ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3297/2018 от 29.01.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Цыцаркина С.И.<данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Чиченевой Н.А.,

судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,

при секретаре Капуста А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Желябовского А.В.

на решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Желябовского А. В. к заместителю заведующего отделом по надзору <данные изъяты> Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Корнееву А.А., Министерству сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации снегоболотохода, обязании осуществить государственную регистрацию снегоболотохода с выдачей паспорта самоходной машины,

заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

объяснения представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>Панина Б.А., представителя Желябовского А.В. - Жигулина М.В.,

установила:

Желябовский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу по надзору <данные изъяты> Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>, просил признать незаконным решение от 23.08.2017г. заместителя заведующего отделом по надзору <данные изъяты>, главного государственного инженера-инспектора Корнеева А.А. об отказе в государственной регистрации снегоболотохода с заводским номером 078 851975, год выпуска - 1975, двигатель № А03М12482, цвет - зеленый, обязании осуществить государственную регистрацию снегоболотохода с выдачей паспорта самоходной машины.

Решением Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении административного иска отказано.

Желябовский А.В. с решением суда не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Усматривается, что на основании договора купли-продажи от <данные изъяты>Желябовский А.В. приобрел у ЗАО «Чермет-резерв» металлолом, состоящий из частей самоходной машины, а именно, снегоболотохода на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2, заводской <данные изъяты>, 1975 года выпуска, двигатель № АОЗМ12482, цвет - зеленый. В договоре указано, что машина (части машины) на момент передачи покупателя находятся в нерабочем состоянии (не на ходу), поступила в собственность продавца в качестве скрапа (металлолома) и в таком же виде продается покупателю (л.д. 13).

Согласно заключению испытательного центра машиностроения (ФИИЦ М) от 19.02.2015г., образец снегоболотохода на базе БРДМ-2 может быть принят в эксплуатацию (л.д. 14).

<данные изъяты>Желябовский А.В. обратился в отдел по надзору <данные изъяты> Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> с заявлением о регистрации самоходной машины - снегоболотохода (на базе машины БРДМ-2).

К заявлению были приложены договор купли-продажи от <данные изъяты> и Заключение по результатам анализа конструкции и технической документации, осмотра и определения основных параметров образца снегоболотохода на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 от <данные изъяты> (л.д.11-12).

Заместителем заведующего отделом по надзору <данные изъяты> Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники Корнеевым А.А. в регистрации снегоболотохода отказано, в связи с тем, что он не имеет обязательной сертификации или декларирования, учитывая, что снегоболотоход был собран из приобретенных в металлоломе агрегатов, что подтверждает представленный договор купли-продажи от 01.09.2014г. (л.д. 11-12).

Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка.

Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность управомоченного органа допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Федеральным законом от <данные изъяты> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.

Статьей 15 (части 1 и 3) названного Федерального закона установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктом 2.8.7. Правил регистрации самоходных машин машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, номерных агрегатов регистрируются за владельцами на основании документов, подтверждающих правомерность приобретения (получения) номерных агрегатов в соответствии с пунктами 2.8.1 - 2.8.6.7 настоящих Правил. Регистрация изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенной при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Технического регламента Таможенного союза TP <данные изъяты> «О безопасности машин и оборудования», принятым решением Комиссии Таможенного союза от <данные изъяты><данные изъяты> (далее - Технический регламент) «декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента».

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Технического регламента «сертификация проводится в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме сертификации, приведенный в приложении <данные изъяты>».

Суд проанализировал положения пункта 2 Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» и установил, что в форме сертификации приложения <данные изъяты> Технического регламента сертификации подлежат «снегоболотоходы, снегоходы и прицепы к ним».

Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме сертификации, приведенный в приложении N 3 к TP <данные изъяты>, включены, в том числе, снегоболотоходы (позиция 2).

В перечни стандартов к TP <данные изъяты>, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от <данные изъяты> N 823 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от <данные изъяты> N 55) в раздел "Снегоболотоходы, снегоходы и прицепы к ним" включен национальный стандарт ГОСТ Р 50943-2011 "Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний".

Требования указанного стандарта распространяются на самодвижущиеся транспортные средства, сконструированные и предназначенные для перевозки пассажиров и/или грузов, преимущественно в условиях снежного и/или заболоченного бездорожья вне дорог общей сети и оснащенные колесными и гусеничными движителями, в том числе с органами управления мотоциклетного типа.

Судом также принято во внимание понятия металлолома, скрапа, данные ГОСТ 1639-2009 «Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия» (введен в действие приказом Госстандарта от <данные изъяты><данные изъяты>-ст) и ГОСТ Р 54098-2010. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от <данные изъяты><данные изъяты>-ст).

В соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от <данные изъяты><данные изъяты> регистрационный номер и дата регистрации сертификата соответствия в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии а также наименование выдавшего сертификат соответствия органа по сертификации, включенного в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, или наименование зарегистрировавшего декларацию о соответствии органа по сертификации, включенного в указанный Единый реестр, либо органа государства-члена, уполномоченного на регистрацию деклараций вносятся в паспорт самоходной машины.

Согласно п. 2.8.5. Правил, машины, номерные агрегаты, снятые с вооружения и переданные (проданные) из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для использования в хозяйственных целях, регистрируются на основании сводных актов <*>, сводных актов и справок- счетов установленного образца <**>? выданных воинской частью (формированием). При этом владельцам одновременно с регистрацией выдаются паспорта машин, где <*> -Для машин юридических лиц; <**> -Для машин физических лиц.

Учитывая положения действующего законодательства, а также, принимая во внимание буквальное толкование договора купли-продажи от 01.09.2014г., суд пришел к выводу, что административным истцом не представлено доказательств приобретения им самоходной машины, выпущенной в 1975 году, в связи с чем, согласился с позицией административного ответчика о том, что, заявленная к регистрации Желябовским А.В. самоходная машина была изготовлена в порядке индивидуального творчества.

Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав установленные по делу обстоятельства и требования действующего законодательства, пришел к выводу о правильности оспариваемого решения от <данные изъяты>, так как в соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пунктами 3 и 6 статьи 8 Технического регламента при обращении за регистрацией снегоболотохода (на базе машины БРДМ-2) Желябовский А.В. должен был представить сертификат соответствия на данную самоходную машину, как единственный документ подтверждающий соответствие машины установленным требованиям.

Судом отвергнуты доводы о применении к спорным правоотношениям положения ст. 7 Технического регламента "О безопасности машин и оборудования", учитывая, что самоходная машина была изготовлена не ранее <данные изъяты>, т.е. после даты вступления в силу Технического регламента.

То обстоятельство, что право собственности Желябовского А.В. на указанную самоходную машину приобретено на законных основаниях и никем не оспорено, не свидетельствует о необоснованности отказа в совершении регистрационных действий. Суд дал правильную оценку факту приобретения права собственности на самоходную машину, поступившую в собственность продавца в качестве скрапа (металлолома) и в таком же виде проданную покупателю, указав, что он сам по себе не порождает безусловную обязанность произвести действия, связанные с регистрацией снегоболотохода.

Учитывая, что в силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается, решение об отказе в регистрации снегоболотохода не противоречит действующему законодательству, и основания для признания его незаконным отсутствуют.

Доказательств соответствия снегоболотохода указанным выше требованиям административным истцом не представлено, также как и не были представлены при подаче заявления в отдел по надзору <данные изъяты> Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники. Договор купли-продажи от 01.09.2014г. и заключение испытательного цента от 19.02.2015г. являлись недостаточными документами.

Доводы административного истца о том, что для регистрации снегоболотохода достаточно было представить документ, подтверждающий право собственности, учитывая, что снегоболотоход был выпущен в 1975 года, суд отверг, как несостоятельный, поскольку процедура подтверждения соответствия в рамках TP <данные изъяты>, урегулирована в предписаниях статьи 8, и не освобождает административного истца от обязанности предоставления иных документов, необходимых для проведения государственной регистрации, предусмотренных Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора).

Доводы представителя административного истца о том, что Технический регламент Таможенного союза TP <данные изъяты> "О безопасности машин и оборудования", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от <данные изъяты> N 823, не может быть применен по отношению к физическим лицам, суд также нашел необоснованным, поскольку согласно п. 1 ст. 1 TP <данные изъяты> "О безопасности машин и оборудования" данный технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.

Суд обоснованно пришел к выводу о законности обжалуемого решения от <данные изъяты> об отказе в государственной регистрации снегоболотохода, и обо отказе в удовлетворении требования о признании его незаконным.

Не найдя оснований для удовлетворения основного требования административного истца, суд также верно отказал в удовлетворении требования Желябовского А.В. об обязании осуществить государственную регистрацию снегоболотохода с выдачей паспорта самоходной машины, как производного.

Судом правильно установлены обстоятельства по делу, дана оценка представленным сторонами доказательствам в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, верно применены нормы материального закона. Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену решения, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного иска, которым суд дал подробную оценку, и направлены на несогласие с ней, однако выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого судебного акта не содержат.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Серпуховского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи