ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-863/19 от 06.09.2019 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Оляхинова Г.З. дело № 33а-863/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Элиста 6 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе

председательствующего - Лиджеевой Л.Л.,

судей - Панасенко Г.В. и Говорова С.И.,

при секретаре - Динкиеве Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса Нурова М.Э., Бадмаева Э.Э. к Председателю Избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным отказа Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия в выдаче копий документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5, возложении на Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия обязанности выдать данные документы по апелляционной жалобе Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалова А.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2019 года.

Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Шовуновой М.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения административных истцов Нурова М.Э., Бадмаева Э.Э., заключение прокурора Матвеевой О.В. об удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 6 июня 2019 года № 155-VI на 8 сентября 2019 года назначены выборы Главы Республики Калмыкия. Организация и подготовка проведения выборов Главы Республики Калмыкия возложена на Избирательную комиссию Республики Калмыкия (далее также - ИК РФ).

Члены Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса Нуров М.Э., Бадмаев Э.Э. 15 августа 2019 года обратились в Элистинский городской суд с административным иском к Председателю ИК РК, мотивируя следующим. 24 июля 2019 года кандидаты на должность Главы Республики Калмыкия представили в Избирательную комиссию Республики Калмыкия свои документы для регистрации. Одновременно кандидатами представлены первые финансовые отчеты, неотъемлемой частью которых (приложением) являются сведения о расходовании денежных средств с указанием дат и назначений расходных операций. 2 августа 2019 года в связи с возникшими вопросами о возможном нарушении законодательства административные истцы обратились к Председателю ИК РК Дикалову А.Н. с заявлением, в котором просили выдать им заверенные копии первых финансовых отчетов кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. 5 августа 2019 года Председателем ИК РК административным истцам направлен письменный ответ (№ *) с приложением копий первых финансовых отчетов кандидатов, которые ранее были опубликованы на официальном сайте ИК РК, без запрашиваемых приложений; согласно данному письму первые финансовые отчеты не содержат приложений. Со ссылкой на положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» просили признать незаконным бездействие Председателя ИК РК Дикалова А.Н., выразившееся в непредставлении им копий всех документов, в которых содержатся сведения о расходовании средств из избирательных фондов зарегистрированных кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5, и возложить на Председателя ИК РК обязанность предоставить и выдать им копии всех документов, в которых содержатся сведения о расходовании средств из избирательных фондов зарегистрированных кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5.

В судебном заседании 28 августа 2019 года административный истец Бадмаев Э.Э. подал письменное уточнение к административному исковому заявлению, в соответствии с которым просил признать незаконным отказ Председателя ИК РК в выдаче копий документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5, возложить на Председателя ИК РК обязанность выдать копии документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5.

В судебное заседание административный истец Нуров М.Э. не явился, просил суд рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Председатель Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалов А.Н. в судебное заседание не явился. Его представитель Шовунова М.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Прокурор Бугдаева М.Е. полагала необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2019 года административное исковое заявление Нурова М.Э., Бадмаева Э.Э. к Председателю Избирательной комиссии Республики Калмыкия удовлетворено. Признан незаконным отказ Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия в выдаче Нурову М.Э., Бадмаеву Э.Э. копий документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5 по формам, установленным Избирательной комиссией Республики Калмыкия. На Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия возложена обязанность выдать Нурову М.Э., Бадмаеву Э.Э. копии документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5 по формам, установленным Избирательной комиссией Республики Калмыкия, в срок – 5 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

В апелляционной жалобе представитель Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалова А.Н. - Шовунова М.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия не является неотъемлемым приложением к первому финансовому отчету. По мнению автора жалобы, указание Бадмаевым Э.Э. в судебном заседании о его устных обращениях на заседаниях Избирательной комиссии РК к Председателю данной комиссии о предоставлении учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия, имевших место до подачи письменного заявления от 2 августа 2019 года, фактически указывает на изменение административным истцом основания административного иска, кроме того, вопреки требованиям ч. 2 ст. 62 КАС РФ административными истцами не представлено доказательств такого обращения. Приходя к выводу о доказанности устного обращения административных истцов к Председателю избирательной комиссии РК, суд нарушил требования ст.ст. 6, 14, 62, 65, 68, 84 КАС РФ. Полагает, что предоставление административным истцам документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия повлечет нарушение законодательства о персональных данных. Считает, что в решении суда не приведены основания обращения принятого судебного акта к немедленному исполнению.

Проверив материалы административного дела и материалы, представленные в настоящем судебном заседании участвующими в деле лицами, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса установлен Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пп. «г» п. 23 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.

Как следует из материалов дела, постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 14 июля 2017 года № 1/3-6 председателем Избирательной комиссии Республики Калмыкия назначен Дикалов А.Н.

2 августа 2019 года члены Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса Нуров М.Э., Бадмаев Э.Э. обратились к Председателю Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалову А.Н. с письменным заявлением, согласно которому просили выдать заверенные копии в полном объеме первых финансовых отчетов всех кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия, сданных в Избирательную комиссию Республики Калмыкия 24 июля 2019 года, со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемыми частями.

Из письменного ответа Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалова А.Н. от 5 августа 2019 года № * следует, что членам Избирательной комиссии Республики Калмыкия Нурову М.Э., Бадмаеву Э.Э. направлены копии первых финансовых отчетов кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на 10 листах, кроме того, в письме указано, что данные финансовые отчеты не содержат приложений.

Удовлетворяя уточненные административные исковые требования, суд первой инстанции признал незаконным отказ Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалова А.Н. в выдаче административным истцам заверенных копий документов учета поступления и расходовании денежных средств избирательного фонда указанных в административном иске кандидатов, поскольку ранее – до письменного обращения от 2 августа 2019 года - на заседании ИК РК от 25 июля 2019 года члены данной комиссии с правом решающего голоса Нуров М.Э. и Бадмаев Э.Э. обращались к Председателю ИК РК с устным заявлением о выдаче данных документов.

Оценивая данный вывод суда, судебная коллегия исходит из следующего.

В силу прямого указания в части 1 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Исходя из предписаний статьи 125 названного Кодекса, изменение оснований заявленных требований должно быть оформлено в виде соответствующего письменного заявления, подписанного с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд, а также должно быть изложено дополнительное основание и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.

Как следует из первоначально поданного административного искового заявления от 15 августа 2019 года административные истцы в качестве основания иска привели обстоятельства, связанные с их письменным обращением от 2 августа 2019 года к Председателю ИК РК, определив в качестве предмета административных исковых требований бездействие последнего по выдаче им копий всех документов, в которых содержатся сведения о расходовании средств из избирательных фондов зарегистрированных кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5 с требованием возложить на административного ответчика соответствующую обязанность.

Административный истец Бадмаев Э.Э., обращаясь в судебном заседании от 28 августа 2019 года с уточненным административным исковым заявлением, которое, как следует из пояснений в настоящем судебном заседании административного истца Нурова М.Э., было согласовано с последним, изменил предмет административного иска, изложив требование о признании незаконным отказа Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия в выдаче административным истцам копий документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5 с возложением на административного ответчика соответствующей обязанности.

Вместе с тем, с письменным заявлением об изменении оснований административных исковых требований, которое отвечало бы требованиям ч. 1 ст. 46 и ст. 125 КАС РФ, административные истцы в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не обращались.

Таким образом, юридически значимыми для разрешения заявленных административных исковых требований и подлежащими проверке судом первой инстанции являлись обстоятельства, связанные с рассмотрением административным ответчиком письменного обращения членов ИК РК с правом решающего голоса Нурова М.Э. и Бадмаева Э.Э. от 2 августа 2019 года. Проверка судом первой инстанции изложенных административным истцом Бадмаевым Э.Э. в судебном заседании от 28 августа 2019 года сведений об устном обращении к Председателю ИК РК, имевшем место 25 июля 2019 года, без учета оснований административного иска, связанных с письменным обращением административных истцов от 2 августа 2019 года, привела к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, и, как следствие, несоответствию изложенных в решении суда выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела.

Вышеизложенное, в силу части 2 ст. 310 КАС РФ, является основанием к отмене обжалуемого судебного акта и принятию судебной коллегией нового решения по существу дела.

Согласно п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документов первого финансового отчета.

Пунктом 12 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.

Обязанность представления первого финансового отчета кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, для регистрации в Избирательную комиссию Республики Калмыкия предусмотрена пп. 4 п. 1 ст. 21 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года № 360-IV-3 «О выборах Главы Республики Калмыкия».

В силу содержащихся в п.п. 1, 2 ст. 42 Закона Республики Калмыкия от 29 июня 2012 года № 360-IV-3 требований кандидаты обязаны вести учет поступления средств в избирательные фонды и расходования этих средств. Порядок и формы учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств утверждаются Избирательной комиссией Республики Калмыкия; кандидаты представляют в Избирательную комиссию Республики Калмыкия свои финансовые отчеты со следующей периодичностью: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в Избирательную комиссию Республики Калмыкия в установленном настоящим законом порядке; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета; 2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов Главы Республики Калмыкия. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет кандидата и расходование этих средств, справка о закрытии указанного счета, а также материалы, указанные в части 2 статьи 36 настоящего закона. Перечень первичных финансовых документов, прилагаемых к итоговому финансовому отчету кандидата, определяется Избирательной комиссией Республики Калмыкия.

Согласно п. 2.1 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов Главы Республики Калмыкия, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 5 июня 2019 года № 83/436-6, кандидат, создавший избирательный фонд, обязан вести учет поступления средств в избирательный фонд и расходования указанных средств по форме, приведенной в приложении 1.

Пунктом 4.4 Инструкции определено, что кандидат обязан представить в Избирательную комиссию Республики Калмыкия финансовые отчеты (первый и итоговый) и учет поступления и расходования средств своего избирательного фонда к каждому финансовому отчету.

Согласно п. 4.8 Инструкции кандидат представляет на бумажном носителе и в машиночитаемом виде в Избирательную комиссию Республики Калмыкия финансовые отчеты со следующей периодичностью: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением в Избирательную комиссию Республики Калмыкия документов, необходимых для регистрации кандидата, в установленном Федеральным законом, Законом Республики Калмыкия порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету; 2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов Главы Республики Калмыкия.

Пунктом 4.9 Инструкции предусмотрено, что финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме, приведенной в приложении 3.

Из буквального толкования приведенных выше нормативно-правовых положений следует, что учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда и первый финансовый отчет кандидата являются различными видами отчетных документов кандидата, формы которых предусмотрены отдельными приложениями (№№ 1 и 3) к Инструкции, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 5 июня 2019 года № 83/436-6. Предусмотренная п. 4.4 указанной Инструкции обязанность кандидата по одновременному представлению в Избирательную комиссию Республики Калмыкия отчетных документов указанных видов также не содержит указания о том, что учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда является неотъемлемым приложением к первому финансовому отчету кандидата.

При таких обстоятельствах, разрешая требование членов ИК РК с правом решающего голоса Нурова М.Э. и Бадмаева Э.Э. в той формулировке, которая содержится в их письменном заявлении от 2 августа 2019 года, Председатель ИК РК обоснованно, с учетом приведенного выше толкования, разъяснил в письме от 5 августа 2019 года заявителям об отсутствии приложений к первому финансовому отчету кандидатов, в связи с чем такие действия указанного должностного лица не могут расцениваться как незаконный отказ в выдаче копий документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Нурова М.Э., Бадмаева Э.Э. к Председателю Избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным отказа Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия в выдаче им копий документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5, возложении на Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалова А.Н. обязанности выдать им копии документов учета поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидатов на должность Главы Республики Калмыкия ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, незарегистрированного кандидата ФИО5.

Жалобу представителя Председателя Избирательной комиссии Республики Калмыкия Дикалова А.Н. - Шовуновой М.Н. удовлетворить.

Председательствующий Л.Л. Лиджеева

Судьи Г.В. Панасенко

С.И. Говоров