ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8822/20 от 24.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-8822/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2020 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи - Кагитиной И.В.

судей - Кураповой З.И., Павловского Е.Г.,

с участием секретаря судебного заседания – Хваля Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, заинтересованное лицо – Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилСервисКерчь», о признании действия незаконным, возложении обязанности принять меры по содержанию места захоронения путем устранения выявленных нарушений,

по апелляционной жалобе представителя Администрации города Керчи Рыбачук Ю.Н. и апелляционному представлению и.о. заместителя прокурора города Керчи Ковалева В.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично,

заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., представителя административного ответчика Рыбачук Ю.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

Прокурор города Керчи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором, с учетом уточненного административного искового заявления от 28 июля 2020 года, просит: признать бездействие Администрации города Керчи Республики Крым незаконным в части непринятия мер по содержанию и инвентаризации кладбищ, расположенных в поселке Опасном и на Аршинцевском кладбище (действующих и закрытых); возложить на Администрацию города Керчи Республики Крым обязанность в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда устранить в отношении кладбищ в поселке Опасном и на Аршинцевском кладбище муниципального образования городского округа Керчь нарушения п.п. 2.1., 3.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, п.п. 2.7, 2.9, 6.3 СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, постановлением Главного государственного санитарного врача от 08.03.2008 №19, а именно: установить санитарно-защитную зону, разработать и утвердить проект устройства вышеуказанных мест захоронения, установить ограждения территории кладбищ по периметру сформированных земельных участков под кладбищем в п. Опасное с кадастровым номером и под Аршинцевским кладбищем с кадастровым номером ; возложить на Администрацию города Керчи Республики Крым в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанность провести инвентаризацию кладбищ на территории городского округа Керчь (действующих и закрытых), а также установить порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых) и организовать мероприятия по её проведению.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Керчи проведена проверка в рамках исполнения задания прокуратуры Республики Крым на предмет соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле. В ходе проверки, проведенной прокуратурой города совместно с главным специалистом отдела благоустройства Управления жилищно-коммунального хозяйства, администрации города Керчи Сидоренко М.А. и заместителем начальника отдела ритуальных услуг МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» Дащенко Ю.П. установлено, что в п. Опасное и на Аршинцевском кладбище в муниципальном образовании городской округ Керчь расположены места захоронения (кладбища). При этом Администрацией города Керчи Республики Крым допущено бездействие в части непринятия мер по содержанию и инвентаризации кладбищ, расположенных в поселке Опасном и на Аршинцевском кладбище (действующих и закрытых), в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года административный иск прокурора города Керчи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворен частично; признано бездействие Администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер по инвентаризации Аршинцевского кладбища и кладбища, расположенного в поселке Опасном, незаконным; возложено на Администрацию города Керчи Республики Крым обязанность провести в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу инвентаризацию Аршинцевского кладбища и кладбища, расположенного в поселке Опасном, установить порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых); в остальной части административного иска отказано.

В поданной апелляционной жалобе представитель Администрации города Керчи Рыбачук Ю.Н. просит решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в части возложения обязанности провести в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу инвентаризацию Аршинцевского кладбища, установить порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах отказать. В обоснование жалобы указывает, что суд при вынесении решения не учел, что земельный участок, на котором располагается Аршинцевское кладбище выходит за границы территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым и частично располагается на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым. Следовательно, возложение на администрацию города Керчи обязанности по инвентаризации всей территории Аршинцевского кладбища нарушает конституционные гарантии самостоятельности местного самоуправления. Кроме того, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем прокурора города Керчи Санаровым А.Л. поданы возражения, в которых прокурор просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

В поданном апелляционном представлении и.о. заместителя прокурора города Керчи Ковалев В.А. просит решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года в части возложения обязанности по установлению санитарной-защитной полосы, разработки и утверждения проекта устройства мест захоронения кладбищ в пос. Опасном и Аршинцевском кладбище, установления ограждения территории кладбищ изменить и принять по делу новое решение. В обоснование представления указывает, что администрация города Керчи является единым органом местного самоуправления на территории города Керчи, который выполняет все полномочия, предусмотренные Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с чем ссылка суда на разделение обязанностей между Администрацией города Керчи и Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи является незаконной и необоснованной.

Относительно доводов апелляционного представления представителем Администрации города Керчи Рыбачук Ю.Н. поданы возражения, в которых представитель административного ответчика просит оставить решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Алескеров Д.А. просил апелляционное представление прокурора удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации города Керчи отказать.

Представитель Администрации города Керчи Республики Крым Рыбачук Ю.Н. просила решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года изменить в части установления обязанности для администрации по проведению инвентаризации кладбищ в границах поставленных на кадастровый учет земельных участков, в остальной части решение оставить без изменения; в удовлетворении апелляционного представления прокурора – отказать.

От и.о. директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым «ЖилСервисКерчь» Гусарова Д.М. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Керчи с привлечением главного специалиста отдела благоустройства Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Сидоренко М.А. и заместителя начальника отдела ритуальных услуг МУП МОГОК РК «Керченский комбинат благоустройства» Дащенко Ю.П. была проведена проверка исполнения Администрацией города Керчи требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища в п. Опасное и на Аршинцевском кладбище муниципального образования городского округа Керчь, о чем 27 мая 2020 года составлен соответствующий акт.

В соответствии с данным актом установлено, что в п. Опасное и на Аршинцевском кладбище муниципального образования городского округа Керчь расположены места захоронения (кладбища). На указанных кладбищах не определена санитарно-защитная зона кладбища в нарушение пунктов 2.1 3.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Самовольные захоронения производятся вблизи земельных участков под жилыми домами, в связи с отсутствием ограждений территории закрытого кладбища в п. Опасное. По периметру кладбища вдоль дороги установлены таблички о запрете захоронений и штрафных санкциях в размере 100000 рублей. На Аршинцевском кладбище отсутствуют ограждения, территория кладбища не спланирована, не благоустроена, отсутствует озеленение, транспортные и инженерные коридоры. Нарушены пункты 2.5, 2.7, 2.9, 6.4 СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84.

Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация города Керчи Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в связи с чем полагал установленным бездействие администрации в части непринятия мер по инвентаризации Аршинцевского кладбища и кладбища, расположенного в п. Опасное. При этом требования о возложении на Администрацию города Керчи обязанности по устранению нарушений соответствующих пунктов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПин 2.1.2882-11 и проведению соответствующих для этого мероприятий оставлены без удовлетворения, так как выполнение данных требований относится к компетенции Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, требований к которому прокурором не заявлено.

Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункт 1 статьи 2).

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1).

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона Республики Крым от 30 декабря 2015 года N 200-ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» уполномоченными органами в сфере погребения и похоронного дела являются органы местного самоуправления, определенные муниципальными нормативными правовыми актами. Уполномоченные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции: 1) разрабатывают и реализуют мероприятия по формированию ценовой и тарифной политики в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с положениями части 2 статьи 10 настоящего Закона; 2) обеспечивают рациональное размещение объектов похоронного назначения на территории муниципальных образований в соответствии с градостроительными нормативами; 3) проводят инвентаризацию кладбищ (действующих и закрытых); 4) формируют и ведут реестр кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований; 5) устанавливают порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых) и организуют мероприятия по ее проведению; 6) разрабатывают и реализуют мероприятия по созданию новых, а также эксплуатации, реконструкции, ремонту, расширению, закрытию или переносу действующих кладбищ; 7) осуществляют мероприятия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований; 8) осуществляют контроль за использованием кладбищ и иных объектов похоронного назначения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, исключительно по целевому назначению; 9) организуют формирование и содержание архивного фонда документов по погребению умерших и мест захоронения; 10) осуществляют иные полномочия, установленные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 26 статьи 48 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым к полномочиям администрации города по решению вопросов местного значения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

С учетом законодательно закрепленной обязанности органа местного самоуправления проводить инвентаризацию кладбищ (действующих и закрытых), устанавливать порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых), организовывать мероприятия по ее проведению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в части признания бездействия Администрации города Керчи по непринятию мер по инвентаризации кладбищ с возложением соответствующей обязанности.

Административным ответчиком на момент обращения прокурора с административным исковым заявлением в суд и вынесения решения не представлено доказательств принятия каких – либо мер, направленных на проведение инвентаризации.

На исполнение требований, установленных пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона Республики Крым от 30 декабря 2015 года №200-ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в Республике Крым», Администрацией г. Керчи Республики Крым лишь 21 октября 2020 года принято постановление №3152/1-п «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации мест захоронений, произведенных на кладбищах муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», 22 октября 2020 года - постановление №3198/1-п «Об утверждении состава комиссии по инвентаризации мест захоронений, произведенных на кладбищах муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым».

Доводы апелляционной жалобы Администрации города Керчи Республики Крым о том, что земельный участок, на котором расположено Аршинцевское кладбище выходит за границы территории муниципального образования городской округ Керчь и частично располагается на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым не свидетельствуют об отсутствии обязанности у административного ответчика провести мероприятия по его инвентаризации.

Исходя из сведений, предоставленных Управлением градостроительства, архитектуры и рекламы Администрации города Керчи от 19 ноября 2020 года №3184/12-11, в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утверждённым решением внеочередной 100 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 11 октября 2018 года №1465-1/18, земельный участок с кадастровым номером , в районе Феодосийского шоссе, в границах которого расположено Аршинцевское кладбище, находится на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым. Однако, часть захоронений, относящихся к Аршинцевскому кладбищу, находится за границами муниципального образования городской округ Керчь на территории Ленинского района, в связи с чем, провести работы по формированию и постановке на кадастровый учет данной территории не представилось возможным. На сегодняшний день, в соответствии с Государственным контрактом №01152000004190007410001 от 24 декабря 2019 года Министерством строительства и архитектуры Республики Крым выполняются работы по установлению (изменению) границ муниципальных образований Республики Крым, в том числе муниципального образования городской округ Керчь.

Согласно информации, предоставленной Главой Администрации – Главным архитектором Ленинского района Поляковым от 09 ноября 2020 года №901-22/7187/1, на территории муниципального образования Ленинский район Республики Крым не располагается земельный участок с кадастровым номером , предназначенный для организации Аршинцевского кладбища. По состоянию на 09 ноября 2020 года территория, на которой расположены захоронения значительно больше сформированного земельного участка и включает в себя часть муниципального образования Октябрьское сельское поселение Ленинского района Республики Крым. Ориентировочная площадь указанной территории составляет 2,9 га. Земельный участок под данными захоронениями не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен.

По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 09 ноября 2020 года №75474/18, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах на земельные участки: с кадастровым номером , расположенным по адресу: Россия, Республика Крым, г. Керчь, кладбище в пос. Опасное, за Муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым, собственность муниципального образования, дата регистрации 26 сентября 2019 года; с кадастровым номером , расположенным по адресу: Россия, Республика Крым, г. Керчь, Аршинцевское кладбище, район Феодосийского шоссе, за Муниципальным образованием городской округ Керчь Республики Крым, собственность муниципального образования, дата регистрации 26 декабря 2019 года.

Таким образом, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером , на котором расположено Арщинцевское кладбище, административный ответчик имеет возможность проводить мероприятия по инвентаризации кладбищ в границах, зарегистрированных в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Возложение на Администрацию города Керчи Республики Крым, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, оспариваемым судебным актом обязанности по установлению порядка проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых) основано на положениях пункта 5 части 2 статьи 14 Закона Республики Крым от 30 декабря 2015 года №200-ЗРК/2015 «О погребении и похоронном деле в Республике Крым» и пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С учетом изложенного в совокупности доводы апелляционной жалобы Администрации города Керчи Республики Крым не свидетельствуют о незаконности принятого судебного решения.

Относительно доводов апелляционной представления прокурора о незаконности решения суда первой инстанции необходимо отметить следующее.

Указывая на бездействие административного ответчика в части непринятия мер по содержанию кладбищ, прокурором в административном исковом заявлении указано на нарушение положений СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 (далее - СанПиН 2.1.2882-11) и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правили нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Пунктом 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правили нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации.

Пунктом 2.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года N 222 (ред. от 21.12.2018) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

В соответствии с пунктом 3 вышеназванных Правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.

Согласно данным, предоставленным Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю от 11 ноября 2020 года №82-00-02/07-19073-2020, на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым санитарно-защитные зоны для кладбищ, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами (Республика Крым, г. Керчь, Аршинцевское кладбище, район Феодосийского шоссе) и (Республика Крым, г. Керчь, кладбище в пос. Опасное) Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю, в соответствии с действующим законодательством, не устанавливались. Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны не принимались.

Таким образом, федеральным законодательством на органы местного самоуправления не возложена обязанность по установлению санитарно-защитных зон, в связи с чем, в указанной части требования прокурора являются необоснованными.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11, которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Пунктом 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Указанные в административном исковом заявлении положения пунктов 2.7, 2.9 СанПиН 2.1.2882-11 находятся в разделе II, который устанавливает гигиенические требования к размещению кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения.

Таким образом, указанные пункты не распространяют свое действие на кладбища с исторически сложившимися территориями. Административным истцом не заявлены исковые требования о нарушении органом местного самоуправления требований к эксплуатации кладбищ, установленных разделом III СанПиН 2.1.2882-11.

В соответствии с пунктом 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.

Административным истцом не заявлены требования о бездействии органа местного самоуправления в части обеспечения кладбищ водоснабжением, доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц отсутствием водоснабжения в материалах дела не имеется.

В соответствии с положениями части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска принято с учетом обстоятельств дела, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления прокурора не усматривается.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 29 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Керчи Рыбачук Ю.Н. и апелляционное представление исполняющего обязанности заместителя прокурора города Керчи Ковалева В.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: З.И. Курапова

Судья: Е.Г. Павловский