№ 66а-3257/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 23 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В.
судей Кудряшова В.К., Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1895/2020 по административному исковому заявлению Мартыненко Дмитрия Романовича и Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве о признании недействующим в части Положения о порядке рассмотрения в Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведения проверки достоверности и полноты указанных сведений, предоставленных лицами, замещающими муниципальные должности в городе Москве, должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, утвержденного приказом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы от 4 мая 2018 года № 133-к, по апелляционной жалобе Мартыненко Дмитрия Романовича и Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве на решение Московского городского суда от 17 января 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия по административным делам
установила:
Мартыненко Д.Р. и Совет депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы и с учетом уточнения административного иска просили признать недействующим с момента утверждения пункт 12 Положения о порядке рассмотрения в Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведения проверки достоверности и полноты указанных сведений, предоставленных лицами, замещающими муниципальные должности в городе Москве, должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, утвержденного приказом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы от 4 мая 2018 года № 133-к, в части слов «от главы внутригородского муниципального образования в городе Москве или лица, временно исполняющего его полномочия», «главе внутригородского муниципального образования в городе Москве или лицу, временно исполняющему его полномочия», в объеме согласно запросу, но не превышающем объем, установленный Приказом».
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах и имуществе лиц, замещающих муниципальные должности, должны предоставляться указанными лицами Мэру города Москвы, в тоже время в соответствии с пунктом 4.3 той же статьи эти сведения должным размещаться на официальных сайтах органов муниципального самоуправления в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Из приведенных выше положений следует, что порядок получения необходимых для публикации сведений и их объем должен определяться муниципальными правовыми актами.
Решением Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве от 29 марта 2018 года № 29-02 утвержден Порядок размещения указанных выше сведений и их предоставления средствам массовой информации для опубликования, предусматривающий, что названные сведения запрашиваются, получаются, размещаются и предоставляются администрацией муниципального округа Щукино в городе Москве. Вышеназванным муниципальным актом установлен объем данных сведений отличный от установленного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 года № 530н.
Таким образом, оспариваемый в части нормативно-правовой акт принят Департаментом с нарушением компетенции.
Решением Московского городского суда от 17 января 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Мартыненко Д.Р. и Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, указывая на неправильное применение норм материального права, ссылаясь на то, что постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2014 года № 79-ПП не предусмотрено никаких полномочий административного ответчика по осуществлению правового регулирования в сфере публикации (размещения, представления СМИ) соответствующих сведений, представленных лицами, замещающими муниципальные должности. Получение органами местного самоуправления сведений от Мэра Москвы является элементом порядка публикации этих сведений. Оспариваемыми нормами регулируется процесс передачи сведений именно в целях размещения указанных сведений на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет и предоставления для опубликования средствам массовой информации. Следовательно, в самой оспоренной норме имеется указание на то, что эта норма является элементом порядка публикации указанных сведений, поскольку регулирует исключительно отношения, направленные на публикацию соответствующих сведений.
Объем публикуемых сведений определяется органами местного самоуправления.
Законом не определено должностное лицо местного самоуправления, уполномоченное на взаимодействие с органами государственной власти по вопросу получения вышеуказанных сведений. Глава муниципального образования и глава местной администрации являются разными должностными лицами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления праве определять уполномоченных должностных лиц на получение вышеуказанных сведений и определять объем, в котором они публикуются. Оспоренные нормы препятствуют органам местного самоуправления реализовать свои права.
На апелляционную жалобу представлены возражения прокуратурой города Москвы, где указано о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Мартыненко Д.Р., действующий за себя и по доверенности в качестве представителя Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, административное исковое заявление удовлетворить.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылева О.А. в заключении полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме.
На основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. (далее – Закон о противодействии коррупции).
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2 статьи 40 Закона о местном самоуправлении).
Согласно части 7.4 статьи 40 Закона о местном самоуправлении сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Совет депутатов муниципального округа Щукино в г. Москве решением от 29 марта 2018 года № 29-02 утвердил Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальном округе Щукино в городе Москве, членов их семей на официальном сайте муниципального округа и представления этих сведений средствам массовой информации для публикации.
Согласно части 6 статьи 8 Закона о противодействии коррупции сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 данной статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции», установлен перечень сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), замещающих должности, замещение которых влечет за собой размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, подлежащих размещению на официальных сайтах.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Во исполнение подпункта «а» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденные приказом Минтруда России от 7 октября 2013 года № 530н.
Согласно части 1 статьи 8.2 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 года № 64 «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве» если иное не предусмотрено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, граждане, претендующие на замещение указанных должностей, представляют Мэру Москвы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах и расходах) по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в порядке, установленном Мэром Москвы.
На основании пункта 2 Порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности в городе Москве, должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведения проверки достоверности и полноты указанных сведений и внесении изменений в правовые акты города Москвы, утвержденного Указом Мэра Москвы от 02 марта 2018 № 10-УМ, если иное не предусмотрено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, должность главы администрации по контракту, граждане, претендующие на замещение указанных должностей, представляют сведения о своих доходах и расходах, сведения о доходах и расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы (далее - Департамент) в сроки, установленные частью 2 статьи 8.2 Закона города Москвы от 17 декабря 2014 года № 64 «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве».
В соответствии с пунктом 4.13.14 Положения о Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 года № 840-ПП, Департамент участвует в пределах своей компетенции в обеспечении размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности города Москвы, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, и государственных гражданских служащих города Москвы, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальных сайтах Правительства Москвы и органов исполнительной власти города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в обеспечении предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Приказом Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы от 4 мая 2018 года № 133-к утверждено Положение о порядке рассмотрения в Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проведения проверки достоверности и полноты указанных сведений, предоставленных лицами, замещающими муниципальные должности в городе Москве, должность главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве по контракту, гражданами, претендующими на замещение указанных должностей (далее - Положение).
Положение опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Согласно пункту 12 Положения (в редакции от 29 августа 2019 года) в случае поступления в Департамент письменного запроса от главы внутригородского муниципального образования в городе Москве или лица, временно исполняющего его полномочия, о предоставлении сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности или должность главы администрации по контракту в данном внутригородском муниципальном образовании в городе Москве, а также сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в целях размещения указанных сведений на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и предоставления для опубликования средствам массовой информации Департамент в течение 10 рабочих дней со дня регистрации такого запроса направляет указанные сведения главе внутригородского муниципального образования в городе Москве или лицу, временно исполняющему его полномочия, по форме, установленной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 года № 530н «О требованиях к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, и требованиях к должностям, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее - Приказ), и в объеме согласно запросу, но не превышающем объем, установленный Приказом.
Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о принятии Департаментом оспариваемого Положения в пределах полномочий, с соблюдением требований к форме правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Мартыненко Д.Р. и Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве, суд исходил из того, что из содержания пункта 12 Положения не следует, что его действие распространяется на порядок публикации сведений о доходах и имуществе лиц, замещающих муниципальные должности, поскольку он регулирует только вопросы взаимодействия Департамента с органами местного самоуправления по вопросу предоставления сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве, и не регулирует вопросы размещения этих сведений и их предоставления для опубликования средствам массовой информации.
При этом судом сделан правильный вывод о том, что пункт 4.3 статьи 12.1 Закона о противодействии коррупции наделяет органы местного самоуправления полномочиями по регулированию порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления, и не устанавливает порядок получения таких сведений для размещения в сети «Интернет» и предоставления средствам массовой информации.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции выяснил все юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им соответствующую правовую оценку в обжалуемом судебном акте.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормы препятствуют органам местного самоуправления реализовать свои права на получение сведений и определение объема, который подлежит публикации, нельзя признать обоснованным, поскольку оспариваемое Положение не ограничивает компетенцию органа местного самоуправления по определению объема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, подлежащих размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставлению средствам массовой информации.
Не является основанием к отмене решения суда довод жалобы о том, что законом не определено должностное лицо местного самоуправления, уполномоченное на взаимодействие с органами государственной власти по вопросу получения сведений, поскольку данный вопрос урегулирован в Законе г. Москвы от 06 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Так, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 14 вышеназванного Закона глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования. В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона г. Москвы от 06 ноября 2002 № 56 главой администрация в соответствии с уставом муниципального образования может быть лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, на срок полномочий представительного органа, принявшего решение о назначении на должность, но не менее чем на два года, либо глава муниципального образования.
Таким образом, оспариваемое Положение не противоречит федеральному законодательству либо иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном понимании норм материального права, аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, они являлись предметом проверки и оценки судом, должным образом мотивированы в решении.
Решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартыненко Дмитрия Романовича и Совета депутатов муниципального округа Щукино в городе Москве - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через Московский городской суд.
Председательствующий
Судьи