ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7729/2023 от 14.12.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33a-7729/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 14 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей Григорьевой Н.М., Тумановой О.В.

при секретаре Черкасовой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Заместителя Прокурора Ленинградской области, апелляционной жалобе административного ответчика МЧС России на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2022 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Первого заместителя прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к МЧС России, ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд России», ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу о признании бездействий незаконным, обязании произвести действия.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения прокурора отдела Ленинградской областной прокуратуры Супрунова Э.С., представителей ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд России» Хорошавина А.Н. и Гребенникова Д.В., представителя ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Глухова Н.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Первый заместитель прокурора Ленинградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском, указав в обосновании требований, что Прокуратурой Ленинградской области при участии Государственной инспекции труда в Ленинградской области по обращению ФИО12. проведена проверка соблюдения федерального законодательства ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» (далее ФГКУ «СЗРПСО МЧС России»), в ходе которого установлено, что в соответствии с табелем оснащенности материально-техническим обеспечением Мурманского АКАСЦ МЧС России 2021 года и пояснительной записки ПСП «Кировск» к нему, подразделение не в полной мере оснащено техникой для обеспечения и проведения аварийно-спасательных работ (обеспеченность 64,08%); техникой специального назначения для ведения аварийно-спасательных работ (обеспеченность 18,75%); инженерной техникой для проведения аварийно-спасательных работ (обеспеченность 0%); водолазным снаряжением (обеспеченность 13,83%); плавсредствами и средствами проведения работ на акватории (обеспеченность 10%); средствами обеспечения водолазных спусков и работ (обеспеченность 5%); спасательным электро-, пневмо-, гидро-, газорезательным, механическим оборудованием (обеспеченность 4%); средствами оповещения и навигации (обеспеченность 32%); горным, альпинистским снаряжением (обеспеченность 7%); средствами обнаружения пострадавших (обеспеченность 7%); комплектами личного снаряжения для проведения поискового-спасательных работ на горнолыжных склонах, в условиях сильного оснащения и (или) с лавинной угрозой (обеспеченность 15%); медицинскими средствами, оборудованием и имуществом (обеспеченность 0%); имуществом для жизнеобеспечения при проведении аварийно-спасательных работ (обеспеченность 12%).

Таким образом, вопреки требованиям ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ готовность сил и средств ПСП «Кировск» к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации не обеспечена в полной мере.

Кроме того, здание Мурманского АКАСЦ МЧС России в г. Кировске расположенное по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем состоянии (обрушение карнизной зоны со стороны торца здания, отхождение кирпичной кладки под карнизной зоной кровли справа от главного входа в здание, частичное разрушение штукатурного слоя и кирпичной кладки внешних стен, протекание кровли, наличие следов протечек и отслоение штукатурного слоя в помещения второго этажа), повлекшие, в том числе, нарушения трудовых прав работников Мурманского АКАСЦ МЧС России на условия труда, соответствующие требованиям законодательства в сфере охраны труда (санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, не оборудованы устройствами питьевого водоснабжения; гардеробные шкафчики для хранения одежды не предусматривают раздельное хранение рабочей и личной одежды; полы, стены и оборудование гардеробных, умывальных, душевых, туалетов, ручных и ножных ванн имеют потрескавшееся или разрушенное покрытие; тамбуры санузлов не оснащены умывальниками с электрополотенцами или полотенцами разового пользования). Кроме того, здание не оборудовано системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей, включающейся автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, на входных дверях помещений производственного и складского назначения с наружной стороны отсутствует обозначение категорий по пожарной опасности помещений, помещения производственного и складского назначения не выделены противопожарными преградами.

По выявленным нарушениям прокуратурой 16.02.2022 руководителю ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» Гребенникову Д.В. внесено представление, по результатам рассмотрения которого, в целях устранения выявленных нарушений, в Централизованное управление МЧС России материально-технического обеспечения направлены заявки на улучшение и оснащение материально-техническими средствами, получения трансферта по установлению дополнительных систем противопожарной сигнализации с проведением внутренней отделки помещений, а также выделение дополнительно средств индивидуальной защиты для спасателей различных категорий. Также приняты меры по оборудованию помещений здания устройствами питьевого водоснабжения, проведение косметического ремонта комнаты отдыха, туалетных комнат с их оснащением полотенцами разового пользования (заявки от 16.03.2022 № М-, от 17.03.2022 №№ ).

По результатам рассмотрения заявок ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» письмом (от 19.04.2022 № М) заместителем директора Департамента тылового и технического обеспечения МЧС России в ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» сообщено, что увеличение объема поставок или выделение дополнительных денежных средств на закупку вещевого имущества для обеспечения личного состава Учреждения не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием. Заявки на выделение дополнительного финансирования на фонд оплаты труда, материально-техническое обеспечение (спасательная техника и приобретение запчастей), оплату коммунальных услуг до настоящего времени не рассмотрены, требуемое финансирование не выделено.

В данной связи прокурором в адрес директора Финансово-экономического департамента МЧС России 20.04.2022 направлена информация с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о выделении необходимого финансирования в целях обеспечения трудовых прав работников, в том числе, на оплату окладов, компенсационных, стимулирующих и иных предусмотренных законом выплат, материально-технического обеспечения и создания надлежащих условий для выполнения работниками трудовых обязанностей.

Однако данная информация также оставлена без удовлетворения.

Полагает, что ненадлежащее материально-техническое обеспечение Мурманского АКАСЦ МЧС России может повлечь невозможность осуществления аварийно-спасательных и других видов неотложных работ и влечет за собой нарушение прав не только работников Мурманского АКАСЦ, но и иных посещающих его лиц в силу исполнения служебных обязанностей, либо по иной надобности.

В связи с чем, прокурор просит суд:

- признать незаконным бездействие ФГКУ «СЗРПСО МЧС России», ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, МЧС России, выразившееся в ненадлежащем материально-техническом обеспечении Мурманского АКАСЦ МЧС России, ненадлежащем содержании здания Мурманского АКАСЦ МЧС России и его помещений;

- обязать ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований закона путем оснащения Мурманского АКАСЦ МЧС России техникой: транспортные средства категории N1, N1G – 1 шт., седельный тягач на базе автомобиля категории N3 с низкорамным полуприцепом категории О4 для перевозки специальной техники – 1 шт., аэромобильный комплекс жизнеобеспечения на базе автомобиля категории N3G – 1 шт., многофункциональный технический комплекс на базе автомобиля категории N1G – 1 шт., снегоболотоходы колесные с кабиной закрытого типа – 1 шт., вездеход гусеничный с колесной платформой и крано-манипуляторной установкой для работы с контейнерами и модулями в арктическом исполнении – 1 шт., вездеход колесный с колесной формулой 6х6 на шинах низкого давления в арктическом исполнении, со сменным комплектом шин (грунт, снег) – 1 шт., автомобиль скорой медицинской помощи класса «А», «В», «С» - 1 шт, нарты (прицепы) к снегоходам (мотовездеходам) – 2 шт., сани-волокуши для снегохода – 4 шт., сани для снегохода с тентом – 6 шт., аварийно-спасательная машина на колесном (гусеничном) шасси сверхлегкого типа -1 шт., аварийно-спасательная машина на колесном шасси среднего типа -1 шт., аварийно-спасательная машина на гусеничном шасси среднего типа -1 шт., мобильный водолазный комплекс на базе автомобиля с колесной формулой 6х6 со специальным прицепом (барокомплексом) (категории N3G) или на базе двух автомобилей с колесной формулой 6х6 (категории N3G) -1 шт., мобильная водолазная станция на базе автомобиля с колесной формулой 6х6 (категории N3G) – 1 шт., мобильный барокомплекс на базе автомобиля с колесной формулой 6х6 (категории N3G) – 1 шт., автомобиль, специализированный с колесной формулой 6х6 для транспортабельной барокамеры (категории N3G) – 1 шт., аварийно-спасательная машина с колесной формулой 4х4 категории N2G (подвижная водолазная станция) – 1 шт., погрузчик – 2 шт., экскаватор – 1 шт., автосамосвал – 1 шт., автомобильный кран до 10 т. Или от 10 до 16 т. Или от 16 до 25 т. – 1 шт., транспортные средства категории N2, N31, N2G, N3G с краноманипуляторной установкой – 2 шт., эвакуатор – 1 шт., коммунальная машина с комплектом навесного оборудования – 1 ш., гидравлический аварийно-спасательный инструмент – 4 шт., аварийно-спасательный инструмент гидродинамического действия – 4 шт., комплекс пневматического аварийно-спасательного инструмента – 1 шт., переносная электростанция осветительная до 6 кВт (в комплекте с электросетью) - 2 шт., передвижная электростанция силовая 6-30 кВт - 4 шт., передвижная электростанция силовая свыше 30 кВт (контейнерная) - 1 шт., респиратор – 94 шт., противогаз фильтрующий – 105 шт., комплект КПД – 94 шт., костюм защитный легкий – 87 шт., радиационно-защитный комплект – 4 шт., автоматические телефонные станции в комплекте с аппаратами телефонными – 1 шт., командно-штабной автомобиль со средствами связи, навигации и управления на базе автомобиля категории N2G или подвижной пункт управления категории N2G – 1 шт., передвижной пункт управления БАС на базе автомобиля категории N2G – 1 шт., аппаратура селекторной связи (аудиоконференцсвязи) стационарная – 1 шт., беспилотная авиационная система с беспилотными воздушными судами самолетного типа на базе автомобиля категории N2G – 1 шт., водолазное судно (катер) с барокамерой – 1 шт., судно на воздушной подушке, аэробот, аэролодка с трейлером для транспортировки – 2 шт., маломерное судно длиной свыше 12 метров с транспортировочной тележкой – 2 шт., маломерное судно длиной от 9 до 12 метров с трейлером для транспортировки – 2 шт., маломерное судно длиной от 7 до 9 метров с трейлером для транспортировки – 2 шт., маломерное судно длиной от 6 до 7 метров с трейлером для транспортировки – 2 шт., маломерное судно длиной от 4 до 5 метров с трейлером для транспортировки – 2 шт., маломерное судно длиной менее 4 метров – 2 шт., лодка надувная 4 местная – 1 шт, плот спасательный надувной 6-ти, 10-ти и 20-ти местный – 1 шт.; оборудования санитарно-бытовых помещений Мурманского АКАСЦ МЧС России, предназначенных для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, устройствами питьевого водоснабжения; оборудования гардеробных помещений Мурманского АКАСЦ МЧС России шкафчиками для хранения одежды, предусматривающими раздельное хранение рабочей и личной одежды; осуществления косметического ремонта помещений гардеробных, умывальных, душевых, туалетов Мурманского АКАСЦ МЧС России; оснащения тамбуров санузлов Мурманского АКАСЦ МЧС России умывальниками с электрополотенцами или полотенцами разового пользования; оборудования здания Мурманского АКАСЦ МЧС России системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей, включающейся автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения; приведения отделки путей эвакуации (лестничная клетка) в соответствие с требованиями закона о противопожарной безопасности; обозначения категорий по пожарной опасности помещений входных дверей помещений производственного и складского назначения с наружной стороны; выделения противопожарными преградами (противопожарными дверьми) помещений производственного и складского назначения (электрощитовая, складские помещения цокольного, 1-го, 2-го этажа) Мурманского АКАСЦ МЧС России; удаления в цокольном этаже легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих материалов под лестничным маршем (мебель, вещи и др. горючие материалы); оборудования помещении Мурманского АКАСЦ МЧС России светильниками с рассеивателями, а также размещению в помещениях аварийно-спасательного центра огнетушителей на высоте не более 1,5 метра до верха корпуса огнетушителя;

- обязать МЧС России обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для устранения перечисленных нарушений.

Определением суда от 09.09.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен ГУ МЧС России по СПб, в качестве заинтересованного лица - Мурманский АКАСЦ МЧС России (т.1 л.д. 2).

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20.10.2022 административные исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие МЧС России, выразившееся в ненадлежащем материально-техническом обеспечении Мурманского АКАСЦ МЧС России, ненадлежащем содержании здания Мурманского АКАСЦ МЧС России и его помещений, обязав обеспечить финансирование мероприятий для оснащения соответствующим оборудованием и техникой Мурманского АКАСЦ МЧС России и приведения в порядок здания и помещений, используемого Мурманским АКАСЦ МЧС России (т.2 л.д. 1-11).

Определением суда от 02.02.2023 исправлена описка в мотивировочной части решения суда (т.2 л.д. 64).

В апелляционном представлении, содержащее ходатайство о восстановлении срока для ее подачи, прокурор просит в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» и ГУ МЧС России по СПб отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме (т.2 л.д. 44-47).

Определением суда от 07.03.2023 восстановлен срок для подачи апелляционного представления (т.2 л.д. 81).

В апелляционной жалобе, содержащее ходатайство о восстановлении срока для ее подачи, МЧС России просит решение суда отменить, в связи с неправильным определением обстоятельств по делу (т.2 л.д. 130-132).

Определением суда от 02.03.2023 срок для подачи апелляционной жалобы восстановлен (т.2 л.д. 143).

В возражениях на жалобу и представление заинтересованное лицо Мурманский АКАСЦ просит решение суда оставить без изменений (т.2 л.д. 199-200).

В возражениях на жалобу и представление административный ответчик ФГКУ СЗРПСО МЧС России просит решение суда оставить без изменений (т.2 л.д. 203-204).

Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 15.06.2023 решение суда отменено с вынесением нового об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т.3 л.д. 65).

Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.09.2023 апелляционное определение от 15.06.2023 отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение (т.3 л.д. 181-194).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик МЧС России, заинтересованное лицо не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и месте судебного заседания, об отложении заседания не просили.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционного представления в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив материалы административного дела, включая приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ, дополнительные документы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» одним из основных принципов деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей является, в том числе, принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» одной из основных задач аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, является, в том числе, поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию – одна из основных задач МЧС России.

Согласно п.5.1.3 Устава, утвержденного приказом МЧС России от 09.03.2022 №167, Мурманский АКАСЦ МЧС России является филиалом ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» и расположен по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 126, 128-141).

Согласно п.3.11 Устава, начальник учреждения (ФГКУ «СЗРПСО МЧС России») руководит деятельностью, в том числе, подчиненных филиалов и структурных подразделений, организует ресурсное обеспечение филиалов и структурных подразделений, в том числе, осуществляет в соответствии с законодательством РФ закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в переделах выделенных лимитов бюджетных обязательств, распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между филиалами и структурными подразделениями Учреждения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Прокуратурой Ленинградской области при участии Государственной инспекции труда в Ленинградской области по обращению ФИО9, являющегося сотрудником Мурманского АКАСЦ МЧС России, проведена проверка соблюдения федерального законодательства ФГКУ «СЗРПСО МЧС России».

По результатам проверки 16.02.2022 руководителю ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» Гребенникову Д.В. внесено представление «Об устранении нарушений трудового, санитарно-эпидемиологического законодательства об аварийно-спасательных службах, пожарной безопасности, о теплоснабжении».

По результатам рассмотрения представления, в целях устранения выявленных нарушений, ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» в Централизованное управление МЧС России материально-технического обеспечения направлены заявки на улучшение и оснащение материально-техническими средствами, получения трансферта по установлению дополнительных систем противопожарной сигнализации с проведением внутренней отделки помещений, на выделение дополнительно средств индивидуальной защиты для спасателей различных категорий. Также приняты меры по оборудованию помещений здания устройствами питьевого водоснабжения, и проведение косметического ремонта комнаты отдыха, туалетных комнат с их оснащением полотенцами разового пользования (заявки от 16.03.2022 № , от 17.03.2022 №) (т.1 л.д. 34-38).

По результатам рассмотрения заявок ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» письмом от 19.04.2022 № заместителем директора Департамента тылового и технического обеспечения МЧС России в ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» сообщено, что увеличение объема поставок или выделение дополнительных денежных средств на закупку вещевого имущества для обеспечения личного состава Учреждения не представляется возможным в связи с ограниченным финансированием.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее материально-техническое обеспечение Мурманского АКАСЦ МЧС России может повлечь невозможность осуществления аварийно-спасательных и других видов неотложных работ, а ненадлежащее содержание здания Мурманского АКАСЦ МЧС России в г. Кировске, нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влечет за собой нарушение прав не только работников Мурманского АКАСЦ, но и иных посещающих его лиц в силу исполнения служебных обязанностей, либо по иной надобности и избрал в качестве способа восстановления нарушенного права - обязать МЧС России в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для оснащения Мурманского АКАСЦ МЧС России техникой, с перечислением таковой, а также приведение здания в надлежащее состояние.

Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам представления и жалобы не имеется.

Доводы представления о неправомерности отказа в удовлетворении требований в отношении ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» и ГУ МЧС России по СПб, основан на неверном толковании норм права.

В силу действующего законодательства обязанность по поддержанию в постоянной готовности сил и средств Мурманского АКАСЦ МЧС России к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации возложена на МЧС России, Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу и ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России».

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 11 ч. 9 гл. IV Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 86 (далее Положение).

В соответствии с абзацем 21 подпункта 3 и абзацем 29 подпункта 4 пункта 8 Положения, МЧС России организует, в том числе, материально-техническое обеспечение (далее МТО) системы МЧС России и осуществляет функцию государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу.

Приказом МЧС России от 01.10.2020 №737, утверждено «Руководство по организации материально-технического обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее Руководство).

Согласно п.1 Руководства, МТО в МЧС России представляет собой комплекс правовых, организационно-управленческих и технических мероприятий, направленных на всестороннее обеспечение территориальных органов (учреждений) всеми видами материально-технические средств (далее МТС) в целях поддержания их в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

Целями МТО в МЧС России являются всестороннее, своевременное и полное обеспечение всеми видами МТС, техническое обеспечение, квартирно-эксплуатационное обеспечение и обеспечение иными услугами территориальных органов (учреждений) для поддержания их в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению.

Из раздела 1 Руководства следует, что МТС - материальные средства, вооружение, боеприпасы, инженерные и специальные средства, средства индивидуальной и коллективной бронезащиты, средства метрологии, техника (военная, пожарная, аварийно-спасательная, автомобильная, инженерная, специальная, вспомогательная), плавсредства, водолазное оборудование и имущество, имущество автомобильной и бронетанковой служб, продовольствие, вещевое имущество, ГСМ, оборудование и технические средства продовольственной, вещевой служб и службы ГСМ, комплектующие, запасные части и расходные материалы, обозное имущество, альпинистское снаряжение, котельно-печное топливо, производственно-техническое и хозяйственное имущество и оборудование, мебель, расходные эксплуатационные и ремонтно-строительные материалы и другое имущество квартирно-эксплуатационной службы, медицинское и ветеринарное имущество, предметы для содержания служебных животных и другие материальные средства, оборудование и имущество, используемые в МЧС России.

Планирование МТО осуществляется в соответствии с законодательством, нормативной правовой базой МЧС России, программно-целевым подходом к оснащению сил и средств МЧС России, а также в соответствии с приоритетными направлениями деятельности и на основании утвержденных норм снабжения, табелей к штатам, с учетом количества личного состава, находящегося на обеспечении, наличия техники и имущества, имеющихся объектов материально-технической базы (п.11 Руководства).

Организация МТО осуществляется в пределах выделенных материально-технических и финансовых средств с учетом безусловного выполнения приоритетных задач, доведения положенных норм довольствия и создания комфортных условий для личного состава, поддержания надлежащего уровня технической готовности и обеспечения выполнения территориальными органами (учреждениями) задач по предназначению (п.29 Руководства).

ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» направлял в адрес МЧС России заявки на предоставление финансирования для исполнения предписания по проверке прокуратуры, вместе с тем на момент рассмотрения дела финансирование не осуществлено, доказательств обратного суду не представлены, в связи с чем, вывод суда о допущенном бездействии именно МЧС России, судебная коллегия полагает верным.

Доводы жалобы о недопустимости вмешательства в административно-хозяйственную деятельность основанием для отмены решения суда не являются.

Согласно выводу Третьего кассационного суда общей юрисдикции, изложенном в кассационном определении от 13.09.2023 (дело ), заявленные прокурором требования к МЧС России, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, и его подразделениям, по соблюдению требований федеральных законов не являются вмешательством в административно-хозяйственную деятельность административных ответчиков, а направлены на понуждение их в судебном порядке к надлежащему исполнению требований федерального законодательства, возложенных на административных ответчиков законом обязанностей, в целях соблюдения прав неопределенного круга лиц.

При этом, как усматривается из материалов дела, зона ответственности Мурманского АКАСЦ МЧС России:

проведение аварийно-спасательных работ с применением водолазных технологий – внутренние воды Мурманской области;

проведение поисково-спасательных работ в горах с применением альпинистского снаряжения – горы Хибины и Ловозерские тундры;

проведение поисково-спасательных работ в природной среде – Кольский полуостров;

проведение аварийно-спасательных работ при ликвидации ДТП – в границах гг. Мурманск, Кировск, Апатиты.

Мурманский АКАСЦ МЧС России аттестован на проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

С учетом изложенного, ненадлежащее материально-техническое обеспечение Мурманского АКАСЦ МЧС России с очевидностью может повлечь невозможность осуществления аварийно-спасательных и других видов неотложных работ, привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на своевременное оказание помощи, гибели граждан.

Доводы жалобы о невозможности исполнения решения суда в части финансирования ремонтных работ в здании, занимаемом Мурманского АКАСЦ МЧС России в г. Кировске, поскольку здание в оперативное управление им не передавалось, судебная коллегия полагает не состоятельным.

Из материалов дела следует и административными ответчиками не оспаривалось, что Мурманское АКАСЦ МЧС России в г. Кировске фактически занимает здание по адресу: <адрес>. Указанный адрес указан также в качестве адреса местоположения Мурманское АКАСЦ, в Уставе ФГКУ «СЗРПСО МЧС России». Не закрепление на праве оперативного управления на момент рассмотрения дела судом первой инстанции указанного здания за ФГКУ «СЗРПСО МЧС России», при отсутствии сведений о наличии иного здания, в котором располагается Мурманский филиал, основанием для освобождения от финансирования по его ремонту и оснащению не является.

Как следует из решения Арбитражного суда Мурманской области от 25.11.2022 по делу № право собственности на спорное имущество зарегистрировано за РФ, вместе за ФГКУ «СЗРПСО МЧС России» оно закреплено на праве оперативного управления в силу закона, а содержание и ремонт здания осуществляется за счет федерального бюджета.

При этом, здание Мурманского АКАСЦ МЧС России в г. Кировске находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, эксплуатируется с нарушениями требований противопожарной безопасности, системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей не оборудовано, что сторонами не оспаривается.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный истец, в свою очередь, обязан подтвердить, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения (пункт 2 части 2 статьи 62 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимися в пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

Ввиду изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны МЧС России, выразившееся в ненадлежащем финансировании материально-технического обеспечения, содержания здания и помещений Мурманского АКАСЦ, являются правомерными.

Доводы жалобы и представления не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 октября 2022 года оставить без изменений, апелляционное представление Заместителя Прокурора Ленинградской области и апелляционную жалобу административного ответчика МЧС России – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы или представления через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 14.12.2023.

(Судья Береза С.В.)