ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-534/2017 от 09.03.2017 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Мравцева Л.И. Дело № 33а-534/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Холчевой О.П.,

судей Запятовой Н.А., Луковкиной Е.О.

при секретаре судебного заседания Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Запятовой Н.А.

дело по апелляционной жалобе Лазаревой Л.И. на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 16 декабря 2016 года по административному исковому заявлению Лазаревой Л.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица,

УСТАНОВИЛА:

Лазарева Л.И. обратилась в суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее – Инспекция) с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Требования мотивированы тем, что ею как учредителем потребительского кооператива по газификации «С.» были поданы документы в Инспекцию с целью регистрации данного юридического лица, решением от 19 февраля 2016 года в регистрации было отказано. Данное решение она обжаловала первоначально в вышестоящую инстанцию – Управление Федеральной налоговой службы России по Ивановской области (далее – УФНС России по Ивановской области), где оно было оставлено без изменения, а затем в судебном порядке в Кинешемский городской суд, по результатам рассмотрения которого решение было отменено, а Инспекция обязана устранить допущенные нарушения.

После вступления в законную силу указанного решения суда Инспекцией повторно были рассмотрены предоставленные для государственной регистрации юридического лица документы и 13 июля 2016 года вновь принято решение об отказе в государственной регистрации. Основанием для повторного отказа явилось заполнение в представленном в регистрирующий орган Заявлении о государственной регистрации юридического лица по форме Р11001 листов В «Сведения об учредителях – физических лицах», которые в отношении потребительского кооператива заполняться не должны.

Не согласившись с указанным отказом, она обратилась в вышестоящую инстанцию – УФНС Ивановской области с жалобой, которая решением от 29 сентября 2016 года оставлена без удовлетворения.

Считая, что отказ в государственной регистрации потребительского кооператива является незаконным, в связи с предоставлением необходимого пакета документа, в том числе заявления по форме Р11001, заполнение в котором листов В, не предусмотренных законом для данной категории юридических лиц, не влияет на содержание предоставляемых в регистрирующий орган сведений и государственную регистрацию кооператива, просила: признать незаконным и отменить решение № 9592А об отказе в государственной регистрации, принятое 13 июля 2016 года Инспекцией в отношении потребительского кооператива по газификации «С.», оставленное без изменения решением УФНС России по Ивановской области от 29 сентября 2016 года; обязать Инспекцию устранить допущенные нарушения её прав и законных интересов путем вынесения решения по предоставленным документам для государственной регистрации юридического лица – потребительского кооператива по газификации «С.».

Решением Кинешемского городского суда города Иваново от 16 декабря 2016 года заявленные Лазаревой Л.И. требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, административный истец Лазарева Л.И. подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права, просила решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

В судебном заседании представитель Инспекции по доверенности Суслова О.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая вынесенное решение законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 150 и частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии административного истца Лазаревой Л.И и её представителя Никогосян Л.Я., представителя заинтересованного лица УФНС России по Ивановской области и заинтересованного лица Фокина В.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.

Выслушав представителя административного ответчика, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Из материалов дела следует, что 16 февраля 2016 года административный истец представила в Инспекцию документы в отношении юридического лица – потребительский кооператив по газификации «С.» с целью его государственной регистрации при создании.

19 февраля 2016 года Инспекцией принято решение № 2055А об отказе в государственной регистрации данного юридического лица по причине непредставления определенных статьей 12 Федерального закона № 129-ФЗ документов, необходимых для государственной регистрации, со ссылкой на отсутствие в уставе потребительского кооператива сведений о размерах паевых взносов и нарушение статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», связанное с его созданием лишь двумя учредителями.

На данное решение Лазаревой Л.И. была подана жалоба в УФНС России по Ивановской области, по результатам рассмотрения которой содержащиеся в решении выводы признаны ошибочными и выявлены иные причины невозможности государственной регистрации кооператива, что в свою очередь стало основанием для оставления жалобы административного истца без удовлетворения.

Вступившим в законную силу решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 25 мая 2016 года решение Инспекции об отказе в государственной регистрации потребительского кооператива по газификации «С.» от 19 февраля 2016 года №2055А признано незаконным и отменено, на Инспекцию возложена обязанность по вынесению решения по представленным Лазаревой Л.И. документам для государственной регистрации юридического лица.

Во исполнение судебного решения Инспекцией вновь были рассмотрены поданные административным истцом документы, и 13 июля 2016 года административным ответчиком было вынесено решение об отказе в государственной регистрации № 9592А в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ.

Основанием для вынесения оспариваемого решения явилось непредставление заявителем предусмотренных законом необходимых для государственной регистрации документов, связанное с ненадлежащим образом оформленным заявлением формы Р11001. При этом нарушение формы данного заявления связано с излишним заполнением листов В «Сведения об учредителе – физическом лице», заполнение которого не соответствует положениям пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@.

Данное решение обжаловано Лазаревой Л.И. 07 сентября 2016 года в вышестоящую инстанцию, которая своим решением № 12-16/095 05 от 29 сентября 2016 года оставила жалобу без удовлетворения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности отказа налогового органа в совершении регистрационных действий в отношении потребительского кооператива по газификации «С.», совершенного в пределах его полномочий. При этом суд учитывал, что у административного истца имелись бесспорные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в силу представления Лазаревой Л.И. заявления формы Р11001, оформленного не надлежащим образом, ввиду содержания в нем излишних сведений.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как он основан на подробном анализе действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и надлежащей правовой оценке представленных сторонами доказательств.

В апелляционной жалобе Лазарева Л.И. оспаривает указанные выводы суда, ссылаясь на необоснованность принятого Инспекцией решения, с чем Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 5 данного Федерального закона установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с подпунктом «а» статьи 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Статья 23 Федерального закона № 129-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, одним из которых является непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (подпункт «а» пункта 1).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, установлены полномочия Федеральной налоговой службы на установление (утверждение) форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждена форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании».

Согласно пункту 2.12 указанных Требований к оформлению документов листы А, Б, В, Г, Д заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001 заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов. Следовательно, в отношении иных организационно-правовых форм они заполнению не подлежат.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что Лазарева Л.И. обратилась в Инспекцию с целью зарегистрировать некоммерческую организацию, созданную в форме потребительского кооператива.

В представленном Лазаревой Л.И. на государственную регистрацию заявлении по форме № Р11001 заполнены листы «В» - «Сведения об учредителе - физическом лице», которые заполнению в соответствии с положениями пункта 2.12 Приказа в отношении потребительского кооператива не подлежат.

Поскольку указание в поданном заявлении лишних данных вносит неопределенность в сведения относительно создаваемого юридического лица, которые впоследствии регистрирующим органом должны быть включены в Единый государственный реестр юридических лиц, суд первой инстанции обоснованно признал данное заявление не соответствующим требованиям подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ, что является основанием для отказа в его регистрации.

Кроме того, Судебная коллегия считает необходимым отметить, что административный истец не лишен права повторно обратиться в Инспекцию для предоставления услуги по государственной регистрации юридического лица с заявлением соответствующей формы, исключив имеющиеся недостатки.

Доводы жалобы об отсутствии в законодательстве оснований для отказа в государственной регистрации в случае представления лишних листов в составе заявления по форме № Р11001 основаны на неправильном толковании подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права.

Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08 февраля 2011 года № 12101/10 по делу № А60-43906/2009-С10, в случаях, если заявление, представленное для государственной регистрации, содержит недостоверные сведения, регистрирующий орган правомерно расценивает такое заявление как непредставленное в регистрирующий орган и, руководствуясь положениями подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона 129-ФЗ, принимает решение об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона № 129-ФЗ, но содержат недостоверные (некорректные) сведения, не могут считаться представленными для государственной регистрации, в связи с чем отказ регистрирующего органа в государственной регистрации таких сведений правомерен. Регистрирующий орган не наделен правом изменений сведений, включенных заявителем в заявление, и по устранению по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий.

Таким образом, поскольку у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по корректировке сведений в поданных заявителем документах, в том числе заявлении по форме № Р11001, он обоснованно отказал в совершении испрашиваемого регистрационного действия.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, выводы суда об установленных им обстоятельствах оспорены без достаточных оснований, а потому не могут являться основанием для отмены решения суда.

Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушение норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лазаревой Л.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

СОГЛАСОВАНО

Судья _____________________ Н.А. Запятова

Размещено на сайте______________________А.М. Каташова