ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6182 от 29.07.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Тур И.А. Дело № 33а-6182

25RS00008-01-2019-001302-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2020 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Гончарова А.А.

судей Украинцевой С.Н., Горпенюк О.В.,

при секретаре Тороповой И.А.

рассмотрела административное дело по административному исковому заявлению Дальнереченского городского округа Приморского края к судебному приставу- исполнителю ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю Повх Н.С., ОСП по ДГО и ДМР УФССП по Приморскому краю, УФССП по Приморскому краю об оспаривании решения, по апелляционной жалобе представителя судебного пристава- исполнителя Отдела судебных приставов по ДГО и ДМР УФССП по ПК, Отдела судебных приставов по ДГО и ДМР УФССП по ПК, УФССП по Приморскому краю И.Н. Герасимчук на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 23 января 2020 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Гончарова А.А., пояснения представителя ОСП по ДГО и ДМР УФССП по Приморскому краю, УФССП по Приморскому краю Герасимчук И.Н., представителя КГУП «Примтеплоэнерго» Башкатову С.В. судебная коллегия

установила:

администрация Дальнереченского городского округа Приморского края обратилась с административным иском, в котором просила обязать ответчиков исключить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер , площадью 2796569 кв.м, из постановления от 13 мая 2019 года и снять запрет на совершение в отношении него регистрационных действий. В обоснование указала, что в рамках сводного исполнительного производства по исполнительному производству ... постановлением от 13 мая 2019 года судебным приставом- исполнителем наложен запрет на совершение регистрационных действий в отношении земельного участка, являющегося муниципальной собственностью. Запрет препятствует свободному распоряжению имуществом, нарушает пава и интересы не только административного истца, но и неопределенного круга лиц, так как не позволяет организовать мусоросортировочный комплекс в рамках реализации Федерального закона от 24 апреля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В целях организации новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Приморского края в Дальнереченском муниципальном округе размещение комплекса запланировано на земельном участке с кадастровым номером Письмом от 11 октября 2019 года ответчик отказал администрации в исключении земельного участка из постановления о запрете на совершение регистрационных действий от 13 мая 2019 года. Ранее судебным приставом- исполнителем 23 марта 2017 года и 7 декабря 2017 года налагались аресты на муниципальное имущество, однако до настоящего времени имущество не реализовано.

Представитель административного истца заявленные требования поддержала, указала, что администрация Дальнереченского городского округа Приморского края намерена заключить договор аренды земельного участка под мусоросортировочный комплекс с КГУП «Приморский экологический оператор». Для этого необходимо провести кадастровые работы по разделу земельного участка. Поставить образованный участок на кадастровый учет, изменить вид разрешенного пользования. Администрация Дальнереченского городского округа Приморского края не бездействует, возмещает взыскателям убытки. В декабре 2019 года в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» перечислены денежные средства.

Дело рассмотрено в отсутствие административных ответчиков: судебного пристава- исполнителя ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю Повх Н.С., представителей ОСП по ДГО и ДМР УФССП по Приморскому краю, УФССП по Приморскому краю, заинтересованных лиц Павленко С.М., Цзезельского С.В., ООО «НЭКСТ ЭНЕРГО», ООО «ЗОДЧИЙ ПРИМ», ООО «Поликом».

В письменном отзыве на иск, представитель ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю, не возражал против требований административного истца с учетом заявленной цели использования земельного участка. Вместе с тем указал, что постановление судебного пристава - исполнителя о запрете совершения действий по регистрации служат мерой по обеспечению сохранности имущественных прав и возможного принудительного взыскания. Требования исполнительного документа не исполнены в полном объеме, в добровольном порядке задолженность не погашается. Решение суда о предоставлении рассрочки по выплатам не имеется, в связи с чем меры принудительного исполнения применяются к должнику до окончания, прекращения исполнительного производства, либо предоставления должнику рассрочки исполнения. На 25 декабря 2019 года остаток долга по сводному исполнительному производству составляет 10792962,52 рубля, по исполнительному сбору- 1100211,46 рублей. Часть арестованного имущества оценена и передана на торги.

Представитель заинтересованных лиц, КГУП «Примтеплоэнерго», Лесозаводского филиала КГУП «Примтеплоэнерго» с заявленными требованиями не согласился, указал, что долг перед КГУП «Примтеплоэнерго» по исполнительным документам составляет 15000000 рублей, должником оплачено 30%.

Суд постановил решение, которым заявленные требования удовлетворил. Признал не соответствующим требованиям Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушающим права, свободы и законные интересы администрации Дальнереченского городского округа Приморского края отказ Отдела судебных приставов по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю от 7 октября 2019 года о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении земельного участка площадью 2796569 кв.м с кадастровым номером , расположенного по <адрес>; объявленного постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю Повх Н.С. от 13 мая 2019 года в рамках исполнительного производства ...-ИП.

Обязал ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю по вступлению решения суда законную силу снять запрет на совершение действий по регистрации в отношении указанного земельного участка, объявленный постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю Повх Н.С.

