вышеизложенного, а также в связи с тем, что нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия полагает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы начальника ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю Мезенцева А.В. и представителя ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю < Ф.И.О. >7 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение суда апелляционной инстанции составлено <...>