Дело № 2-3218/2021
88а-2381/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Владивосток 2 марта 2022 года
Кассационное определение изготовлено в окончательной форме 16 марта 2022 года.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.,
судей Зайцевой О.А., Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Приморского края Столярова С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности организовать финансирование и установку автономной системы вентиляции, замену полового покрытия, монтаж эвакуационной лестницы.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потапову Е.Н., поддержавшую доводы кассационного представления, возражения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю Чистяковой Ю.Н., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями о возложении обязанности на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю для проведения работ по установке автономной системы вентиляции в помещении туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по замене поврежденного полового покрытия в кабинете медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по монтажу наружной эвакуационной металлической лестницы отряда хозяйственного обслуживания; возложении обязанности на ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение 1 года с момента поступления денежных средств осуществить установку автономной системы вентиляции в помещении туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; замену поврежденного полового покрытия в кабинете медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; монтаж наружной эвакуационной металлической лестницы отряда хозяйственного обслуживания.
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю не в полной мере выполняются требования законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, санитарно-эпидемиологические требования, правила и нормы пожарной безопасности, а именно: помещение туберкулезно-легочного отделения филиала «Медицинская часть № 14» ФКУЗ Медико-санитарная часть-25 ФСИН России в нарушение пункта 6.18 СанПиН 2.1.3.2630-10 не оборудовано автономной системой вентиляции; в помещении кабинета медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения половое покрытие (линолеум) имеет дефекты, которые необходимо устранить; наружная эвакуационная металлическая лестница 3-го типа здания отряда хозяйственного обслуживания не соответствует установленным требованиям (имеет ширину проступи менее 25 см, высоту ограждений менее 1,2 м, предел огнестойкости конструкции менее REI 30, площадка лестницы располагается ниже уровня эвакуационного выхода (пункт 4.4.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»). Несмотря на внесенное представление, выявленные нарушения не устранены со ссылкой на отсутствие финансирования на указанные цели.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 14 июля 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены, на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю для проведения работ по установке автономной системы вентиляции в помещении туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по ремонту в виде замены поврежденного полового покрытия в кабинете медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по монтажу наружной эвакуационной металлической лестницы отряда хозяйственного обслуживания; на ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение 1 года с момента поступления денежных средств осуществить: установку автономной системы вентиляции в помещении туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; замену поврежденного полового покрытия в кабинете медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; монтаж наружной эвакуационной металлической лестницы отряда хозяйственного обслуживания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года решение Уссурийского районного суда Приморского края от 14 июля 2021 года отменено в части возложения на ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю для проведения работ по установке автономной системы вентиляции в помещении туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по ремонту в виде замены поврежденного полового покрытия в кабинете медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по монтажу наружной эвакуационной металлической лестницы отряда хозяйственного обслуживания, в отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
29 декабря 2021 года прокурором Приморского края подано кассационное представление, поступившее в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 12 января 2022 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года в части отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и оставлении в силе в данной части решения суда первой инстанции.
В доводах кассационного представления прокурор указал, что выявленные нарушения в деятельности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю не устранены в связи с отсутствием финансирования, судом апелляционной инстанции не учтено, что ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, а ГУФСИН России по Приморскому краю осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года настоящее дело с кассационным представлением прокурора Приморского края на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Административный ответчик ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю о времени и месте рассмотрения кассационного представления извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 14 июля 2021 года в части возложения на ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности выполнить работы по установке автономной системы вентиляции, замене полового покрытия, монтажу эвакуационной лестницы и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года, которым решение суда первой инстанции в данной части оставлено без изменения, лицами, участвующими в деле, не оспариваются, поэтому согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции в части возложения на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю для проведения работ по устранению выявленных нарушений требований законодательства и отказывая в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю фактически возложена субсидиарная ответственность по обязательствам казенного учреждения, однако исковое заявление прокурора такого требования не содержит, а Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен специальный порядок исполнения исполнительных документов главными распорядителями средств федерального бюджета.
С указанными выводами апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518 утверждено Положение о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (Приложение № 25).
Согласно пунктам 1 и 4 указанного Положения ГУФСИН России по Приморскому краю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
В силу пункта 15 Положения ГУФСИН России по Приморскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; безопасность объектов Главного управления и подведомственных учреждений; условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах (подпункт 1), а также осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений (подпункт 2).
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных (статья 13 указанного Закона).
Пунктом 1.2 Устава ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 3 февраля 2011 года № 57, предусмотрено, что учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя исполняет ФСИН России. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Пунктами 1.3 и 4.2 Устава предусмотрено, что учреждение находится в ведении ФСИН России, которая в отношении учреждения осуществляет контроль за его деятельностью и за использованием закрепленного за ним имущества. Источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации (пункт 5.8). Доведение учреждению бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществляет ГУФСИН России по Приморскому краю (пункт 4.3).
Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям данной нормы финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2).
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Поскольку финансовое обеспечение деятельности федеральных казенных учреждений осуществляется исключительно за счет средств соответствующего бюджета, а при рассмотрении настоящего дела установлено, что выявленные нарушения в деятельности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю не устраняются по причине не доведения лимитов бюджетных обязательств, заявленные прокурором требования учреждением могут быть исполнены только путем обеспечения необходимым и достаточным финансированием со стороны ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю, что судом апелляционной инстанции не было учтено.
Положения пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации при разрешении настоящего дела не подлежат применению, поскольку данная норма предусматривает субсидиарную ответственность собственника имущества казенного учреждения при недостаточности собственных денежных средств за неисполнение или нарушение обязательств казенного учреждения, а в соответствии с пунктом 1 статьи 399 названного Кодекса субсидиарной ответственностью является ответственность, которую лицо несет дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
В рассматриваемом случае прокурор обратился в суд с иском об устранении нарушений, выявленных в деятельности учреждения - ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю.
При этом заявленные прокурором требования о понуждении к выделению финансирования не могут рассматриваться как ограничение прав ФСИН России и его территориального органа на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к их компетенции, поскольку выявленные в деятельности ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц в области санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
С учетом указанных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года в той части, в которой отменен судебный акт первой инстанции, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей в порядке административного судопроизводства.
При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями норм материального и процессуального права, определив надлежащий орган, который обязан обеспечить финансирование возложенных на ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю судебным актом работ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 13 октября 2021 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю, о возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Приморскому краю для проведения работ по установке автономной системы вентиляции в помещении туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по ремонту в виде замены поврежденного полового покрытия в кабинете медицинских сестер туберкулезно-легочного отделения филиала МЧ-14 ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России; по монтажу наружной эвакуационной металлической лестницы отряда хозяйственного обслуживания отменить.
Дело в данной части направить в судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда на новое апелляционное рассмотрение в порядке административного судопроизводства в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи