Судья Залугин С.В. Дело №33а-782/2020
УИД - 26RS0023-01-2020-001591-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 28 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Болотовой Л.А., Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Минераловодского городского округа – ФИО6 на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2020 года
по административному делу по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Соболевой О.Г.
установила:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование исковых требований указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в порядке контроля проведена проверка устранения ранее выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления на территории Минераловодского городского округа.
Так, в результате проведенной в ноябре 2018 года проверки доводов обращения ФИО5 установлено, что на территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кума, на расстоянии 1-10 метров от уреза воды, вдоль русла реки, в районе подвесного моста, а также с/т Вишенка, Березка, Огородник, непосредственно на почве, размещена несанкционированная свалка бытовых отходов (бумага, пластик, картон, металлические отходы), в виде многочисленных локальных очагов размещения отходов, площадью ориентировочно от 1 до 30 кв.м., каждый.
Поверхность почвы на участках, где размещены отходы, не имеет твердого покрытия, территория свалки не огорожена, доступ на свалку свободный.
В целях устранения выявленных нарушений ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 8, п.п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главе Минераловодского городского округа 30.11.2018 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно информации администрации Минераловодского городского округа о результатах рассмотрения представления от 28.12.2018, ликвидация несанкционированной свалки отходов будет произведена во втором квартале 2019 года.
В результате проведенного 25.02.2020 выездного рейдового обследования территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940) установлено, что вышеуказанная несанкционированная свалка отходов не ликвидирована, на момент осмотра непосредственно на почве размещены отходы (бумага, пластик, картон, металлические отходы), в виде многочисленных локальных очагов размещения отходов, площадью ориентировочно от 1 до 30 кв.м., каждый.
Указанная несанкционированная свалка отходов размещена в границах населенного пункта села Левокумское, входящего в состав Минераловодского городского округа, на землях, отнесенных к неразграниченной государственной собственности, распоряжение которыми осуществляется администрацией муниципального образования городского округа.
Таким образом, в нарушение требований законодательства администрацией муниципального образования Минераловодского городского округа не организован своевременный и надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов, допущено их несанкционированное размещение на территории муниципального образования, не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Непринятие администрацией муниципального образования Минераловодского городского округа, Управлением муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в границах села Левокумка, на территории водоохраной зоны реки Кума, кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, создает угрозу ухудшения состояния окружающей среды в результате наступления чрезвычайных ситуаций природного характера вследствие загрязнения почв и водных объектов.
Бездействие администрации муниципального образования Минераловодского городского округа, Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа в период с 28.11.2018 по 25.02.2020 выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе выездного обследования 25.02.2020 года.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа и Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа по непринятию мер в период с 28.11.2018 по 25.02.2020 мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кума, на расстоянии 1-10 метров от уреза воды, вдоль русла реки, в районе подвесного моста, а также с/т Вишенка, Березка, Огородник;
- возложить на администрацию Минераловодского городского округа и Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной отходов, расположенной на территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кума, на расстоянии 1-10 метров от уреза воды, вдоль русла реки, в районе подвесного моста, а также с/т Вишенка, Березка, Огородник.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2020 года требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Минераловодского городского округа к Управлению муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа, удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации Минераловодского городского округа, Управления муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа по непринятию мер в период с 28.11.2018 по 25.02.2020 мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кума, на расстоянии 1-10 метров от уреза воды, вдоль русла реки, в районе подвесного моста, а также с/т Вишенка, Березка, Огородник.
Суд возложил на администрацию Минераловодского городского округа, Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ликвидации несанкционированной отходов, расположенной на территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кума, на расстоянии 1-10 метров от уреза воды, вдоль русла реки, в районе подвесного моста, а также с/т Вишенка, Березка, Огородник.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Минераловодского городского округа – ФИО6, просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов ссылается на то, что в соответствие со сведениями публичной кадастровой карты и ЕГРН в кадастровом квартале, в границах которого расположена свалка, имеется множество земельных участков, относящихся к частной собственности физических лиц, используемых для ведения гражданами садоводства и огородничества.
Судом не учтено, что возложение на органы местного самоуправления безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом, влечет, таким образом, нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления.
Кроме того, администрация Минераловодского городского округа самостоятельно не осуществляет непосредственно деятельность по организации надлежащего санитарного состояния территории городского округа и по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а реализация данного вопроса возложена на Управление муниципального хозяйства администрации Минераловодского городского округа.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частью 3 статьи 7 Федерального закона N 7- ФЗ и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ установлен запрет на размещение в границах водоохранных зон кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 3 Закона Ставропольского края от 16.11.2009 N 81-КЗ «об отдельных вопросах регулирования в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов Ставропольского края в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, среди прочего, создание и содержание, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Статьями 4, 22 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела 28 ноября 2018 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено выездное обследование территории водоохраной зоны реки Кума в границах села Левокумка Минераловодского городского округа, в результате которого установлено, что на территории кадастрового квартала 26:24:010151 (географические координаты 44,222092 43,146940), в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Кума, на расстоянии 1-10 метров от уреза воды, вдоль русла реки, в районе подвесного моста, а также с/т Вишенка, Березка, Огородник, непосредственно на почве, размещена несанкционированная свалка бытовых отходов (бумага, пластик, картон, металлические отходы), в виде многочисленных локальных очагов размещения отходов, площадью ориентировочно от 1 до 30 кв.м. каждый.
Указанная несанкционированная свалка отходов размещена в границах населенного пункта села Левокумское, входящего в состав Минераловодского городского округа, на землях, отнесенных к неразграниченной государственной собственности, распоряжение которыми осуществляется администрацией муниципального образования городского округа.
В соответствии с частью 7 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
Порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов установлен приказом Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РФ от 30.09.2011 N 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Вышеназванная свалка в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена, требования к обустройству объектов размещения отходов при эксплуатации данных свалок не соблюдаются, в связи с чем, размещение отходов на данном земельном участке запрещено.
30.11.2018 года Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором главе Минераловодского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу администрации Минераловодского городского округа от 28.12.2018 года о результатах рассмотрения представления от 30.11.2018 года следует, что ликвидация несанкционированной свалки отходов будет произведена в первом квартале 2019 года.
Вместе с тем, по факту повторного выездного обследования помощником Ставропольского межрайоного природоохранного прокурора, 25 февраля 2020 года было установлено, что несанкционированная свалка находится в таком же состоянии, как и при первоначальном обследовании.
В соответствии с п.п. 12.1.4 - 12.1.6 Правил благоустройства территории Минераловодского городского округа, утвержденных решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 02.08.2017 N 441, на территории Минераловодского городского округа запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет произвести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка. При выявлении свалок отходов на основании обращения, либо предписания уполномоченного органа в сфере охраны окружающей среды, уборка указанных территорий производится в срок, установленный предписанием, после проведения мероприятий по установлению круга лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с пунктом 12.1.1 Правил.
Учитывая, что несанкционированная свалка расположена на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края и мер к ликвидации несанкционированной свалке административными ответчиками не принято, свалка продолжает существовать, наносить вред окружающей среде, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии бездействия администрации Минераловодского городского округа, МУ «Управление архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Минераловодского городского округа» в принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, имеют виды разрешенного использования, не связанные с размещением отходов, а также участки, рядом с которыми обнаружены свалки, принадлежат на различных правах иным лицам, и находятся рядом с водным объектом, судебная коллеги признает несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не препятствуют и не исключают факта нахождения на них несанкционированных свалок отходов и соответственно обязанности ответчиков по их ликвидации.
В материалах дела имеются два акта выездного обследования от 28.11.2018 и от 25.02.202 с фото - материалами, которые подтверждают факт наличия несанкционированных свалок на вышеуказанных территориях. Оба выездных обследования проведены с участием специалиста Управления городского хозяйства администрации Минераловодского городского округа.
Проверяя доводы ответчика, суд правомерно указал, что Управление муниципального хозяйства администрации муниципального образования Минераловодского городского округа не является самостоятельным органом местного самоуправления, в понимании Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляет свои полномочия в рамках бюджетных средств, распределяемых администрацией Минераловодского городского округа, а соответственно, ликвидация указанной свалки Управлением возможна только после выделения бюджетных средств администрацией городского округа.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 6 мая 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи