РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Епимахина И.А. Дело № 33а-526/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.,
судей Шубина Д.В., Струковой А.А.,
при секретаре Райковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Межрайонной инспекции ФНС №8 по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 2 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 8 по г. Калининграду к Выскубу Сергею Викторовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу, пеням – отказать.
Заслушав доклад судьи Шубина Д.В.,пояснения представителя Межрайонной инспекции ФНС №8 по Калининградской области Латышевой А.Н., возражения Выскуба С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 8 по г. Калининграду обратилась в суд с административным иском, указав, что согласно данным, полученным от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в налоговом период 2015 года за Выскубом С.В. зарегистрировано транспортное средство: БМВ 550I, г.н.з. №. Налоговый орган направил в адрес административного ответчика налоговое уведомление №, а затем выставил требование об уплате транспортного налога и пени. Определением мирового судьи от 19 июля 2107 года судебный приказ о взыскании с Выскуба С.В. транспортного налога отменен. Просит взыскать транспортный налог за 2015 год в размере 59976 рублей, пени в размере 8389 рублей 05 копеек, а всего 68365 рублей 05 копеек.
Судом постановлено изложенное выше решение.
Межрайонная ИФНС России № 8 по г. Калининграду обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести новое решение, в обоснование указывает, что в силу ст.ст. 357-358 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога связана с регистрацией транспортного средства, а не с фактическим владением и пользованием им собственником. Ссылка суда в решении на ст. 235 ГК РФ неправомерна, поскольку в административных правоотношениях, в том числе налоговых, нормы гражданского законодательства не применяются, если иное напрямую не предусмотрено законом. Поскольку налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате данного налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии транспортного средства с учета, риск наступления неблагоприятных последствий в случае несовершения таких действий лежит на налогоплательщике. Автомобиль БМВ 550I, г.н.з. № был снят с регистрационного учета в ГИБДД лишь в ноябре 2016 года. Вывод суда о том, что расследование по факту поджога автомобиля препятствовало подаче документов о снятии автомобиля с регистрационного учета, не подтвержден материалами дела, автомобиль к уголовному делу в качестве вещественного доказательства не приобщался.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ПостановленияПравительства РФ от 12.08.1994 №938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Как указано в п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 24.11.2008 №1001,собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции в связи с вывозом транспортного средства за пределы Российской Федерации в целях постоянного использования, либо после его утилизации. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Выскуб С.В. являлся собственником автомобиля БМВ 550I, государственный регистрационный знак №.
24 июня 2014 года автомобиля БМВ 550I сгорел. В тот же день в1-м отделе СУ УМВД России по г. Калининграду было возбуждено уголовное дело № по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 167 УК РФ, по факту уничтожения автомобиля марки БМВ 550I, принадлежащего Выскубу С.В.
Предварительное следствие по указанному уголовному делу приостановлено на основании п.1ч.1 ст.208 УПК РФ 18 мая 2015 года.
Выскубу С.В. был выдан документ за № для обращения в налоговую инспекцию на предмет освобождения от транспортного налога, в связи с тем, что вышепоименованный автомобиль уничтожен, восстановлению не подлежит. Одновременно было приложено Заключение по причине пожара. Таким образом, с 26 апреля 2014 года транспортное средство как объекта налогообложения перестало существовать.
Между тем, до момента выдачи Выскубу С.В. вышепоименованных документов УМВД у последнего отсутствовала возможность снятия утраченного в результате поджога принадлежавшего ему транспортного средства с учёта.
17 ноября 2016 года транспортное средство БМВ, 2010 года выпуска, мощность двигателя 408 л.с., имеющее государственный регистрационный знак № снято с учёта в связи с дальнейшей утилизацией в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области.
09 января 2017 года Выскуб С.В. обратился вМежрайонную ИФНС № 8 по г.Калининграду с заявлением, в котором указал на уничтожение автомобиля, являвшегося объектом налогообложения, с приложением документов, подтверждающих его утилизацию. Административным истцом письменного ответа в адрес Выскуба С.В. на его обращение суду не предоставлено.
Законом установлено, что обязанность по уплате транспортного налога связана с регистрацией транспортного средства. Порядок снятия с учета автотранспортного средства в связи с утилизацией предполагает подачу заявления собственником и представление им документов, подтверждающих утилизацию (уничтожение) ТС.
Доказательств того, что Выскуб С.В. имел возможность снять автомобиль с учета ранее ноября 2016 года, не имеется.
Как указано выше, уничтожение автомобиля в результате поджога является предметом разбирательства в уголовно-процессуальном порядке, расследуется уголовное дело. Документы, подтверждающие уничтожение автомобиля, были выданы органом следствия Выскубу С.В. в 2016 году.
Таким образом, в данной ситуации, при том, что у собственника отсутствовала объективная возможность снять с учета ТС,одна лишьего регистрация в органах ГИБДД не является достаточным основанием для исчисления и уплаты транспортного налога.
В этой связи, на Выскуба С.В. не может быть возложен риск неисполнения обязанности по снятию с учета транспортного средства.
Решение суда является правильным, нарушений процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 2 ноября 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: