ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1057/20 от 07.09.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1057/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сиротиной Е.С.,

судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.

при секретаре судебного заседания Козловской Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-312/2020 (УИД № 61OS0000-01-2020-000344-56) по апелляционной жалобе Бессонова Евгения Ивановича на решение Ростовского областного суда от 24 августа 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления Бессонова Евгения Ивановича об оспаривании отдельных положений постановлений Избирательной комиссии Ростовской области от 30 июля 2020 г. № 114-3 «О внесении изменения в постановление Избирательной комиссии Ростовской области от 11.06.2020 № 103-3» и от 6 августа 2020 г. № 116-3 «О применении дополнительных форм организации голосования избирателей при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».

Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца Куцаевой И.М., представителя административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области Макушенко А.Н., заключение прокурора Екимцова М.Н., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 10 июня 2020 г. № 769, официально опубликованным 11 июня 2020 г., выборы Губернатора Ростовской области назначены на 13 сентября 2020 г.

11 июня 2020 г. Избирательной комиссией Ростовской области принято постановление № 103-3 «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов Губернатора Ростовской области, назначенных на 13 сентября 2020 года».

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 30 июля 2020 г. № 114-3 в связи с принятием постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК России) от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» и № 260/1918-7 «О внесении изменения в Порядок подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации» в утвержденный постановлением № 103-3 Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов Губернатора Ростовской области, назначенных на 13 сентября 2020 г. (далее - Календарный план) внесены изменения, в том числе, пунктами 30 - 35 Календарного плана предусмотрены подача избирателем заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения в день голосования: в любую территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) Ростовской области - с 29 июля 2020 г. по 8 сентября 2020 г.; в любую участковую избирательную комиссию (далее - УИК) Ростовской области - с 2 сентября 2020 г. по 8 сентября 2020 г.; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - с 29 июля 2020 г. по 8 сентября 2020 г.; в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» - с 29 июля 2020 г. по 8 сентября 2020 г.; подача заявления о включении в список избирателей на избирательном участке, образованном в больнице или месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в УИК, сформированную на том же участке, - с 2 по 8 сентября 2020 г.; обращение о предоставлении возможности подать заявление вне пункта подачи заявления в ТИК либо УИК устно или письменно (в том числе при содействии социального работника или иных лиц) избирателя, который не может по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно подать указанное заявление в любую ТИК - с 29 июля 2020 г. по 8 сентября 2020 г., в любую УИК - с 2 по 8 сентября 2020 г.

Пункт 141 Календарного плана предусматривает проведение досрочного голосования в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 г., утвержденным постановлением ЦИК от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 (далее также - Порядок досрочного голосования), в течение двух дней, предшествующих дню голосования - 11 и 12 сентября 2020 г. с 8 до 20 часов по местному времени.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 6 августа 2020 г. № 116-3 в соответствии с постановлением ЦИК от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года» утверждено применение 11 и 12 сентября 2020 г. в 8 до 20 часов следующих дополнительных форм организации голосования избирателей при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 г.: досрочное голосование в помещении для голосования и досрочное голосование вне помещения для голосования. Территориальным избирательным комиссиям поручено информировать избирателей о порядке и сроках проведения дополнительных форм организации голосования, о номерах телефонов и адресах соответствующих избирательных комиссий.

ФИО1, выдвинутый РОСТОВСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрированный постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 3 августа 2020 г. № 115-1 кандидатом на должность Губернатора Ростовской области, обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными и отмене постановления Избирательной комиссии Ростовской области от 30 июля 2020 г. № 114-3 «О внесении изменения в постановление Избирательной комиссии Ростовской области от 11.06.2020 № 103-3» в части пунктов 30-35, 141 Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов Губернатора Ростовской области, назначенных на 13 сентября 2020 г. и постановления Избирательной комиссии Ростовской области от 6 августа 2020 г. № 116-3 «О применении дополнительных форм организации голосования избирателей при проведении выборов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».

В обоснование заявленных требований истцом указано на принятие оспариваемых постановлений Избирательной комиссией Ростовской области после начала избирательной кампании, а также на то, что действовавшее на момент назначения выборов Губернатора Ростовской области законодательство не предусматривало возможность голосования избирателей на выборах с применением дополнительных форм организации голосования избирателей в течение нескольких дней, что нарушает предусмотренный пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принцип неизменности нормативной правовой базы назначенных выборов и ведет к неравенству участников избирательного процесса.

В судебном заседании представитель административного истца Куцаева И.М. поддержала уточненные исковые требования.

Прокурор Емелина Е.А., представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области Макушенко А.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления.

Решением Ростовского областного суда от 24 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Бессонов Е.И. приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления, просит решение суда отменить как постановленное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Участвующим в деле прокурором и Избирательной комиссией Ростовской области представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Куцаева И.М. поддержала апелляционную жалобу в полном объеме.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области Макушенко А.Н., прокурор Екимцов М.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность судебного акта.

Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение представителя административного истца Куцаевой И.М., административного ответчика Избирательной комиссии Ростовской области Макушенко А.Н., и заключение прокурора Екимцова М.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что объективных доказательств допущенных нарушений избирательного законодательства по делу не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемые постановления приняты с соблюдением порядка и в пределах полномочий, закрепленных в пунктах 3, 6, 8 статьи 20, пункте 10 статьи 23, статье 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункте 7 статьи 4, статьях 7, 10, 20, 23 закона Ростовской области от 15 марта 2004 г. № 95-ЗС «Об избирательной комиссии Ростовской области» и Регламенте избирательной комиссии Ростовской области, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 28 сентября 2017 г. № 9-15. Оспариваемые постановления официально опубликованы на официальном сайте Избирательной комиссии Ростовской области.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Федеральным законом от 23 мая 2020 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 154-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон № 67-ФЗ.

Статья 65 Федерального закона № 67-ФЗ дополнена пунктом 16, которым предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Статья 66 Федерального закона № 67-ФЗ дополнена пунктом 18, в соответствии с которым в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые, установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ, в редакции Федерального закона № 154-ФЗ, голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 18 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 154-ФЗ вышеуказанные правовые нормы вступили в силу со дня официального опубликования 23 мая 2020 г. и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления данного закона в законную силу.

Аналогичные правовые нормы содержатся в Областном законе Ростовской области от 12 мая 2016 г. № 525- ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» (далее – Областной закон № 525-ЗС), в редакции Областного закона Ростовской области от 10 июня 2020 г. № 325-3C «О внесении изменений в Областной закон «О выборах и референдумах в Ростовской области», официально опубликованного 10 июня 2020 г. на официальном портале правовой информации Ростовской области и официальном интернет-портале правовой информации.

Частью 15 статьи 58 Областного закона № 525-ЗС предусмотрено, что в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах и референдумах может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Согласно части 20 статьи 59 Областного закона № 525-ЗС в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, в том числе на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах), может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административного истца о нарушении оспариваемыми актами требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 154-ФЗ правовые нормы, предусмотренные пунктом 16 статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ о возможности проведения досрочного голосования избирателей в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, и пунктом 18 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ о возможности проведения голосования избирателей вне помещения для голосования в порядке и сроки, которые, установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в том числе досрочно, но не ранее чем за семь дней до дня голосования, вступили в силу со дня официального опубликования Федерального закона № 154-ФЗ - 23 мая 2020 г. и применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления данного закона в законную силу.

Часть 15 статьи 58 и часть 20 статьи 59 Областного закона № 525-ЗС, предусматривающие возможность проведения досрочного голосования, в том числе вне помещений для голосования, в порядке и сроки, которые установлены ЦИК России, действуют с 10 июня 2020 г., то есть также введены в действие до даты официального опубликования постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 10 июня 2020 г. № 769 о назначении выборов Губернатора Ростовской области – 11 июня 2020 г.

Утвержденный постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 Порядок досрочного голосования разработан в целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме на основании абзаца второго пункта 1 и пункта 16 статьи 65, пункта 18 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частей 2 и 13 статьи 82, части 18 статьи 83 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и устанавливает порядок применения дополнительных форм организации голосования избирателей, участников референдума, а также порядок и сроки такого голосования при проведении выборов и референдумов 13 сентября 2020 г.

Пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования предусмотрены следующие дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в помещении для голосования; досрочное голосование вне помещения для голосования (досрочное голосование на дому); досрочное голосование на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах); досрочное голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.

Согласно пункту 1.3 Порядка досрочного голосования досрочное голосование в соответствии с предусмотренными пунктом 1.2 Порядка досрочного голосования формами организации голосования проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 8 до 20 часов по местному времени).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка досрочного голосования формы организации голосования, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1.2 Порядка, применяются, в том числе при проведении выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), 13 сентября 2020 г., а также на выборах, совмещенных с вышеуказанными.

Установленные оспариваемыми постановлениями сроки соответствуют пунктам 2.1 и 2.5 Порядка подачи заявлений, утвержденного постановлением ЦИК России от 6 июня 2018 г. № 161/1316-7 (в редакции постановления ЦИК России от 24 июля 2020 г. № 260/1918-7).

В соответствии с пунктами 1, 13 статьи 21 Федерального закона № 67-ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, и в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

В силу пункта 10 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Календарный план в оспариваемой части определяет мероприятия и сроки их проведения, предусмотренные законодательством и решениями вышестоящей избирательной комиссии применительно к конкретной избирательной кампании.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.5 Методических рекомендаций по разработке календарных планов мероприятий по подготовке и проведению выборов в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 2 апреля 2014 г. № 224/1444-6, календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов разрабатывается в целях обеспечения единообразного применения кандидатами, избирательными объединениями, избирателями, избирательными комиссиями, органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также иными организациями законодательства, регулирующего проведение соответствующих выборов, в первую очередь в части сроков выполнения избирательных действий и утверждается организующей выборы избирательной комиссией в возможно короткий срок после официального опубликования в средствах массовой информации решения о назначении выборов.

В силу пункта 2.2. указанных Методических рекомендаций календарный план разрабатывается для каждой отдельно взятой избирательной кампании. В него включаются наиболее важные мероприятия, сроки проведения которых прямо определены как Федеральным законом, так и законом, регламентирующим проведение соответствующих выборов. В календарный план также могут включаться мероприятия, предусмотренные нормативными документами избирательных комиссий, например, документами, определяющими порядок составления и уточнения списков избирателей, инструкциями по вопросам использования технических средств подсчета голосов и комплексов для электронного голосования.

Постановление Избирательной комиссии Ростовской области от 30 июля 2020 г. № 114-3 и постановление Избирательной комиссии Ростовской области от 6 августа 2020 г. № 116-3 приняты в полном соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 260/1916-7 «О порядке досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года».

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предусмотренных пунктом 11 статьи 20 Федерального закона № 67–ФЗ и частью 1 статьи 244 КАС РФ нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемых решений административным ответчиком не допущено, оснований для признания данных решений противоречащими закону либо принятыми с превышением установленной компетенции и отмены не имеется.

Вопреки доводам административного истца положения статьи 63.1 Федерального закона № 67-ФЗ, в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд при принятии Избирательной комиссией Ростовской области оспариваемых постановлений не применялись.

Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные выше положения федерального и регионального законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.

Вопреки доводам административного истца принцип равенства кандидатов оспариваемыми актами не нарушен.

Доводы представителя административного истца Куцаевой И.М. в судебном заседании апелляционной инстанции о давлении со стороны суда первой инстанции, выразившемся в предложении уточнения исковых требований, опровергнуты материалами административного дела о наличии полномочий на изменение предмета и основания иска и пояснением Куцаевой И.М. о собственноручном написании заявлений об уточнении заявленных требований.

Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами избирательного законодательства, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия признает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.

Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ростовского областного суда от 24 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бессонова Евгения Ивановича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 сентября 2020 г.

Председательствующий

Судьи