ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-1746/20 от 17.02.2021 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 2а-1746/2020

№ 88а-1806/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток 17 февраля 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.02.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2020 года по административному делу по административным исковым заявлениям прокурора города Хабаровска, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Хабаровска о признании постановлений незаконными в части и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Хабаровска обратился в Центральный районный суд города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц с вышеназванными исковыми заявлениями и просил признать незаконными постановления администрации города Хабаровска: от 1 июня 2017 года №1804 «О признании многоквартирного дома № 9 по ул. Забайкальской аварийным и подлежащим реконструкции и определении срока отселения жильцов», от 1 июня 2017 года № 1796 «О признании многоквартирного дома № 112 по ул. Выборгской аварийным и подлежащим реконструкции и определении срока отселения жильцов», от 1 июня 2017 года № 1808 «О признании многоквартирного дома № 4 по ул. Сурикова аварийным и подлежащим реконструкции и определении срока отселения жильцов», от 1 июня 2017 года № 1813 «О признании многоквартирного дома № 1 по ул.Хасановской аварийным и подлежащим реконструкции и определении срока отселения жильцов» в части установления срока отселения физических и юридических лиц до 2025 года; возложить на администрацию города Хабаровска обязанность установить разумный срок отселения физических и юридических лиц указанных жилых домов, не превышающий шести месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 3 марта 2017 года № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере», решения оперативного совещания при прокуроре города Хабаровска от 11 февраля 2020 года по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проведена проверка нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме № 9 по улице Забайкальской, в доме № 112 по улице Выборгской, в доме № 1 по улице Хасановской, в доме № 4 по улице Сурикова в городе Хабаровске, в ходе которой установлено, что указанные многоквартирные дома находятся в аварийном состоянии, их эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилых домах граждан, в связи с чем, установленный администрацией города Хабаровска срок отселения – до 2025 года, не является разумным.

Определением суда от 27 марта 2020 года административные дела по административным исковым заявлениям прокурора города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными в части постановлений администрации города Хабаровска от 1 июня 2017 года №№1796, 1804, 1808, 1813 объединены в одно производство.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 11 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2020 года, административные исковые требования прокурора города Хабаровска удовлетворены.

В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, прокурор не вправе был обращаться в суд с настоящими административными исками, поскольку круг лиц, проживающих в спорных домах, может быть определён. В административных исках отсутствует ссылка на то, каким нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не соответствуют оспариваемые постановления. Обжалуемый прокурором срок расселения (до 2025 года) соответствует постановлению Правительства Хабаровского края от 28 марта 2019 года №118-пр «Об утверждении Адресной программы Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, на 2019-2025 годы». Кроме этого, администрация города Хабаровска заявила о пропуске прокурором срока на обращение в суд с настоящими исковыми заявлениями.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 года кассационная жалоба администрации города Хабаровска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель администрации города Хабаровска в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО5., изучив письменные возражения прокуратуры Хабаровского края, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судами и следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проведённой прокуратурой города Хабаровска во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 3 марта 2017 года № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» и решения оперативного совещания при прокуроре города Хабаровска от 11 февраля 2020 года по вопросу соблюдения прав граждан, проживающих в аварийном фонде, проверки нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме № 9 по улице Забайкальской, в доме № 112 по улице Выборгской, в доме № 1 по улице Хасановской, в доме № 4 по улице Сурикова в городе Хабаровске, в ходе которой установлено, что указанные многоквартирные дома находятся в аварийном состоянии, их эксплуатация создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в жилых домах граждан, в связи с чем, установленный администрацией города Хабаровска срок отселения – до 2025 года, не является разумным.

Заключениями городской межведомственной комиссии от 8 февраля 2017 года №№ 493, 496, 500, 501 жилые дома в городе Хабаровске по адресам: улица Забайкальская, дом 9 (по состоянию на 1990 год фактический износ здания составил 75 %); улица Хасановская, дом 1 (по состоянию на 1992 год фактический износ здания составил 67 %); улица Сурикова, дом 4 (по состоянию на 2010 год фактический износ здания составил 73 %); улица Выборгская, дом 112 (по состоянию на 2010 год фактический износ здания составил 62 %), признаны аварийными и подлежащими реконструкции, поскольку не соответствуют требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПин42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Постановлениями администрации города Хабаровска от 1 июня 2017 года №№ 1796, 1804, 1808, 1813 вышеуказанные многоквартирные дома признаны аварийными и подлежащими реконструкции (пункт 1); управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска предписано организовать работу по проведению реконструкции многоквартирных домов (пункт 3.1) и по отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда в срок до 2025 года (пункт 3.2); Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации города Хабаровска поручено, в срок до 2025 года, заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на время проведения реконструкции многоквартирных домов (пункт 4).

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса РФ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Между тем сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения Жилищного кодекса РФ, Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, и пришли к выводу, что спорные многоквартирные дома представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния, а срок для отселения жильцов «до 2025 года» не может быть признан разумным.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку при рассмотрении заявленных требований следует исходить из того, что само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока такого отселения, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, из аварийного жилого дома, законом не установлены.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Ни Жилищный кодекс РФ, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

В соответствии с частью 2 статьи 176, пунктом 2 части 3 статьи 180 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, выводы суда должны быть чёткими и однозначными, в решении должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.

В тоже время, в настоящем административном деле отсутствуют доказательства, подтверждающие угрозу жизни и здоровью гражданам, проживающим в спорных многоквартирных домах, а также доказательства проживания в данных домах граждан, не установлена степень износа и аварийности многоквартирных домов по состоянию на 2020 год (все представленные в материалы дела документы датированы 2017 годом и ранее).

Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в связи с чем, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 11 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 16 сентября 2020 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Хабаровска в ином составе судей.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи