ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-752/19 от 13.02.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Вартач-Вартецкая И.З. Дело № 33а-752/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Костикова С.И.,

судей Быстровой М.А., Ткач Е.И.,

при секретаре Протас И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кондрашина Д.Ю., Зайцевой Г.Н., Зарубо Е.М., Губенко И.И., Ивановой О.Т., Живаева В.М., Покровского В.А., Ляляевой Т.Л., Танфильева И.Л., Кузнецова Ю.А., Косолаповой Е.С., Бурлевой Л.В. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 07 ноября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований Кондрашина Дмитрия Юрьевича, Зайцевой Галины Николаевны, Зарубо Елены Михайловны, Губенко Ирины Ивановны, Ивановой Ольги Тимофеевны, Живаева Виктора Михайловича, Покровского Валерия Александровича, Ляляевой Татьяны Леонидовны, Танфильева Игоря Львовича, Кузнецова Юрия Алексеевича, Косолаповой Елены Сергеевны, Бурлевой Любови Владимировны к Администрации ГО "Город Калининград" об отмене постановления Администрации ГО "Город Калининград" № 331 от 09.04.2018 «О внесении изменений в постановления Администрации ГО «город Калининград», обязании расселить дом <адрес> не позднее 31.12.2018 года.

Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., пояснения Бурлевой Л.В. от лица явившихся Ляляевой Т.Л., Зарубо Е.М., Косолаповой Е.С., Баклажановой М.П. и Ивановой О.Т., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кондрашин Д.Ю., Зайцева Г.Н., Зарубо Е.М., Губенко И.И., Иванова О.Т., Живаев В.М., Покровский В.А., Ляляева Т.Л., Танфильев И.Л., Кузнецов Ю.А., Косолапова Е.С., Бурлева Л.В. обратились в суд с административным иском к администрации ГО «Город Калининград» об отмене постановления администрации ГО "Город Калининград" № 331 от 09.04.2018 «О внесении изменений в постановления администрации ГО «город Калининград», обязании расселить дом <адрес> не позднее 31.12.2018 года.

В обоснование требований указали, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, который заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений № 30 от 12.08.2013 года, признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением от 18.10.2013 года № 1611 «Об отселении физических лиц из многоквартирного дома <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу» собственникам жилых помещений указанного дома было предъявлено требование о сносе аварийного дома в срок до 30.08.2017 года. Тут же указано, что в случае неисполнения собственниками жилых помещений многоквартирного дома <адрес> предъявленного требования о сносе, отселение физических лиц должно быть организовано администрацией ГО «Город Калининград» в срок до 30.08.2018 года.

В соответствии с Постановлением от 09.04.2018 № 331 «О внесении изменений в постановления администрации ГО «Город Калининград», срок расселения указанного дома перенесен на декабрь 2019 года.

Считают данное постановление о продлении срока расселения граждан из аварийного дома незаконным, и нарушающим права всех собственников и нанимателей дома.

Непригодность для дальнейшей эксплуатации жилого дома в связи с угрозой жизни и здоровью проживающих в нем граждан признавалась администрацией ГО «Город Калининград» еще в 2017, 2018 году, в связи с чем перенос сноса дома, расселения жильцов из жилых помещений, может привести к значительному материальному ущербу и гибели людей.

В соответствии с утвержденной Постановлением Администрации ГО «Город Калининград» от 20.10.2014 № 1642 муниципальной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания расположенных на территории ГО «Город Калининград» их дом включен в адресный перечень многоквартирных домов.

12.02.2018 года одним из жильцов дома в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» было направлено обращение с просьбой разъяснить срок расселения данного дома, на которое 07.03.2018 года был получен ответ, что расселение планируется в 2018 года, однако в мае 2018 года ими были получены письма от администрации ГО «Город Калининград», в которых сообщалось о переносе срока расселения дома на декабрь 2019 года на основании постановления администрации ГО «Город Калининград» от 09.04.2018 № 331 «О внесении изменений в постановления администрации ГО «Город Калининград» в связи с недостаточностью финансирования мероприятий по расселению аварийных домов на территории г. Калининграда.

Ссылаются на требования ст. 32, ч. 2 ст. 57, ст. 87, ст. 89 ЖК РФ, п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года, на заключение экспертизы, выполненной в 2013 году, где установлено, что процент износа дома составил 70 %, в настоящее время дом находится в ужасном состоянии, в подвалах дома фактически отсутствуют перекрытия, в сезон дождей размываются оставшиеся перекрытия, из-за постоянной сырости появляется коррозия, в подъездах лестничные марши держатся только за счет перил, в некоторых квартирах было частичное обрушение потолка, коммуникации дома не соответствуют требованиям, электропроводка в ужасном состоянии и может вызвать пожар. Фундамент, стены, перекрытия находятся в аварийном состоянии с прогрессирующими трещинами. За последние 5 лет дом фактически приблизился к 100% износу, его эксплуатация должна была быть прекращена еще на дату проведения экспертизы.

Указывают, что они неоднократно обращались к администрации ГО «Город Калининград» с просьбой о переселении в благоустроенное жилье в соответствии со ст. 32, 57, 89 ЖК РФ, однако администрация ГО «Город Калининград», бездействуя, оставляет людей в опасности в связи с возможностью обрушения данного жилого дома.

Кроме того, на официальном сайте администрации ГО «Город Калининград» опубликован перечень домов, которые будут расселены до конца 2018 года. В данный перечень вошел дом № 15 по ул. Беломорской, который был признан аварийным только в декабре 2013 года, то есть через 4 месяца после признания аварийным дома <адрес>, что подтверждается Постановлением от 20.10.2014 года № 1642 «Об утверждении муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания расположенных на территории ГО «Город Калининград», в связи с чем, нарушается первоочередность расселения, поскольку все жильцы имеют одинаковое право на получение благоустроенного жилья.

24.07.2018 года истцами была подана жалоба о несогласии с Постановлением о продлении срока расселения на администрацию ГО «Город Калининград» в прокуратуру Московского района г. Калининграда о принятии мер прокурорского реагирования, на которую 21.08.2018 года был получен ответ, согласно которому нарушения жилищного законодательства прокуратурой не выявлено.

Поскольку постановление о продлении срока расселения нарушает права истцов на жилье, отвечающее безопасным условиям проживания, не создающее угрозу их жизни или здоровью, на основании ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, просили суд отменить Постановление № 331 от 09.04.218 года «О внесении изменений в постановлении администрации ГО «Город Калининград» и обязать администрацию ГО «Город Калининград» расселить дом по адресу: <адрес> не позднее 31.12.2018 года.

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кондрашин Д.Ю., Зайцева Г.Н., Зарубо Е.М., Губенко И.И., Иванова О.Т., Живаев В.М., Покровский В.А., Ляляева Т.Л., Танфильев И.Л., Кузнецов Ю.А., Косолапова Е.С., Бурлева Л.В., продолжая настаивать на доводах иска, просят решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в связи с нарушением судом норм материального права. Кроме того, полагают, что суд необоснованно не принял во внимание в качестве уважительности причин пропуска срока их обращение в органы прокуратуры.

Кондрашин Д.Ю., Зайцева Г.Н., Губенко И.И., Покровский В.А., Танфильев И.Л., Кузнецов Ю.А., представитель администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения жалобы не обращались, с учетом положений ст. 150 и ст. 307 КАС РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, все административные истцы являются собственниками квартир многоквартирного дома <адрес>: на праве единоличной собственности - Кондрашин Д. Ю. квартиры <адрес>, Зайцева Г. Н. - квартиры <адрес>, Губенко И. И. – квартиры <адрес>, Иванова О. Т. – квартиры <адрес>, Живаев В. М. - квартиры <адрес>, Ляляева Т. Л. - квартиры <адрес>, Танфильев И. Л. - квартиры <адрес>, Косолапова Е. С. - квартиры <адрес>; на праве общей долевой собственности – Зарубо Е. М. доли в праве 1/2 квартиры <адрес>; Покровский В. А. – доли в праве 1/3 квартиры <адрес>; Кузнецов Ю. А. доли в праве 1/2 квартиры <адрес>; Бурлева Л. В. – доли в праве 84/300 квартиры <адрес>.

Администрацией ГО «Город Калининград» 18.10.2013 года принято Постановление № 1611 «Об отселении физических лиц из многоквартирного дома <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу», в котором в связи с признанием, согласно заключению межведомственной комиссии для оценки жилых помещений от 12.08.2013 года № 30, многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, постановлено: в случае исполнения собственниками жилых помещений требования о сносе многоквартирного дома <адрес> в срок до 30.08.2017 обеспечить отселение физических лиц, занимающих жилые помещения по договору социального найма, в течение 6 месяцев после принятия собственниками жилых помещений решения о сносе этого дома, но не позднее 15.08.2017 года (п. 1.3.); в случае неисполнения собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> предъявленного требования о сносе указанного дома организовать процедуру отселения граждан, занимающих жилые помещения в данном доме, в срок до 30.08.2018 года (п. 1.4.).

09.04.2018 года Администрацией ГО «Город Калининград» принято оспариваемое Постановление N 331 «О внесении изменений в Постановления администрации городского округа "Город Калининград", в котором в связи с недостаточностью финансирования мероприятий муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 (в редакции от 26.12.2017 N 1835), руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, ст. 47 Устава городского округа "Город Калининград", постановлено внести изменения в ряд постановлений Администрации ГО «Город Калининград». В пункте 1.18. оспариваемого Постановления указано: «в Постановлении администрации городского округа "Город Калининград" от 18.10.2013 N 1611 "Об отселении физических лиц из многоквартирного дома <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу" в п. 1.4 слова "в срок до 30.08.2018" заменить словами "в срок до 31.12.2019.

Административные истцы просят отменить постановление от 09.04.2018 № 331.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют законные основания для их удовлетворения, поскольку определение сроков расселения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции органа местного самоуправления, и принятие п. 1.18 Постановления от 09.04.2018 года № 331, определившего сроки расселения многоквартирного дома <адрес>, обусловлено недостаточностью финансирования муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", утвержденной Постановлением администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 (в редакции от 26.12.2017 N 1835, согласно которой расселение осуществляется только в объеме утвержденного лимита бюджета городского округа на очередной финансовый год, с учетом положений ст. 179 БК РФ, определяющей, что определение объемов финансирования относится к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, с учетом определенных Муниципальной программой сроков ее реализации. Кроме того, истцами пропущен, установленный ст. 219 КАС РФ срок на обращение с настоящим иском в суд.

При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что определение сроков расселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу законом отнесено к компетенции органа местного самоуправления, т.е. администрации ГО «Город Калининград».

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 утверждена Муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград", которой в адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащих расселению (Приложение № 2), включен дом по <адрес>. Предполагаемый срок реализации программы - 2015-2020 годы.

Согласно указанной Муниципальной программы переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу, осуществляется в соответствии с адресными перечнями аварийных многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащих сносу, в объеме утвержденного лимита бюджета городского округа на очередной финансовый год.

Как следует из Паспорта указанной Муниципальной программы объем средств, выделяемых из бюджета городского округа "Город Калининград", подлежит ежегодному уточнению при утверждении городского бюджета на соответствующий год.

Также, как следует из Паспорта подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем" Государственной программы Калининградской области "Доступное и комфортное жилье», утвержденной Постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1026 (ред. от 11.05.2018) задачей данной программы в пункте 5 является ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Калининградской области (жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке до 1 января 2012 года и после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации), при этом срок реализации подпрограммы определены 2014-2020 годы, без деления на этапы.

Согласно ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. По каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы.

На основании Решения городского Совета депутатов Калининграда от 29.11.2017 № 280 "О бюджете городского округа "Город Калининград" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов", Решений городского Совета депутатов Калининграда от 15.11.2017 N 266, от 30.05.2018 N 82, от 12.09.2018 N 162 о внесении изменений в Решение городского Совета депутатов Калининграда от 29.11.2017 N 280 "О бюджете городского округа "Город Калининград" на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов", Решения городского Совета депутатов Калининграда от 30.11.2016 N 371 "О внесении изменений и дополнений в Решение городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 N 347 "О бюджете городского округа "Город Калининград" на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов" (в редакции Решений от 25.12.2015 N 425, от 17.02.2016 N 18, от 18.05.2016 N 124, от 20.06.2016 N 189, от 06.07.2016 N 248, от 24.08.2016 N 250, от 14.09.2016 N 290), на основании статьи 47 Устава городского округа "Город Калининград", определяющей полномочия Администрации ГО «Город Калининград», в Постановление администрации городского округа "Город Калининград" от 20.10.2014 N 1642 "Об утверждении муниципальной Программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных на территории городского округа "Город Калининград" вносились неоднократно изменения, в том числе в части финансового обеспечения программы. Предполагаемый срок реализации программы - 2015-2020 годы.

Таким образом, принятое администрацией ГО «Город Калининград» Постановление от 09.04.2018 года № 331 « О внесении изменений в постановления администрации городского округа «Город Калининград», которым срок расселения дома <адрес> перенесен на декабрь 2019 года, соответствует закону, в связи с чем районный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, из материалов дела следует и установлено судом, что в мае 2018 года истцами (истец Косолапова Е. С. – в июне) были получены письменные уведомления от Администрации ГО «Город Калининград», в которых указано о переносе срока расселения на декабрь 2019 года на основании Постановления администрации городского округа "Город Калининград" от 09.04.2018 года N 331 «О внесении изменений в Постановления администрации городского округа "Город Калининград".

Таким образом, трехмесячный срок обращения в суд с административным иском об оспаривании данного постановления истек в августе 2018 года, для истца Косолаповой Е. С. - в сентябре 2018 года, тогда как с указанным административным иском административные истцы обратились лишь 04.10.2018 года, т.е. с пропуском установленного законом срока, и в отсутствие доказательств уважительности его пропуска.

Ссылка истцов на обращение в прокуратуру, на юридическую неграмотность, на долгие сборы для обращения в суд обоснованно районным судом не принята во внимание, поскольку не свидетельствуют об уважительности причин пропуска установленного законом трехмесячного срока обращения с настоящим иском в суд.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истцов при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают правильности выводов суда, направлены на переоценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения.

Ссылка в жалобе на разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года является несостоятельной, поскольку указанные разъяснения относятся к лицам, проживающим в аварийном жилом помещении по договору социального найма (нанимателю и членам его семьи), каковыми податели жалобы не являются.

Более того, истцам до окончания расселения аварийного дома <адрес> было предложено переселиться в жилые помещения муниципального маневренного фонда, однако таким правом они воспользоваться не пожелали.

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Московского районного суда г. Калининграда от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи