Дело № 33а-4844/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 01 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Боровского В.А., Муратовой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Малышевой Е.В.,
рассмотрела административное дело № 2а-3937/2020 (47RS0004-01-2020-001358-37) по апелляционной жалобе Успенской У.П. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 июня 2020 года по административному исковому заявлению Успенской У.П. к Управлению ветеринарии Ленинградской области о признании незаконным распоряжения, обязании устранить нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения административного истца, судебная коллегия
установила:
Успенская У.П. обратилась в суд с административным иском к Управлению ветеринарии Ленинградской области об оспаривании распоряжения Управления ветеринарии Ленинградской области №190 от 17.12.2019 года о принятии решения об отказе в аттестации специалиста в области ветеринарии Успенской У.П.
В обоснование требований административный истец указала, что 04.12.2019 г. она обратилась в Управление ветеринарии Ленинградской области с заявлением об аттестации в качестве специалиста в области ветеринарии для оформления ветеринарных сопроводительных документов на товары из перечня, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 г. №647.
17.12.2019 г. состоялся квалификационный экзамен, который состоял из двух частей: теоретической, состоящей из 10 вопросов, и практической - из двух задач. На каждую часть экзамена отводилось по 30 минут. В случае положительной сдачи теоретической части, экзаменуемый допускается к практической части экзамена.
Административный истец указывает что в течение 10 минут она правильно ответила на вопросы, касающиеся теоретической части экзамена, получила 100 баллов, после чего получила билет №5 с двумя практическими задачами. Первая задача практической части экзамена была успешно решена, вторая задача решена частично: некорректно поставленные, по мнению истца, условия задачи содержали в себе уже две задачи, которые не соответствовали нормативным документам и противоречили целям аттестации специалиста в области ветеринарии для оформления ветеринарных сопроводительных документов на товары из перечня, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 г. №647.
Распоряжением Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.12.2019 г. №190 принято решение об отказе Успенской У.П. в аттестации специалиста в области ветеринарии, с которым она не согласна, по следующим основаниям.
Успенская У.П. ссылается на то, что при сдаче квалификационного экзамена она не была обеспечена отдельным рабочим столом; при решении практической задачи квалификационного экзамена ей не было предоставлено право пользоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, на которых основывается решение практической задачи. Комиссия допускала присутствие иных лиц, которые неоднократно входили в зал ГИС и требовали в срочном порядке освободить помещение, поскольку данный зал, изначально был подготовлен для празднования детского праздника. Указанное обстоятельство создавало нервную обстановку, не позволяющую сосредоточится на экзамене, препятствующее завершить компьютерное тестирование.
Помимо того, как указывает Успенская У.П., одна из задач практического задания содержала две задачи, так перед Успенской У.П. была поставлена задача: создать запись в электронном журнале и транзакцию в отношении вывозимой без смены владельца собаки. Административный истец обратилась к Комиссии, указав, что данная задача противоречит Приказу Минсельхоза России от 15.04.2019 г. №194, п.16. Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 г. №589. Условие задачи по оформлению ветеринарно-сопроводительных документов на живое животное - собаку, перемещаемую из области в аэропорт без смены владельца, в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС «Меркурий») некорректно и вводит специалиста в заблуждение.
Также Успенская У.П. указывает, что заседание аттестационной комиссии не правомочно, поскольку при проведении квалификационного экзамена в форме выполнения практического задания в зале ГИС присутствовало четыре члена аттестационной комиссии вместо пяти.
Административный истец считает указанное решение незаконным, уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, просит признать незаконным распоряжение Управления ветеринарии Ленинградской области №190 от 17.12.2019 года о принятии решения об отказе в аттестации специалиста в области ветеринарии Успенской У.П.; возложить на административного ответчика обязанность засчитать сдачу квалификационного экзамена и вынести распоряжение об аттестации административного истца – Успенской У.П. в области ветеринарии.
При рассмотрении дела судом первой инстанции административный истец требования поддержала, представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, полагая оспариваемое решение и действия законными и обоснованными.
Обжалуемым решением Всеволожского городского суда от 18.06.2020 г. постановлено: «Административные исковые требования Успенской У.П. к Управлению ветеринарии Ленинградской области о признании незаконным распоряжения №190 от 17.12.2019 г., обязании произвести действия – удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение начальника Управления ветеринарии Ленинградской области – главного государственного ветеринарного инспектора Ленинградской области – Кротова Л.Н. №190 от 17.12.2019 г. «О принятии решения Управлением ветеринарии Ленинградской области об отказе в аттестации специалиста в области ветеринарии Успенской У.П.».
Обязать Управление ветеринарии Ленинградской области, не позднее месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, организовать и провести квалификационный экзамен аттестации специалиста в области ветеринарии в отношении Успенской У.П. в части выполнения практического задания.
В удовлетворении административных исковых требований Успенской У.П. в остальной части – отказать».
В поданной апелляционной жалобе Успенская У.П. просит решение изменить, удовлетворив ее требования об обязании административного ответчика засчитать сдачу квалификационного экзамена и вынести распоряжение об аттестации административного истца – Успенской У.П. в области ветеринарии.
Явившаяся на апелляционное рассмотрение административный истец требования и доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 5 статьи 2.3 Закона РФ от 14.05.1993 г. №4979-1 в редакции от 02.08.2019 г. «О ветеринарии» специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары из перечня, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Приказ Минсельхоза России от 18.12.2015 г. №647 утратил силу 30.06.2019 г. в связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 15.04.2019 г. №194.
Порядок аттестации специалистов в области ветеринарии установлен Правилами аттестации специалистов в области ветеринарии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145 (п. 1 Правил).
Согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145, аттестация проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Председатель, заместитель председателя и секретарь аттестационной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов аттестационной комиссии. Секретарем аттестационной комиссии является должностное лицо уполномоченного органа. Положение об аттестационной комиссии, в том числе ее состав, утверждаются актом уполномоченного органа.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении ветеринарии Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 13.09.2012 г. №284, Управление ветеринарии Ленинградской области является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным в области ветеринарии и осуществляющим в пределах своей компетенции функции и полномочия по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, осуществлению государственного управления и оказанию государственных услуг в области ветеринарии, а также координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Ленинградской области в пределах компетенции Управления.
Согласно п.1.1 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7, Комиссия Управления ветеринарии Ленинградской области по аттестации специалистов в области ветеринарии (далее – Аттестационная комиссия) создается в целях обеспечения проведения аттестации специалистов в области ветеринарии (далее – заявители) в форме квалификационного экзамена, проверки знания заявителей, допущенных к аттестации, актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов, и принятия решений об аттестации или отказе в аттестации заявителей в форме правового акта Управления ветеринарии Ленинградской области.
Пунктом 1.3 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7 установлено, что состав Аттестационной комиссии утверждается правовым актом Управления.
К полномочиям Комиссии Управления ветеринарии Ленинградской области по аттестации специалистов в области ветеринарии относится проверка знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов (п.2.1 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7).
В пункте 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145, пункте 4.2 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7, указано, что заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов аттестационной комиссии, но не менее 5 членов аттестационной комиссии.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. № 1145, аттестация предусматривает: а) рассмотрение представленных заявителем заявления и документов, подтверждающих его соответствие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; б) проверку знания заявителем актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - квалификационный экзамен).
В пункте 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145 указано, что заявитель представляет в уполномоченный орган: а) заявление по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, содержащее в том числе сведения об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за умышленные преступления; б) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя ветеринарного образования и стажа работы в области ветеринарии.
Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, порядок проведения которого утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145, п.4.9 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7).
В соответствии с п.13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145, пп.4.10, 4.11 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7, по результатам квалификационного экзамена аттестационная комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии заявителя установленным требованиям. Решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии в день проведения квалификационного экзамена и оформляется протоколом не позднее 5 календарных дней со дня его проведения и не позднее 40 календарных дней со дня направления заявителю уведомления о дате и месте проведения квалификационного экзамена. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании аттестационной комиссии.
Пунктом 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.11.2016 г. №1145, п.4.13 Положения, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7, установлено, что на основании протокола аттестационной комиссии уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом: а) об аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его соответствии установленным требованиям; б) об отказе в аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его несоответствии установленным требованиям либо заявитель на квалификационный экзамен не явился или не представил оригиналы документов, указанных в пункте 7 Правил аттестации.
Правила проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - квалификационный экзамен) установлены Порядком, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г.
Пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 2 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7, установлено, что целью квалификационного экзамена является проверка знаний специалистов в области ветеринарии (далее - заявители) по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения практического задания.
Аттестационная комиссия устанавливает перечень вопросов, предлагаемых заявителям на квалификационном экзамене в форме тестов (далее - перечень вопросов в форме тестов) с не менее чем двумя вариантами ответов и в форме практического задания (далее - перечень вопросов в форме практического задания). Предлагаемые заявителям на квалификационном экзамене вопросы в форме тестов должны иметь один однозначно определяемый правильный ответ (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 3 п. 2 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7).
Перечень вопросов в форме практического задания устанавливается аттестационной комиссией для каждого квалификационного экзамена и должен включать две практические задачи, предназначенные для проверки навыков заявителя по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (п.4 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. №212 в редакции от 01.09.2017 г., п.4 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7).
До начала квалификационного экзамена заявитель заполняет регистрационную анкету, после чего ему присваивается регистрационный номер, который используется при проведении квалификационного экзамена, в том числе при определении результатов квалификационного экзамена (п.7 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. №212 в редакции от 01.09.2017 г., п.7 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7).
Согласно п.8 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. №212 в редакции от 01.09.2017 г., п.8 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7, перед началом компьютерного тестирования представитель аттестационной комиссии проводит инструктаж заявителей по организации компьютерного тестирования. При проведении компьютерного тестирования каждый заявитель получает индивидуальный набор тестов, сформированный из перечня вопросов в форме тестов автоматически в режиме реального времени путем произвольной выборки. Индивидуальный набор тестов состоит из вопросов по оформлению ветеринарных сопроводительных документов. В индивидуальный набор тестов включается по 10 вопросов из перечня вопросов в форме тестов
Заявитель получает доступ к индивидуальному набору тестов после ввода регистрационного номера (п.9 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. №212 в редакции от 01.09.2017 г., п.9 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7).
Пунктом 11 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 11 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7, предусмотрено, что компьютерное тестирование проводится в помещениях, оборудованных компьютерной техникой, позволяющей формировать и доводить до каждого заявителя индивидуальный набор тестов в режиме реального времени. Каждый заявитель должен быть обеспечен отдельным рабочим столом.
Исходя из пунктов 14 и 15 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., пунктов 14 и 15 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7 заявитель может пользоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, на которых основывается решение практической задачи, только при решении практических задач. В то же время запрещено пользоваться средствами связи и компьютерной техникой, кроме той, посредством которой производится компьютерное тестирование.
В помещении, в котором проводится квалификационный экзамен, допускается присутствие только заявителей, представителей аттестационной комиссии, специалистов, осуществляющих техническое обслуживание компьютерной техники (п. 16 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 16 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7).
В случае если при проведении квалификационного экзамена в форме выполнения практического задания возникли обстоятельства, препятствующие заявителям завершить выполнение практических задач, то при невозможности устранения указанных обстоятельств аттестационная комиссия устанавливает для них другую дату и время проведения квалификационного экзамена (с учетом практических задач, на которые заявители дали ответы до момента наступления обстоятельств, препятствующих заявителям завершить выполнение практических задач) (п. 17 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 17 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7).
В пункте 18 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 18 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7, указано, что за каждый правильный ответ на вопрос в формате компьютерного тестирования заявитель получает 10 баллов, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов. За выполнение каждой практической задачи заявитель получает 50 баллов при отсутствии ошибок, либо 40 баллов за 1 ошибку, либо 30 баллов за 2 ошибки, либо 20 баллов за 3 ошибки, либо 0 баллов за 4 и более ошибки. При выполнении практической задачи ошибкой считается одно несоответствие, допущенное заявителем, какому-либо положению законодательного или иного нормативного правового акта Российской Федерации в области ветеринарии.
Заявитель, получивший по результатам компьютерного тестирования не менее 80 процентов от максимально возможного количества баллов, допускается к выполнению практического задания. Заявитель, получивший по результатам выполнения практического задания не менее 70 процентов максимально возможного количества баллов, считается сдавшим квалификационный экзамен (п. 19 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п. 19 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7).
Результаты компьютерного тестирования и выполнения практического задания вносятся секретарём Аттестационной комиссии в протокол Аттестационной комиссии (п.20 Порядка, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 03.05.2017 г. № 212 в редакции от 01.09.2017 г., п.20 Порядка, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. №7).
Материалами административного дела установлено, что решением государственной аттестационной комиссии Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины 24.11.2000 г. Успенской У.П. присуждена квалификация «ветеринарный врач» по специальности «ветеринария», о чем был выдан диплом серия ВВС №.
04.12.2019 г. Успенская В.П. обратилась в Управление ветеринарии Ленинградской области с заявлением, входящий номер 01-18-3900/2019, об аттестации ее в качестве специалиста в области ветеринарии для оформления ветеринарных сопроводительных документов на товары из перечня, утвержденного приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 г. №647.
Письмом Управления ветеринарии Ленинградской области от 09.12.2019 г., исходящий номер 01-18-3413/2019, административный истец была уведомлена о том, что квалификационный экзамен состоится 17.12.2019 г. в 10 часов 00 минут по адресу: Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, зал ГИС.
Из объяснений участников процесса, материалов административного дела следует, что 17.12.2019 г. Успенская У.П. прибыла для сдачи квалификационного экзамена.
Из материалов административного дела, просмотренной судом первой инстанции информации, размещенной по адресу в сети «Интернет» veter47.lenreg.ru/test_vs/index.php/quiz, в судебном заседании 05.06.2020 г., с участием специалиста ФИО7, для прохождения компьютерного тестирования аттестуемому необходимо запустить тест для специалистов в области ветеринарии. Аттестуемому представляется тест, состоящий из 10 вопросов. Аттестуемому предлагается выбрать правильный ответ из представленных. После сдачи компьютерного тестирования аттестуемому представляется сообщение о сдаче (не сдаче) теоретической части квалификационного экзамена.
Согласно представленной информации Успенская У.П. 17.12.2019 г. сдала тест, верно ответив на 10 вопросов теста, тем самым получив 100 баллов за теоретическую часть квалификационного экзамена. Административному истцу был присвоен регистрационный №.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
После сдачи теоретической части Успенская У.П. была допущена до прохождения практической части экзамена, ей для решения был определен билет № 5.
Из материалов административного дела, просмотренной судом информации в судебном заседании 05.06.2020 г. с участием специалиста ФИО7, судом первой инстанции установлено, что прохождение практической части экзамена осуществляется в ФГИС «Меркурий» посредством эмулируемой оболочки программного обеспечения «Ветер 47», по адресу в сети «Интернет» veter47.lenreg.ru/test_vs/index.php/run_practice. Для входа в систему вводится пароль pricshepa-oj-170626, введенный пароль скрыт. После оформления ветеринарного сопроводительного документа аттестуемому представляется страница, в которой указана информация о транзакции. На представленном снимке экрана монитора указано, что транзакция создана и оформлена пользователем «ФИО2». В дальнейшем пользователю доступны действия по созданию шаблона, аннулированию транзакции, печати документа или отмене транзакции.
Стороны не оспаривали факта успешного решения административным истцом практической задачи №2, касающейся оформления товара - филе пангасиуса.
Вместе с тем, по мнению административного ответчика, при решении практической задачи №1 квалификационного экзамена, касающегося оформления ветеринарного сопроводительного документа на собаку, административный истец допустила 4 ошибки.
Единогласно, количеством 6 голосов «за», аттестационной комиссией принято решение, оформленное протоколом заседания комиссии Управления ветеринарии Ленинградской области по аттестации специалистов в области ветеринарии от 17.12.2019 г. №8, о несоответствии Успенской У.П. установленным требованиям.
В протоколе указано, что Успенская У.П. по результатам компьютерного тестирования получила 100 баллов, по результатам квалификационного экзамена – 50 баллов.
Распоряжением Управления ветеринарии Ленинградской области от 17.12.2019 г. №190 в соответствии с пунктом 15 Правил аттестации специалистов в области ветеринарии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1145, пунктом 4.13 Положения о комиссии Управления ветеринарии Ленинградской области по аттестации специалистов в области ветеринарии, утвержденного приказом Управления ветеринарии Ленинградской области от 08.11.2017 г. № 7, на основании протокола заседания Комиссии Управления ветеринарии Ленинградской области по аттестации специалистов в области ветеринарии от 17.12.2019 г. №8 принято решение об отказе в аттестации специалиста в области ветеринарии Успенской У.П.
С указанным распоряжением Успенская У.П. не согласна и просит признать его незаконным по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, в частности указывая, что условия практической задачи №1 (в отношении собаки) не соответствуют нормам федерального ветеринарного законодательства, условия задачи составлены некорректно и не позволяют аттестуемому решить задачу.
Проверив данный довод о незаконности оспариваемого распоряжения №190 от 17.12.2019 г., суд первой инстанции пришел к выводу о его обоснованности, в связи со следующим.
Из «Информации к аттестации, проводимой 17.12.2019 г.», следует, что 17.12.2019 г. Управлением ветеринарии Ленинградской области проводилась проверка знаний специалистов в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на товары, включенные в перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 г. №647.
В материалы административного дела в доказательство законности оспариваемого распоряжения №190 от 17.12.2019 г. Управлением ветеринарии Ленинградской области представлены документы, из которых следует, что протоколом заседания Комиссии Управления ветеринарии Ленинградской области от 26.12.2017 г. были утверждены вопросы для аттестации специалистов в области ветеринарии с учетом замечаний, а также практические задания для квалификационного экзамена.
В доказательство того, что Успенская У.П. неправильно решила задачу №1 билета №5 суду представлено ветеринарное свидетельство форма №1 с отметкой «проект».
При этом, как пояснила суду представитель административного ответчика данное свидетельство формы № является по своей сути правильным ответом на задачу №1 билета №5, доказательств того, что данное свидетельство утверждено решением Управления ветеринарии Ленинградской области как правильный ответ на задачу №1 билета №5, и на основании каких нормативно правовых актов данное свидетельство утверждено как правильный ответ, суду не представлено.
В соответствии с ч.2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений ч.2 ст.62 КАС РФ Управление ветеринарии Ленинградской области не представило правильное решение задачи №1 билета №5, утвержденное административным ответчиком в установленном порядке, со ссылкой на действующие нормативные правовые акты федерального законодательства, подлежащие применению для решения спорной задачи.
Указанное обстоятельство явилось основанием для признания судом незаконным оспариваемого распоряжения №190 от 17.12.2019 г., так как исходя из протокола заседания комиссии Управления ветеринарии Ленинградской области по аттестации специалистов в области ветеринарии от 17.12.2019 г. №8, следует, что задачу №2 билета №5 Успенская У.П. решила успешно, таким образом, в случае успешного решения задачи №1 билета №5 в отношении Успенской У.П. должно было быть принято решение об удовлетворении аттестации специалиста в области ветеринарии.
Проверив иные доводы Успенской У.П., указанные в административном иске в обоснование незаконности оспариваемого распоряжения №190 от 17.12.2019 г. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что они не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела, т.к. опровергнуты объяснениями участников процесса, являющимися членами аттестационной комиссии и оцененными судом по правилам ст. 84 КАС РФ показаниями допрошенных свидетелей ФИО10, ФИО9, ФИО12, которые показали суду, что 17.12.2019 г. состав комиссии был правомочен, на нем присутствовали: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, они периодически выходили из зала на небольшое время, для аттестуемых были выделены отдельные столы, на которых стоял компьютер для каждого аттестуемого.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности вынести распоряжение об аттестации административного истца – Успенской У.П. в области ветеринарии обоснованно оставлен судом первой инстанции без удовлетворения, как противоречащий требованиям п.п.2,3, 18,19 Порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов, утвержденного приказом Минсельхоза России № 212 от 03.05.2017 г.
Так, условием признания заявителя сдавшим квалификационный экзамен, является получение им по результатам выполнения практического задания не менее 70 процентов максимально возможного количества баллов. Практическое задание включает две задачи. За выполнение каждой практической задачи заявитель получает 50 баллов при отсутствии ошибок, либо 40 баллов за 1 ошибку, либо 30 баллов за 2 ошибки, либо 20 баллов за три ошибки, либо 0 баллов за 4 и более ошибки. При выполнении практической задачи ошибкой считается одно несоответствие, допущенное заявителем, какому-либо положению законодательного или иного нормативного правового акта Российской Федерации в области ветеринарии (п.п. 4, 18,19 указанного Порядка, утвержденного Минсельхоза России № 212 от 03.05.2017 г.). В рассматриваемом случае условие в части практической части экзамена, позволяющее признать заявителя сдавшей квалификационный экзамен, не соблюдено ввиду отсутствия необходимого количества баллов за решение практических задач. Более того, как пояснила сама административный истец суду первой инстанции при рассмотрении дела, одну из предложенных задач она не стала решать, «не стала оформлять ВСД», «фактически отказалась решать» (л.д. 233,235), что само по себе исключает возможность счесть квалификационный экзамен сданным и принять решение об аттестации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно, в соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ, возложил на Управление ветеринарии Ленинградской области обязанность не позднее месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, организовать и провести квалификационный экзамен аттестации специалиста в области ветеринарии в отношении Успенской У.П. в части выполнения практического задания. Доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают. При рассмотрении дела судом первой инстанции нормы материального и процессуального права не нарушены, требования апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Успенской У.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>