Судья: Чеча И.В. № 33а-4300
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Шишкиной А.С.,
с участием прокуроров Пегасова К.В. и Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, выразившегося в недофинансировании муниципального унитарного предприятия, возложении обязанности обеспечить надлежащее финансирование по апелляционному представителю прокурора города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 28 марта 2017 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Литвиновой М.В., объяснения помощника прокурора Пегасова К.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянского Г.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, представителей комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов Возовой Е.С., полагавших, что обжалуемое решение законно и обоснованно, заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего, что имеются основания для удовлетворения апелляционного представления, изучив доводы апелляционного представления, возражений на него, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор города Саратова обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивировав требования тем, что в целях организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования «Город Саратов» создано муниципальное унитарное производственное предприятие (далее - МУПП) «Саратовгорэлектротранс», которое оказывает услуги по перевозке пассажиров трамваями и троллейбусами. Данное предприятие является социально значимым, однако находится в тяжелом финансовом положении. Решением Саратовской городской Думы от 17 декабря 2015 года № 54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров предусмотрены субсидии в сумме 100 млн. руб., тогда как расчетная потребность МУПП «Саратовгорэлектротранс» на 2016 год для осуществления перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной сети и без учета погашения имеющейся задолженности и возврата заемных средств составляла 444,5 млн. руб. В письме от 22 августа 2016 года МУПП «Саратовэлектротранс» обращалось в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта с ходатайством об увеличении субсидий на 2016 год. По состоянию на 01 октября 2016 года задолженность предприятия за потребленную электроэнергию составила 53607 тыс. руб. 16 июня 2016 года ЗАО «СПГЭС» произведено отключение электроэнергии на тяговых подстанциях, в результате чего 16 июня 2016 года МУПП «Саратовгорэлектротранс» произвело закрытие ряда транспортных маршрутов.
Прокурор города Саратова полагал, что отсутствие надлежащего финансирования названного унитарного предприятия приведет к остановке работы электрического общественного транспорта в городе Саратове и, тем самым, к ограничению доступа граждан к объектам социальной инфраструктуры, реализации прав на передвижение, получение образовательных услуг, медицинского обслуживания.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 28 марта 2017 года прокурору города Саратова отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционном представлении прокурор города Саратова просит отменить решение от 28 марта 2017 года, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционного представления его автор ссылается на обстоятельства аналогичные тем, на которые административный истец указывал в суде первой инстанции. Полагает, что судом не дана правовая оценка ответу МУПП «Саратовгорэлектротранс» от 13 марта 2017 года о необходимости финансирования данного предприятия. Выражает несогласие с выводом суда об обращении прокурора в суд в интересах названного предприятия.
В возражениях на апелляционное представление администрация муниципального образования «Город Саратов» ссылается на необоснованность доводов представления, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Саратова, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое незаконное бездействие отсутствует, в связи с чем не имеется оснований для возложения на административных ответчиком обязанности по устранению каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Город Саратов» отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Уставом муниципального образования «Город Саратов», принятым решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, определено, что администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-281, комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - город), уполномоченным осуществлять деятельность в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Указанный комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств и иные бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно части 5 статьи 47 Устава муниципального образования «Город Саратов» названное муниципальное образование может создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
По административному делу установлено и не оспаривается участниками процесса, что МУПП «Саратовгорэлектротранс» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров электрическим транспортом на территории города Саратова.
Согласно Уставу МУПП «Саратовгорэлектротранс», утвержденному председателем комитета по управлению имуществом города Саратова в 2003 году, данное предприятие учреждено комитетом по управлению имуществом города Саратова, создано с целью оказания услуг по перевозке пассажиров города электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами). МУПП «Саратовгорэлектротранс» является юридическим лицом, созданным без ограничения срока, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за предприятием имущество. МУПП «Саратовгорэлектротранс» несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Муниципальное образование «Город Саратов» не несет ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда его несостоятельность (банкротство) вызвана собственником имущества.
Обращаясь в суд, прокурор города Саратова ссылается на плохое финансовое состояние МУПП «Саратовгорэлектротранс», указывая, что в 2016 году для осуществления перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу, трамвайным путям и контактной сети и без учета погашения имеющейся задолженности и возврата заемных средств, требовалось 444,5 млн. руб.
При этом убыточность МУПП «Саратовгорэлектротранс» не оспаривается. Вместе с тем в подтверждение объема необходимого финансирования данного предприятия для выполнения задач административным истцом суду представлены сведения, подготовленные непосредственно данным предприятием, в том числе ответ МУПП «Саратовгорэлектротранс» от 13 марта 2017 года, на который прокурор ссылается в апелляционном представлении.
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выделение средств из соответствующего бюджета, в том числе муниципального, осуществляется на основании расходного обязательства, являющегося обусловленным законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанностью публично-правового образования (муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения по предоставлению физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, таких средств (статья 6 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении отнесено частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Статьей 53 Устава муниципального образования «Город Саратов» предусмотрено, что внесение изменений в решение городской Думы о бюджете города, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета, принимается только при определении источников, компенсирующих уменьшение доходов или увеличение расходов бюджета города.
Решением Саратовской городской Думы от 17 декабря 2015 года № 54-587 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2016 год» МУПП «Саратовгорэлектротранс» выделены денежные средства в сумме 100 млн. руб.
На основании письма МУПП «Саратовгорэлектротранс» от 02 ноября 2016 года комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта обращался в комитет по финансам об увеличении объемов финансирования на 2016 год. В удовлетворении данной просьбы отказано в связи с предельным дефицитом бюджета муниципального образования «Город Саратов».
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в силу пункта 6 статьи 113 ГК РФ муниципальное образования «Город Саратов» не отвечает по обязательствам МУПП «Саратовгорэлектротранс», размер бюджетных субсидий для данного предприятия определен решением представительного органа местного самоуправления о бюджете, а требование об увеличении субсидии необоснованно, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, в связи с отсутствием правовых оснований для возложения на административных ответчиков обязанности по обеспечению дополнительного финансирования данного предприятия.
Судебная коллегия также учитывает, что МУПП «Саратовгорэлектротранс» имеет право осуществлять иную самостоятельную хозяйственную деятельность по предусмотренным Уставом дополнительным видам, а, значит, иметь иные источники доходов, а также соглашается с доводами административных ответчиков о том, что у администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствует расходное обязательство, на основании которого на указанный орган могла быть возложена обязанность по финансированию деятельности МУПП «Саратовгорэлектротранс» по осуществлению перевозки пассажиров, включая нормативный объем ремонтных работ по подвижному составу.
При этом со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов» в лице главного распорядителя бюджетных средств в сфере оказания транспортных услуг населению города - комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» вопрос о финансировании решается только в соответствии с положениями статьи 78 БК РФ, регулирующей предоставление субсидий, в том числе юридическим лицам.
Кроме того, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями о финансировании унитарного предприятия, прокурор фактически самостоятельно определяет надлежащий, по его мнению, способ осуществления органом местного самоуправления полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, что, исходя из положений статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недопустимо.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям закона и в апелляционном представлении не опровергнуты. Иная оценка представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 28 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Саратова - отклонить.
Председательствующий:
Судьи: