ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1127/20 от 05.11.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1127/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Сиротиной Е.С. и Солдатовой С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-51/2020 (УИД № 91OS0000-01-2020-000099-41) по апелляционному представлению заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. на решение Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2020 г. об отказе в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым») и Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым».

Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца прокурора Калиниченко А.В., представителя административного ответчика Государственною Совета Республики Крым Бубнова М.Е., представителей заинтересованного лица Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Левикова А.В. и Фошка К.Д., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Закон Республики Крым № 260-ЗРК/2016 «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» принят 22 июня 2016 г. Государственным Советом Республики Крым, подписан Главой Республики Крым Аксеновым С. 28 июня 2016 г., опубликован в официальном печатном издании Государственного Совета Республики Крым газете «Крымские известия» от 1 июля 2016 г. № 116 (6025), а также 5 июля 2016 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Законом Республики Крым № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым», принятым 26 февраля 2020 г. Государственным Советом Республики Крым, подписанным Главой Республики Крым Аксеновым С. 2 марта 2020 г., опубликованным 4 марта 2020 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в газете «Крымские известия» (№41 от 6 марта 2929 г.), в Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» внесены изменения.

Частью 1 статьи 8 «Регулирование численности животных» Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020) (далее – Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016) предусмотрено, что порядок и методы, применяемые при регулировании численности животных, определяются уполномоченным в сфере ветеринарии исполнительным органом государственной власти Республики Крым в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 при регулировании численности животных организация, проводящая указанные работы, обязана осуществлять мониторинг численности объекта регулирования.

В силу части 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных, проявляющих агрессию по отношению к человеку.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 отлов безнадзорных животных исключительно в целях их умерщвления запрещен, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Закона.

Частью 8 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 установлено, что отлов безнадзорных животных исключительно в целях их умерщвления запрещен, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Закона».

Согласно части 9 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 к участию в выполнении работ по отлову безнадзорных животных не допускаются лица, привлекавшиеся к ответственности за жестокое обращение с животными или умышленное причинение вреда здоровью человека.

В силу абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 запрещается сопровождение потенциально опасных собак лицами, не достигшими 14-летнего возраста, лицами, не способными в силу возраста и физического развития контролировать действия таких собак, лицами, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, а также лицами, признанными недееспособными. В общественных местах, общественном транспорте собаки должны находиться в наморднике (за исключением собак до 35 см в холке), ошейнике и на поводке. При этом собаки, включенные в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации, должны находиться в общественных местах в наморднике, ошейнике и на поводке, обеспечивающих полную безопасность окружающих.

В силу частей 1, 2, 3, 4 статьи 13 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 умерщвление (усыпление, эвтаназия) животных или передача для умерщвления (усыпления, эвтаназии) другим лицам допускается в случаях: 1) нежизнеспособности животного, если его страдания нельзя прекратить иным способом; 2) когда животное представляет общественную опасность; 3) направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразной болезни безнадзорных животных; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Умерщвление (усыпление, эвтаназия) животных в соответствии с пунктом 1 данной части может проводиться только ветеринарным специалистом при наличии ветеринарного заключения с письменного согласия собственника (владельца) животного. При умерщвлении (усыплении, эвтаназии) животного обязательно предварительное отключение его сознания. Умерщвление (усыпление, эвтаназия) осуществляется юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в порядке, установленном федеральным законодательством. До проведения процедуры умерщвлении (усыплении, эвтаназии) животное должно содержаться в условиях, которые удовлетворяют его природную потребность в еде, воде, сне, до самого момента умерщвления (усыпления, эвтаназии).

Статьей 2 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» (далее - Закон Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020) предусмотрено вступление в силу абзацев 13 и 14 пункта 8 и пункта 13 статьи 1 данного Закона с 1 января 2022 г.

Согласно абзацам 13 и 14 пункта 8 статьи 1 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 часть 8 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» признается утратившей силу; в части 9 слова «безнадзорных животных» заменяются словами «животных без владельцев».

В силу пункта 13 статьи 1 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 статья 13 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» признается утратившей силу.

Заместитель прокурора Республики Крым Булгаков С.В. обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующими:

наименования статьи 8 и частей 1 и 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части использования понятия «регулирование численности животных» и проведения мониторинга численности объекта регулирования;

части 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в той мере, в которой не допускается отлов стерилизованных животных, имеющих неснимаемые или несмываемые метки, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных;

части 8 статьи 8, частей 1, 2, 3, 4 статьи 13 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части возможного отлова животных без владельцев с целью их умерщвления, регулирования численности животных путем их умерщвления в случаях, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразной болезни безнадзорных животных, общественной опасности животного и в части умерщвления (усыплении, эвтаназии) животного с предварительным отключением его сознания;

части 9 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части использования понятия «безнадзорное животное» и в части недопущения к участию в выполнении работ по отлову безнадзорных животных лиц, привлеченных к ответственности за жестокое обращение с животными или умышленное причинение вреда здоровью человека;

абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части установления запрета сопровождения потенциально опасных собак лицами, не достигшими 14-летнего возраста, лицами, не способными в силу возраста и физического развития контролировать действия таких собак, лицами, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, лицами, признанными недееспособными, а также в той мере, в которой предусмотрено нахождение собак в общественных местах, общественном транспорте в наморднике (за исключением собак до 35 см в холке), ошейнике и на поводке и нахождения собак, включенных в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации, в наморднике, ошейнике и на поводке, обеспечивающих полную безопасность окружающих;

статьи 2 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» в части вступления в силу с 1 января 2022 г. абзацев 13 и 14 пункта 8 и пункта 13 статьи 1 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым».

В обоснование заявленных требований административным истцом указано на несоответствие нормативных правовых актов в оспариваемой части имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам – Федеральному закону от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ).

В судебном заседании прокурор Алескеров Д.А. поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Государственного Совета Республики Крым Бубнов М.Е., представители заинтересованного лица Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Левиков А.В. и Фошка К.Д. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Республики Крым Булгаков С.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, приводит доводы о противоречии оспариваемых правовых норм нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, просит об отмене решения суда и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

На апелляционное представление прокурора Государственным Советом Республики Крым и Государственным комитетом ветеринарии Республики Крым представлены возражения о необоснованности доводов прокурора и законности решения суда.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Калиниченко А.В. поддержал апелляционное представление в полном объеме.

Представитель административного ответчика Государственного Совета Республики Крым Бубнов М.Е., представители заинтересованного лица Государственного комитета ветеринарии Республики Крым Левиков А.В. и Фошка К.Д. возражали против удовлетворения апелляционного представления прокурора, ссылаясь на законность судебного акта.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы апелляционного представления, возражений и дополнений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 3 статьи 310 КАС РФ ввиду неправильного истолкования закона.

Оказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые акты не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

С указанным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими являются ошибочными.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и пункта 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ деятельность по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ решение вопросов осуществления полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии со статьями 69, 75 Конституции Республики Крым, принятой Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г., статьями 3, 8 Закона Республики Крым от 15 мая 2014 г. № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым» Государственным Советом Республики Крым приняты оспариваемые законы.

Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие и по этим основаниям не оспариваются.

Проверяя соответствие содержания нормативных правовых актов в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания нормативных правовых актов в оспариваемой части недействующими.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции не соглашается.

Правовое регулирование по предметам совместного ведения не может быть произвольным, должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, в пределах предоставленных полномочий и не нарушать принципа разделения вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ).

Обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной данным Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ введено понятие животного без владельца – это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ установлены нравственные принципы и принципы гуманности обращения с животными: отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания; ответственность человека за судьбу животного; воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным; научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными; иные полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 13 статьи 16 и части 7 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельца, а также порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 г. № 1504 «Об утверждении методических указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» установлены указания по организации деятельности приютов для животных и нормы содержания животных в них, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают правила организации деятельности приютов и установления норм содержания животных в них, в которых должны быть соблюдены установленные статьями 9, 16 и 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ требования к осуществлению деятельности по обращению с животными.

Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1180 методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, который должен содержать положения, направленные на соблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными, которые не имеют владельцев, а также с животными, владельцы которых неизвестны (далее - животные без владельцев), установленных статьями 17 и 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными включают в себя установление порядка организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 г. № 780 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Крым.

В силу статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям данного Федерального закона.

Статьей 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ предусмотрены требования к организации приютов для животных в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались.

Согласно части 7 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также следующие дополнительные требования: проводить осмотр и осуществлять мероприятия по обязательному карантинированию в течение десяти дней поступивших в приюты для животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, вакцинацию таких животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных; осуществлять учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; осуществлять стерилизацию поступивших в приюты для животных животных без владельцев; содержать поступивших в приюты для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние места их обитания или передачи таких животных новым владельцам; возвращать владельцам животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах; обеспечивать владельцу потерявшегося животного или уполномоченному владельцем такого животного лицу возможность поиска животного путем осмотра содержащихся в приютах для животных животных без владельцев; размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о находящихся в приютах для животных животных без владельцев и животных, от права собственности на которых владельцы отказались; вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты для животных и выбытия животных из приютов для животных.

В силу пункта 11 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и соответствующая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.

Статьей 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ предусмотрена организация конкретных мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 данного Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Согласно части 2 указанной статьи при отлове животных без владельцев должны соблюдаться следующие требования: стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека; животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам; применять вещества, лекарственные средства, способы, технические приспособления, приводящие к увечьям, травмам или гибели животных, не допускается; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно представлять по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии этой видеозаписи; индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны представлять сведения об объеме выполненных работ в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым») регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также обеспечения безопасности граждан при обращении с животными, укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности при обращении с животными в Республике Крым (статья 1 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016).

Федеральный законодатель предусмотрел решение субъектом Российской Федерации вопросов организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев путем отлова и помещения таких животных в приют, что исключает иное правовое регулирование правоотношений в данной сфере на региональном уровне, в том числе предусматривающее возможность умерщвления животного, не помещенного в приют и не прошедшего учет.

Суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что умерщвление (усыпление, эвтаназия) животного осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ.

Положения части 8 статьи 8, частей 1 - 4 статьи 13 Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в нарушение требований пункта 2 статьи 3, части 3 статьи 17, части 11 статьи 16, части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ предусматривают возможность отлова безнадзорных животных в целях умерщвления без соблюдения процедуры помещения животного в приют, документального учета этого животного, опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о животном в соответствии с частями 9 и 10 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ.

Умерщвление животного без владельца, не помещенного в приют, противоречит требованиям Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ, не предполагает защиту животных, укрепление нравственности, соблюдение принципов гуманности, обеспечение безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными и нарушает принцип ответственности человека за судьбу животного, поскольку позволяет регулировать численность животных, бесконтрольно осуществляя умерщвление животных без владельцев.

Установленные статьей 230 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы, регулирующие обязанность лица, задержавшего безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, возвратить их собственнику или заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника, а также порядок содержания таких животных лицом, задержавшим их, не свидетельствуют об отсутствии обязанности административного ответчика после принятия федерального закона привести нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Не основаны на нормах права выводы суда о том, что оспариваемые положения части 8 статьи 8, частей 1 - 4 статьи 13 Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 согласуются с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 3.2.3215-14, утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22 августа 2014 г. № 50, Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54, которыми установлены основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний бешенством среди населения Российской Федерации, а также мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей, регулирование численности безнадзорных животных, которое проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

Сфера регулирования Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 тождественна сфере регулирования Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ, который является специальным законом, непосредственно регулирующим правоотношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Положения иных федеральных законов, в том числе Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых ранее Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ, подлежат применению в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ.

В нарушение требований части 11 статьи 16 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 предусматривает умерщвление животных в случае, если они представляют общественную опасность, а также при предотвращении распространения и ликвидации очагов заразной болезни безнадзорных животных.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ не содержит понятий «регулирование численности животных» и «проведения мониторинга численности объекта регулирования». Регулирование численности животных не относится к правоотношениям, регламентированным данным законом, поскольку сферой применения Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ являются отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Положения части 1 статьи 8 Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016, согласно которой порядок и методы, применяемые при регулировании численности животных, определяются уполномоченным в сфере ветеринарии исполнительным органом государственной власти Республики Крым в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Методическими указаниями противоречат как Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ, так и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2019 г. № 1504 «Методическим указаниям по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них» и утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2019 г. № 1180 «Методическим указаниям по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев», не предусматривающими данные правоотношения.

Предусмотренные частью 9 статьи 8, абзацем 2 части 1 и часть 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. ограничения в части дополнительных требований к лицам, привлекаемым к участию в выполнении работ по отлову безнадзорных животных; к лицам, осуществляющим сопровождение потенциально опасных собак; а также к нахождению собак вне разрешенных для свободного выгула территориях, не соответствуют установленным Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ ограничениям.

Вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица оспариваемые нормы направлены не на расширение и конкретизацию положений федерального законодательства, а на установление дополнительных ограничений и обязанностей для граждан.

Доводы Государственного Совета Республики Крым и Государственного комитета ветеринарии Республики Крым о необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Крым и своевременного выполнения противоэпидемических (профилактических) мероприятий не опровергают доводов административного истца о несоответствии оспариваемых актов Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ.

Приоритет жизни и здоровья человека в жизни общества и деятельности государства не предполагает возможности несоответствия отдельных положений правового акта субъекта Российской Федерации требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Закон Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» и Закон Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» в оспариваемой части не соответствуют Федеральному закону, как в части, касающейся сферы правового регулирования и содержания, так и в части используемой терминологии.

Основные понятия в сфере ответственного обращения с животными определены Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ и не могут использоваться в законе субъекта Российской Федерации в ином значении.

Судебная коллегия полагает, что применительно к действующему законодательству оспариваемые акты не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, допускают неоднозначное толкование содержания, носят неопределенный характер.

Исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и о наличии предусмотренных законом оснований для признания недействующими:

наименования статьи 8 и частей 1 и 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части использования понятия «регулирование численности животных» и проведения мониторинга численности объекта регулирования;

части 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в той мере, в которой не допускается отлов стерилизованных животных, имеющих неснимаемые или несмываемые метки, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных;

части 8 статьи 8, частей 1, 2, 3, 4 статьи 13 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части возможного отлова животных без владельцев с целью их умерщвления, регулирования численности животных путем их умерщвления в случаях, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразной болезни безнадзорных животных, общественной опасности животного и в части умерщвления (усыплении, эвтаназии) животного с предварительным отключением его сознания;

части 9 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части использования понятия «безнадзорное животное» и в части недопущения к участию в выполнении работ по отлову безнадзорных животных лиц, привлеченных к ответственности за жестокое обращение с животными или умышленное причинение вреда здоровью человека;

абзаца 2 части 1 и части 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 в части установления запрета сопровождения потенциально опасных собак лицами, не достигшими 14-летнего возраста, лицами, не способными в силу возраста и физического развития контролировать действия таких собак, лицами, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, лицами, признанными недееспособными, а также в той мере, в которой предусмотрено нахождение собак в общественных местах, общественном транспорте в наморднике (за исключением собак до 35 см в холке), ошейнике и на поводке и нахождения собак, включенных в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации, в наморднике, ошейнике и на поводке, обеспечивающих полную безопасность окружающих;

статьи 2 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» в части вступления в силу с 1 января 2022 г. абзацев 13 и 14 пункта 8 и пункта 13 статьи 1 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым».

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, принимая во внимание, что поскольку оспариваемые в части нормативные акты применялись и реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», судебная коллегия полагает, что оспариваемые нормативные акты подлежат признанию недействующими в оспариваемой части с даты принятия настоящего определения.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 13 июля 2020 г. отменить, принять новое решение, которым административные исковые требования заместителя прокурора Республики Крым Булгакова С.В. удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

наименование статьи 8 и части 1 и 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым») в части использования понятия «регулирование численности животных» и проведения мониторинга численности объекта регулирования;

часть 7 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020) в той мере, в которой не допускается отлов стерилизованных животных, имеющих неснимаемые или несмываемые метки, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных;

часть 8 статьи 8, части 1, 2, 3, 4 статьи 13 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020) в части возможного отлова животных без владельцев с целью их умерщвления, регулирования численности животных путем их умерщвления в случаях, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразной болезни безнадзорных животных, общественной опасности животного и в части умерщвления (усыплении, эвтаназии) животного с предварительным отключением его сознания;

часть 9 статьи 8 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020) в части использования понятия «безнадзорное животное» и в части недопущения к участию в выполнении работ по отлову безнадзорных животных лиц, привлеченных к ответственности за жестокое обращение с животными или умышленное причинение вреда здоровью человека;

абзац 2 части 1 и часть 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 г. № 260-ЗРК/2016 «Об ответственном обращении с животными в Республике Крым» (в редакции Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020) в части установления запрета сопровождения потенциально опасных собак лицами, не достигшими 14-летнего возраста, лицами, не способными в силу возраста и физического развития контролировать действия таких собак, лицами, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, лицами, признанными недееспособными, а также в той мере, в которой предусмотрено нахождение собак в общественных местах, общественном транспорте в наморднике (за исключением собак до 35 см в холке), ошейнике и на поводке и нахождения собак, включенных в перечень потенциально опасных собак, утвержденный Правительством Российской Федерации, в наморднике, ошейнике и на поводке, обеспечивающих полную безопасность окружающих;

статью 2 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым» в части вступления в силу с 1 января 2022 г. абзацев 13 и 14 пункта 8 и пункта 13 статьи 1 Закона Республики Крым от 2 марта 2020 г. № 50-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «О содержании и защите от жестокого обращения домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Республике Крым».

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Государственного Совета Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи