ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-392/2018 от 15.03.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Гусына А.В.

Дело № 33а-392/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2018 года г.Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Долгополовой Т.В.,

судей Вениченко О.В., Немежикова А.П.,

при секретаре Вигуль Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску прокурора города Саяногорска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о возложении на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска, на муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения» обязанности устранить допущенные нарушения по апелляционной жалобе административного ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска и апелляционному представлению прокурора города Саяногорска и дополнениям к нему на решение Саяногорского городского суда от 27 ноября 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителей административного истца прокурора г.Саяногорска Погудина В.М., Тулиной О.Е., поддержавших доводы апелляционного представления и дополнений к нему, представителя административного ответчика Комитета по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска Зубарева С.М., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Саяногорска (далее - прокурор г.Саяногорска), действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о возложении на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска (далее - Комитет по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска), на муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения» (далее - МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения») обязанности устранить в срок до 01.07.2018 допущенные нарушения, а именно: в р.п. Майна г.Саяногорска выполнить ремонт покрытия проезжей части, устранить разрушения покрытия (выбоины) на ул.Ленина (в районе перекрёстков с ул.Победы, ул.Ворошилова, в районе переулка Октябрьский, в районе домов №3, №38, №61, в районе здания администрации р.п. Майна, в районе магазина «Эйдос»), на ул.Рабовича (в районе дома №10-1), на ул.Енисейская (в районе домов №9, №10, №11, №16-2, №26), на ул.Калинина (в районе домов №51, №53), на ул.Щетинкина (на участке от дома №26 до пересечения с ул.Ленина); устранить провал покрытия проезжей части и тротуара на ул.Победы (в районе дома №2); выполнить крышки люков смотровых колодцев на одном уровне с проезжей частью на ул.Победы (в районе ДК «Енисей», в районе перекрёстка с ул.Пушкина); выполнить на ул.Щетинкина (в районе перекрёстка с ул.Ленина) неплавное сопряжение покрытия проезжей части с покрытием проезжей части ул.Ленина; устранить разрушения обочин, выполнить обочины на одном уровне с проезжей частью на ул.Ленина (в районе домов №3, в районе магазина «Эйдос»), на ул.Енисейская (в районе домов №9, №10, №11, №14, №16), на ул.Енисейская (в районе домов №14, №16, №26), на ул.Щетинкина (в районе перекрёстка с ул.Ленина); организовать строительство проезжей части автодороги с твёрдым покрытием на ул.Пристанская (в районе домов №3, №9, №11, №13А-1); обеспечить разработку проекта (схемы) организации дорожного движения на ул.Пристанская. Требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной в период с 12.09.2017 по 20.09.2017 проверки содержания уличной сети в р.п. Майна г.Саяногорск выявлены нарушения требований пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что свидетельствует о ненадлежащем исполнении административными ответчиками обязанности по содержанию дорог, что в свою очередь создает угрозу безопасности участников дорожного движения, а также опасность причинения вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Погудин В.М. настаивал на удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика Комитета по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска по доверенности Зубарев С.М. просил отказать в удовлетворении требований, указав на то, что владельцем подземных сетей канализации, смотровых колодцев и люков на них по улице Победы в районе ДК «Енисей» является ОП «Саяногорские коммунальные сети» АО «Байкалэнерго», а владельцем подземных тепловых сетей по ул.Победы в районе перекрёста с ул.Пушкина является ОП «Саяногорские тепловые сети» АО «Байкалэнерго». Организация строительства автомобильной дороги, а также разработка проекта (схемы) организации дорожного движения невозможна без корректировки Генерального плана г.Саяногорска, плана реализации Генплана улично-дорожной сети, определения статуса улицы и без финансирования.

Представитель административного ответчика МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения» по доверенности Фесенко А.В. требования не признала, указав, что выполнение крышек люков, смотровых колодцев не относится к их деятельности, так как они не являются собственниками дорог и канализационных систем, данные объекты не были им переданы в оперативное управление и в их полномочия не входит разработка проектов.

Суд постановил решение от 27.11.2017 (л.д. 74-76), которым частично удовлетворил административные исковые требования, обязал Комитет по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска в срок до 01.09.2018 устранить допущенные нарушения в р.п.Майна г.Саяногорска, а именно выполнить крышки люков смотровых колодцев на одном уровне с проезжей частью по ул.Победы (в районе ДК «Енисей», в районе перекрёстка с ул.Пушкина) и обеспечить разработку проекта (схемы) организации дорожного движения на ул.Пристанская р.Майна г.Саяногорск. Обязал МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения» в срок до 01.09.2018 устранить допущенные нарушения в р.п.Майна г.Саяногорска, а именно выполнить ремонт покрытия проезжей части, устранить нарушения покрытия (выбоины) на участках проезжей части автомобильных дорог, указанных в административном исковом заявлении, устранить провал покрытия проезжей части и тротуара на ул.Победы (в районе дома №2); выполнить на ул.Щетинкина (в районе перекрёстка с ул.Ленина) неплавное сопряжение покрытия проезжей части с покрытием проезжей части ул.Ленина; устранить разрушения обочин, выполнить обочины на одном уровне с проезжей частью на участках автомобильных дорог, перечисленных в административном иске. В удовлетворении требований по организации строительства проезжей части автодороги с твёрдым покрытием на улице Пристанская р.п.Майна г.Саяногорска (в районе домов №3, №9, №11, №13А-1) отказал.

С решением не согласны административный истец прокурор г.Саяногорска и административный ответчик Комитет по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска.

Административный ответчик Комитет по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска просит отменить решение суда в части возложения на него обязанности выполнить крышки люков смотровых колодцев на одном уровне с проезжей частью на ул.Победы (в районе ДК Енисей», в районе перекрёстка с ул.Пушкина). В апелляционной жалобе (л.д. 80-81) настаивает на доводах, изложенных в суде первой инстанции, полагая, что судом не дана оценка данным доводам и представленным документам.

Прокурор г.Саяногорска просит также изменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объёме. В апелляционном представлении (л.д. 88-90) излагает обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд, ссылаясь на ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утверждённые приказом Минтранса России от 17.03.2015 №43, выражает несогласие с выводами суда о том, что отсутствие проекта (схемы) организации дорожного движения может быть препятствием для организации строительства проезжей части автодороги на ул.Пристанская р.п.Майна, а необходимость применения конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», станет препятствием для строительства автодороги.

В дополнениях к апелляционному представлению прокурор г.Саяногорска просит изменить решение суда, дополнительно возложив на МКУ МО г.Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения» обязанность выполнить на ул.Победы в р.п.Майна г.Саяногорска крышки люков смотровых колодцев на одном уровне с проезжей частью, поскольку автодорога по ул.Победы в р.п.Майна г.Саяногорска находится в оперативном управлении данного учреждения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административного ответчика прокурор г.Саяногорска, указывая на отсутствие оснований для отмены решения суда в части, обжалуемой административным ответчиком, просит решение суда в этой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (л.д. 96).

Административный ответчик МКУ МО г.Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения» в письменных возражениях на апелляционную жалобу Комитета по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска и апелляционное представление прокурора г.Саяногорска просит обжалуемое решение суда в отношении МКУ МО г.Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения» оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца прокурора г.Саяногорска Погудин В.М., Тулина О.Е. поддержали доводы апелляционного представления и дополнений к нему, представитель административного ответчика Комитета по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска по доверенности Зубарев С.М. поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Административный ответчик МКУ МО г.Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения», извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 ст. 39 КАС РФ предусматривает право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Частью 1 статьи 12 этого же закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Из материалов дела следует, в результате проверки, проведённой государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г.Саяногорску Поповым А.В. совместно с помощником прокурора г.Саяногорска Погудиным В.М. 15.09.2017, выявлены нарушения пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в виде разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, выбоины улично-дорожной сети р.п.Майна г.Саяногорска, в том числе установлено, что по ул.Победы в районе ДК «Енисей» занижение крышки люка смотрового колодца относительно покрытия проезжей части на 10 см, в районе перекрёстка с ул.Пушкина - на 7 см (л.д.8).

Заместителю прокурора г.Саяногорска письмом от 12.09.2017 №9/б/н начальником ОГИБДД ОМВД России по г.Саяногорску сообщено, что в ходе выезда 11.09.2017 установлено, что на улицах Пристанская и Промышленная имеется гравийное покрытие проезжей части, выбоин, крупной гальки с заострёнными краями не выявлено. Участок ул.Пристанская в районе домов №3, 9, 11, 13а-1 не имеет какого-либо дорожного покрытия, имеются наезженные колеи в существующем грунте, ширина проезда как с одной, так и с другой стороны имеет ширину от 2,5 м до 3 м, встречный разъезд невозможен. Со стороны р.Енисей жилая застройка, деревья. Со стороны п.Майна скала. На проезде движение затрудняют корни деревьев, скальные выступы. Для приведения данной улицы в нормативное состояние необходимо строительство проезжей части с твёрдым покрытием, тротуаров, обустройство уличного электрического освещения и дорожных удерживающих ограждений. На данную улицу отсутствует проект организации дорожного движения (л.д. 9-10).

Согласно ч.2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.1,6,11,12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Как следует из устава МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения», утверждённого постановлением администрации МО г.Саяногорск 21.03.2014 №370, учреждение оказывает муниципальные услуги, выполняет работы и исполняет муниципальные функции в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, в том числе дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г.Саяногорск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2.1).

Распоряжением ДАГН г.Саяногорска из состава казны муниципального образования г.Саяногорска в оперативное управление МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения» переданы основные средства, в том числе автомобильные дороги в р.п.Майна г.Саяногорска (п.16 приложения №1) (л.д. 46-47).

Таким образом, лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах р.п.Майна г.Саяногорска, является МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения», которому переданы соответствующие полномочия.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность по ремонту покрытия проезжей части спорных автомобильных дорог в р.п.Майна, в том числе по устранению провалов, разрушению обочин, а также выполнение сопряжения части покрытия проезжей части на ул.Щетинкина в районе перекрёстка с ул.Ленина.

В силу требований п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

Как указано выше, при проведении проверки 15.09.2017 установлено, что по ул.Победы в районе ДК «Енисей» занижение крышки люка смотрового колодца относительно покрытия проезжей части на 10 см, в районе перекрёстка с ул.Пушкина - на 7 см.

В пункте 18 положения о Комитете по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска, утверждённого постановлением администрации МО г.Саяногорск от 01.09.2017 №731, перечислены функции Комитета по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска в области организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования г.Саяногорск и обеспечения безопасности дорожного движения (л.д. 39-40), в которые обязанность осуществлять ремонт данных дорог не входит.

В связи с этим решение суда первой инстанции в части возложения обязанности по выполнению работ по устранению занижения крышки люка смотрового колодца относительно проезжей части по ул.Победы и ул.Пушкина в р.п.Майна на Комитет по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска нельзя признать законным и обоснованным.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы административного ответчика Комитета по ЖКХ и транспорту г.Саяногорска в части того, что данные работы должны проводить владельцы подземных сетей канализации и подземных тепловых сетей, поскольку в процессе рассмотрения спора не установлено, что причиной занижения крышек люков смотровых колодцев произошло вследствие неисполнения владельцем данных коммуникаций обязанностей по их надлежащему содержанию и эксплуатации либо в результате повреждения или разрушения крышек люков, проведение же работ по устранению такого занижения, возникшего на проезжей части автомобильной дороги, находящейся в оперативном управлении в МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения», на владельцев коммуникаций действующим законодательством не возложено. Вопреки доводу апелляционной жалобы не закреплены такие обязанности и в Правилах по благоустройству территории муниципального образования город Саяногорск, утверждённых решением Совета депутатов муниципального образования г.Саяногоррск от 28.06.2012 №45.

Административный ответчик МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения», ссылаясь в отзыве на апелляционную жалобу на отсутствие у него обязанности по осуществлению названных работ, документального подтверждения указанного обстоятельства не представляет. Вместе с тем, как указано выше, именно данное учреждение является ответственным лицом за содержание спорной дороги.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что именно на административного ответчика МКУ МО г.Саяногорска «Комбинат благоустройства и озеленения» необходимо возложить обязанность выполнить крышки люков смотровых колодцев на одном уровне с проезжей частью на ул.Победы в р.п.Майна г.Саяногорска.

Доводы апелляционного представления в части неправомерности оснований для отказа в требованиях по строительству проезжей части с твёрдым покрытием на ул.Пристанская р.п.Майна г.Саяногорска в районе домов №3, №9, №11 и №13а-1, указанных в обжалуемом судебном решении, заслуживают внимание, однако основанием для его отмены в этой части послужить не могут в силу нижеизложенного.

Пункт 1 ст. 16 вышеназванного Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ предусматривает, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.

Участниками процесса не оспаривалось, что автодорога по ул.Пристанская р.п.Майна г.Саяногорска в районе домов №3, №9, №11 и №13а-1 не отображена в Генеральном плане МО г.Саяногорск, в связи с чем в настоящее время прокурором преждевременно заявлены требования о строительстве на данном земельном участке проезжей части автодороги с твёрдым покрытием.

Кроме того, требуя возложить на административных ответчиков такую обязанность, прокурор г.Саяногорска фактически просит создать новый объект недвижимости, при этом не предоставив суду доказательств того, что возведение такого объекта технически возможно.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Саяногорского городского суда от 27 ноября 2017 года по настоящему делу отменить в части возложения обязанности на Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска устранить допущенные нарушения путём выполнения на одном уровне с проезжей частью крышек люков смотровых колодцев, расположенных в рабочем посёлке Майна города Саяногорска на улице Победы (в районе ДК «Енисей» и в районе перекрёстка с улицей Пушкина).

В этой части принять новое решение.

Обязать муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Саяногорск «Комбинат благоустройства и озеленения» устранить допущенные нарушения путём выполнения на одном уровне с проезжей частью крышек люков смотровых колодцев, расположенных в рабочем посёлке Майна города Саяногорска на улице Победы (в районе ДК «Енисей» и в районе перекрёстка с улицей Пушкина).

В остальной части решение Саяногорского городского суда от 27 ноября 2017 года оставить без изменения.

Председательствующий Т.В. Долгополова

Судьи: О.В. Вениченко

А.П. Немежиков