Обязал ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю по вступлению решения суда законную силу исключить указанный земельный участок из перечня имущества, в отношении которого постановлением судебного пристава - исполнителя ОСП по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району УФССП по Приморскому краю Повх Н.С. от 13 мая 2019 года в рамках исполнительного производства № ...-ИП объявлен запрет на совершение действий по регистрации.

В апелляционной жалобе представитель судебного пристава- исполнителя Отдела судебных приставов по ДГО и ДМР УФССП по ПК, Отдела судебных приставов по ДГО и ДМР УФССП по ПК, УФССП по Приморскому краю И.Н. Герасимчук просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г ода N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закреплен принцип соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения, который заключается в том, что все применяемые в процессе исполнения меры принуждения должны быть адекватны требованиям, содержащимся в исполнительном документе.

В соответствии с абзацем вторым статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Удовлетворяя заявленные требования суд указал на то, что объявленный запрет препятствует административному истцу выполнять свои полномочия в рамках организации на территории Приморского края новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, земельный участок на котором запланировано размещение мусоросортировочного комплекса, должен быть исключен из перечня имущества, указанного в постановлении судебного пристава- исполнителя от 13 мая 2019 года. Принятые судебным приставом в постановлении от 13 мая 2019 года меры принудительного исполнения с имуществом должника в отношении 389 объектов являются явно несоразмерными остатку долга по сводному исполнительному производству. Оценка пяти объектов из перечня имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительным документам. Снятие запрета на регистрационные действия в отношении спорного земельного участка не лишит взыскателей возможности удовлетворения своих требований за счет переданного на реализацию арестованного имущества должника.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда.

Из материалов дела следует, что в производстве судебного пристава- исполнителя Повх Н.С. находится сводное исполнительное производство ...-СД, в том числе исполнительное производство № ..., в отношении администрации Дальнереченского городского округа Приморского края, в которое объединены 17 исполнительных производств. Остаток долга по сводному исполнительному производству на 25 декабря 2019 года составляет 10792962, 52 рубля, по исполнительному сбору-1100211,46 рублей.

В собственности муниципального образования Дальнереченского городского округа Приморского края находится земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; кадастровый номер ..., площадью 2796569 кв.м.

В рамках исполнительного производства ... судебный пристав- исполнитель постановлением от 13 мая 2019 года объявила запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра, а также регистрации ограничений и обременений в отношении муниципального имущества, в том числе в отношении указанного земельного участка.

26 сентября 2019 года администрация Дальнереченского городского округа Приморского края обратилась в Отдел судебных приставов по ДГО и ДМР УФССП по ПК с заявлением об исключении из постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 13 мая 2019 года по исполнительному производству ..., земельного участка с кадастровым номером ... снятии запрета на совершении регистрационных действий в отношении указанного земельного участка, для использования его в целях создания мусоросортировочного комплекса.

Письмом от 7 октября 2019 года административному истцу разъяснено, что исключить указанный земельный участок из постановления о запрете не предоставляется возможным по причине отсутствия правовых оснований, предусмотренных Законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Административный истец обратился с требованиями о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером ... сославшись на письмо Департамента по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 16 сентября 2019 года.

Из указанного письма следует, что в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и организации новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории Приморского края в 2019 году планируется выполнение мероприятий по обустройству мусоросортировочных комплексов с запланированными участками в том числе Дальнереченском городском округе ...). Предложено представить информацию о готовности передачи земельных участков в краевую собственность, либо о планируемом заключении договора аренды с КГУП «Приморский экологический оператор» под данные объекты.

Из письма администрации Дальнереченского городского округа Приморского края № 1-4/6238 от 20 сентября 2019 года и.о. директору департамента по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края следует, что администрация в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1998 года ФЗ «Об отходах производства и потребления» и организации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами сообщает, что на территории Дальнереченского городского округа планируется обустройство мусоросортировочного комплекса на земельном участке с кадастровым номером..., находящемся в муниципальной собственности, местоположение: <адрес> Для заключения договора аренды земельного участка под мусоросортировочный комплекс необходимо провести кадастровые работы по разделу данного земельного участка с сохранением в исходных границах, постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в результате раздела, его регистрацию и изменения вида разрешенного использования «для размещения военных организаций, учреждений и других объектов» на «складские площадки». Указано, что на данный земельный участок по обращению судебных приставов зарегистрировано ограничение (обременение) № ... от 5 июня 2019 года внести соответствующие изменения в ЕГРН (кадастровый учет, регистрация права) возможно только после снятия указанного ограничения.

Установив указанные обстоятельства, суд верно указал, что объявленное судебным приставом - исполнителем ограничение препятствует исполнению административным истцом требования Федерального закона, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц-жителей муниципальных образований на благоприятную экологическую среду.

Также суд верно указал, что снятие запрета на регистрационные действия в отношении спорного земельного участка не лишит взыскателей возможности удовлетворения своих требований за счет переданного на реализацию арестованного имущества должника, стоимость которого превышает совокупный долг администрации Дальнереченского городского округа Приморского края по сводному исполнительному производству.

При таких обстоятельствах судом верно удовлетворены заявленные требования.

Оснований для отмены принятого судом решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи