ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6329/19 от 08.08.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 33а-6329/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 8 августа 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

судей Кудряшова В.К., Виничук Л.А.,

при секретаре Лобановой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиминой Е.А., действующей в интересах несовершеннолетнего Ескина И.М., к администрации г. Оренбурга об оспаривании постановления администрации г. Оренбурга от 3 декабря 2018 года №4054-п «Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов в образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому»,

по апелляционной жалобе Зиминой Е.А., апелляционному представлению прокурора г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Трофимова А.П., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя административного ответчика Быстрову Ю.С., просившую решение суда оставить без изменений, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Зимина Е.А., действуя в интересах несовершеннолетнего Ескина И.М., обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Оренбурга об оспаривании постановления от 3 декабря 2018 года №4054-п «Об утверждении Порядка обучения детей-инвалидов в образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому».

В обоснование требований указала, что названным постановлением утвержден Порядок обучения детей-инвалидов в образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому» (далее - Порядок).

Порядком установлена возможность получения компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому при заключении договора с частной образовательной организацией или с индивидуальным предпринимателем с целью обучения ребенка-инвалида в соответствии с рекомендациями ТПМПК в указанной организации либо у индивидуального предпринимателя, и оплате этих услуг.

Этим же постановлением признаны утратившими силу постановление администрации г. Оренбурга от 30 июля 2014 года №1729-п «Об утверждении Порядка обучения детей - инвалидов в муниципальных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования», постановление администрации г. Оренбурга от 23 сентября 2015 года №2696-п «О внесении изменений в постановление администрации г. Оренбурга от 30 июля 2014 года №1729-п».

Полагает, что оспариваемое постановление нарушает действующее законодательство, а именно, ч.ч. 1,2,5 Конституции Российской Федерации, п.п. 2, п.1 ст. 17, п. 2 ст.63, п.3 ст.64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», гарантирующее право ребенка на получение образования в семейной форме, так как при заключении договора с частной организацией или индивидуальным предпринимателем будет нарушен принцип получения образования без привлечения третьих лиц. База для реализации оспариваемого постановления отсутствует, поскольку административный ответчик не опубликовал реестр частных образовательных организаций и инициальных предпринимателей, с которыми возможно заключить договоры об оказании услуг.

На основании заключенного Зиминой Е.А. ранее договора об образовании по образовательной программе дошкольного образования от 1 сентября 2017 года с МБДОУ «Детский сад комбинированного вида » до настоящего момента она продолжает давать ребенку образование в семейной форме обучения, однако полагающиеся суммы компенсаций не получает.

Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 мая 2019 года в удовлетворении административного иска Зиминой Е.А. отказано.

С решением суда не согласился административный истец Зимина Е.А., а также прокурор г. Оренбурга, в апелляционной жалобе и апелляционном представлении просят его отменить и принять новое решение, которым требования удовлетворить.

Против удовлетворения апелляционной жалоб, апелляционного представления администрацией г. Оренбурга представлены письменные возражения.

Проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Судом установлено, что постановлением администрации города Оренбурга от 3 декабря 2018 г. № 4054-п утвержден Порядок обучения детей-инвалидов в образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому. Постановление опубликовано в газете «Вечерний Оренбург», № 102, 26 декабря 2018 г.

Этим же постановлением признаны утратившими силу постановление администрации г. Оренбурга от 30 июля 2014 г. №1729-п «Об утверждении Порядка обучения детей - инвалидов в муниципальных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования», постановление администрации г. Оренбурга от 23 сентября 2015 г. №2696-п «О внесении изменений в постановление администрации г. Оренбурга от 30 июля 2014 г. №1729-п».

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным муниципальным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Из содержания искового заявления следует, что оспариваемое постановление устанавливает возможность получения компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов на дому лишь при заключении договора об оказании образовательных услуг с частной образовательной организацией или с индивидуальным предпринимателем и оплате этих услуг, чем по мнению заявителя, нарушается право ребенка-инвалида на получение семейного образования.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции не усмотрел противоречий оспариваемого постановления администрации г. Оренбурга положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается исходя из следующего.

На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьями 8, 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общественных организациях.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

Конкретные виды затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому законодательством Российской Федерации не установлены. Таким образом, определение видов этих затрат относится к исключительной компетенции субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Оренбургской области от 16 марта 2009 г. № 2812/607-IV-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому» муниципальным районам и городским округам Оренбургской области переданы полномочия по воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем они наделяются правом на принятие муниципальных правовых актов по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов, на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

Реализуя приведенные положения федерального законодательства, оспариваемым по настоящему административному делу нормативно-правовым актом установлена мера социальной поддержки родителей (законных представителей) детей-инвалидов при получении дошкольного образования в виде ежемесячной компенсации расходов на обучение детей-инвалидов на дому в случае привлечения педагогических работников из частных образовательных организаций или занятых у индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 2.1 Порядка компенсация затрат родителям (законным представителям) на обучение детей-инвалидов на дому, проживающих в муниципальном образовании «город Оренбург», предоставляется в случаях привлечения:

1) педагогических работников из частных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования;

2) педагогических работников, занятых у индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования;

3) педагогических работников, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.5 Порядка предусмотрен перечень документов, предоставление которых необходимо для получения компенсации, к числу которых относятся:

1) заявление о получении компенсации;

2) документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) ребенка-инвалида;

3) копия свидетельства о рождении ребенка-инвалида или копия удостоверения опекуна (попечителя) (или законность представления прав ребенка-инвалида);

4) копия справки установленного образца медико-социальной экспертизы, подтверждающей инвалидность ребенка;

5) копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

6) копия заключения ТПМПК по результатам обследования ребенка-инвалида;

7) копия договора с частной образовательной организацией или с индивидуальным предпринимателем, в котором определен период обучения ребенка-инвалида в соответствии с рекомендациями ТПМПК, а также расписание занятий и график работы педагогического работника;

8) документы, подтверждающие соответствие педагогического работника требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Порядка (в случае если родители (законные представители) осуществляют обучение детей-инвалидов по образовательным программам дошкольного образования на дому самостоятельно);

9) реквизиты для перечисления компенсации.

Пунктами 9-11 «Порядка расходования субвенции на осуществление полномочий по обучению детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях города Оренбурга, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому», утвержденного постановлением администрации г.Оренбурга от 30 июля 2014 г. №1729-п, утратившего силу в связи с принятием оспариваемого постановления, была предусмотрена компенсация затрат родителей (законных представителей) на обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому ежемесячно в размере 1/12 норматива финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, на одного ребенка-инвалида, определяемого правительством Оренбургской области.

Получателем компенсации затрат на самостоятельное обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому являлся один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, осуществляющий его обучение на дому самостоятельно.

Для предоставления компенсации затрат родителей (законных представителей) на самостоятельное обучение детей-инвалидов по образовательной программе дошкольного образования на дому родитель (законный представитель) предоставлял в образовательную организацию следующие документы:

1) личное заявление родителей (законных представителей) о предоставлении компенсации затрат на обучение ребенка-инвалида на дому самостоятельно;

2) реквизиты банковского счета, открытого получателем компенсации затрат в кредитной организации;

3) документ, удостоверяющий личность;

4) свидетельство о рождении ребенка, на которого предоставляется компенсация затрат;

5) документ, подтверждающий установление ребенку инвалидности.

Сравнительный анализ вышеприведенных норм показывает, что действующий ранее порядок выплаты компенсации не предусматривал предоставление подтверждающих документов по заключению договоров со специализированными организациями на обучение ребенка-инвалида на дому и оплате таких услуг, размер ежемесячной компенсации был фиксированным.

Вместе с тем, финансирование расходов по социальной поддержке родителей (законных представителей) ребенка-инвалида в виде компенсации понесенных затрат на обучение детей-инвалидов на дому в случае привлечения педагогических работников из частных образовательных организаций или занятых у индивидуальных предпринимателей осуществляется за счет субвенций, предоставленных муниципальному образованию из бюджета Оренбургской области. Следовательно, администрация г. Оренбурга вправе самостоятельно определять объем мер и порядок оказания социальной поддержки указанной категории граждан.

Оспариваемым постановлением предусмотрено, что педагогические работники, непосредственно оказывающие образовательные услуги ребенку-инвалиду, должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, и что образовательные услуги должны оказываться на основании договора, заключенного между родителями (законными представителями) ребенка-инвалида и образовательными организациями, либо индивидуальными предпринимателями.

Указанные требования основаны на праве органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, делегированном органу местного самоуправления, самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления детям-инвалидам возможности получения бесплатного дошкольного образования, в том числе в виде компенсации фактически понесенных затрат. Данные условия установлены также исходя из интересов детей-инвалидов, имеющих право на оказание им образовательных услуг квалифицированными педагогическими работниками.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел противоречий оспариваемого нормативно правового акта положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Ссылка административного истца в исковом заявлении, а также в апелляционной жалобе на то, что при заключении договора с частной организацией или индивидуальным предпринимателем будет нарушен принцип получения образования без привлечения третьих лиц, не влечет незаконности оспариваемого постановления, поскольку оспариваемое постановление не возлагает на родителей (законных представителей) обязанность заключать подобного рода договоры, а предоставляет возможность компенсации затрат в случае обучения ребенка на дому профессиональными педагогами.

По этим же основаниям не принимаются судом во внимание доводы административного иска о том, что база для реализации оспариваемого постановления отсутствует, административный ответчик не опубликовал реестр частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, с которыми возможно заключить договоры об оказании услуг, так как указанная обязанность не предусмотрена каким-либо нормативно-правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что понятия «семейная форма образования» и «обучение на дому» являются тождественными, основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено две формы получения образования:

1.В организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2.Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Таким образом, законодатель определил, что семейное образование, в том числе дошкольное, может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (как частных, так и государственных).

В свою очередь, возможность обучения детей-инвалидов на дому предусмотрена частями 5,6 статьи 41, частью 10 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым обучение детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Следовательно, дошкольное семейное образование может быть получено ребенком самостоятельно или с помощью родителей, а обучение на дому является способом получения образования в образовательной организации, когда педагоги приходят на дом.

Доводы апелляционного представления о том, что законодательство Оренбургской области, а также оспариваемое постановление, утвердившее оспариваемый порядок, не предусматривают компенсацию затрат на семейное образование, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку прокурором не указано, какими нормами федерального законодательства, имеющими большую юридическую силу, такое право предусмотрено.

Часть 3 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при получении ребенком дошкольного образования в форме семейного образования предусматривает право родителей (законных представителей) на бесплатную помощь (методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную), со стороны дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, при условии, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 13 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиминой Е.А., апелляционное представление прокурора г. Оренбурга – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: