ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-765/19 от 25.06.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88а-14324/2020

номер дела суда 1-й инстанции№2а-765/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 июня 2020 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е.,

судей Шелудько В.В., Усенко Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернозубова В.Д. на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 11 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Чернозубова В.Д. об оспаривании действий и решений администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области и Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского район», связанных с отказом в предоставлении материальной помощи пострадавшим от пожара.

Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснение административного истца Чернозубова В.Д., Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

установил:

Чернозубов В.Д. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий и решений администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области и Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского район», связанных с отказом в предоставлении материальной помощи пострадавшим от пожара.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года требования административного иска удовлетворены частично. Бездействие администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области в части не направления в течение семи дней со дня регистрации обращения Чернозубова В.Д. от 12 февраля 2019 года по подведомственности и не уведомления Чернозубова В.Д. о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган, признанно незаконным. На администрацию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения. В удовлетворении остальных требований административного иска – отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 11 сентября 2019 года, решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года отменено в части не направления в течение семи дней со дня регистрации обращения Чернозубова В.Д. от 12 февраля 2019 года по подведомственности и не уведомления Чернозубова В.Д. о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган, в данной части по делу принято новое решение, в удовлетворении административного искового заявления отказано. В остальной части решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Чернозубов В.Д. выражает несогласие с вынесенными судебными актами, считает их незаконными, необоснованными, просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец Чернозубов В.Д. доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить судебные акты и вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

На кассационную жалобу поступило возражение представителя административного ответчика Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского район» Куаталиева К.Х., в котором просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу административного истца Чернозубова В.Д. - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 13 февраля 2018 года в жилом <адрес><адрес>, принадлежащем Чернозубову В.Д., произошел пожар.

13 марта 2018 года отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району выдана Чернозубову В.Д. справка , в которой подтверждено, что в результате пожара в жилом <адрес> <адрес>, произошедшего 13 февраля 2018 года, огнем уничтожена внутренняя отделка, перекрытие и кровля жилого дома.

12 февраля 2019 года Чернозубов В.Д. обратился в администрацию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области с заявлением о предоставлении государственной услуги - выплате материальной помощи в связи с пожаром, произошедшим в его жилом доме 13 февраля 2018 года.

19 февраля 2019 года администрацией направлен Чернозубову В.Д. ответ и в целях предоставления государственной услуги рекомендовано обратиться в Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района».

18 марта 2019 года Чернозубов В.Д. вновь обратился в администрацию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области с заявлением, в котором обозначена просьба о перенаправлении его заявления о выплате материальной помощи в Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района».

22 марта 2019 года администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области заявление Чернозубова В.Д. о выплате материальной помощи перенаправлено в Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», о чем 1 апреля 2019 года сообщено заявителю.

27 марта 2019 года Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» в ответ на заявление Чернозубова В.Д. от 18 марта 2019 года разъяснило заявителю установленный законом порядок обращения за предоставлением государственной услуги.

4 апреля 2019 года Чернозубов В.Д. обратился в Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» в установленной форме с заявлением о предоставлении государственной услуги по выплате ему, как пострадавшему 13 февраля 2018 года от пожара, единовременной материальной помощи.

Распоряжением Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» от 4 апреля 2019 года Чернозубову В.Д. отказано в предоставлении мер социальной поддержки - в предоставлении единовременной материальной помощи, как пострадавшему от пожара. Отказ обоснован нарушением срока обращения за предоставлением единовременной материальной помощи (абзац 4 пункта 8 Порядка и условий предоставления единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2011 года № 655-П).

Чернозубов В.Д., указывая, что невыполнение администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области обязанности о перенаправлении его заявления о предоставлении единовременной материальной помощи от 12 февраля 2019 года в уполномоченный орган, повлекшее нарушение сроков обращения за предоставлением государственной услуги, не может привести к неблагоприятным для него последствиям, обратился в суд с административным иском.

Суд первой инстанции, частично удовлетворил требования административного иска. Судья районного суда пришел к выводу о нарушении администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ обязанности о перенаправлении заявления Чернозубова В.Д. от 12 февраля 2019 года по подведомственности и не извещении об этом заявителя. По мнению суда первой инстанции, данными действиями (бездействием) администрация муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области нарушила требования закона и права административного истца. В удовлетворении остальных требований административного иска районный суд отказал, указав, что, обратившись первоначально в некомпетентный орган для решения вопроса о выплате материальной помощи, Чернозубов В.Д. пропустил годичный срок, в течение которого пострадавший от пожара вправе рассчитывать на выплату материальной помощи.

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда не согласилась с выводом районного суда о частичном удовлетворении заявленных в административном иске требований и посчитал, что выводы судьи районного суда в указанной части не основаны на положениях действующего правового регулирования и обстоятельствах дела.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция Российской Федерации связывает право на социальное обеспечение, не является исчерпывающим. Относя установление таких случаев к сфере регулирования законом, Конституция Российской Федерации тем самым подтверждает обязанность государства гарантировать гражданам социальное обеспечение при наступлении не только названных в ее статье 39, но и других социальных рисков, признаваемых законодателем в качестве основания для его предоставления.

Реализуя предписания статей 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.

Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрено Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов здравоохранения; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На территории Астраханской области меры социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Астраханской области предоставляются на основании Закона Астраханской области «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Российской Федерации» от 22 декабря 2016 года № 85\2016-ОЗ.

Согласно статье 31 названного Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 года № 85\2016-ОЗ, семьи и одиноко проживающие граждане, пострадавшие от пожара, имеют право на меру социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 31). Порядок и условия предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной материальной помощи, а также ее размер устанавливаются Правительством Астраханской области (часть 3 статья 31).

Такой Порядок и условия установлены в Постановлении Правительства Астраханской области от 29 декабря 2011 года № 655-П «О Порядке и условиях предоставления единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан».

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка решение о предоставлении единовременной материальной помощи принимают государственные казенные учреждения Астраханской области – центры социальной поддержки населения муниципальных районов (далее – учреждение).

Для получения единовременной материальной помощи пострадавшим от пожара заявители или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в учреждение:

- заявление о предоставлении единовременной материальной помощи по форме, утвержденной правовым актом министерства социального развития и труда Астраханской области;

- копию документа, удостоверяющего личность заявителя, либо полномочия представителя;

- копии документов, подтверждающих проживание заявителя на территории Астраханской области;

- копии документов, подтверждающих наличие у одиноко проживающего заявителя права собственности на утраченное в результате пожара жилое помещение.

Копии документов представляются вместе с оригиналами для проверки представленных копий на соответствие оригиналам либо заверенные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 4 Порядка).

Справка о пожаре либо акт о пожаре к перечню документов, которые обязан представить заявитель в учреждение в целях получения государственной услуги в виде единовременной выплаты материальной помощи пострадавшим от пожара, указанным выше Порядком не отнесены. Более того, согласно пункту 5 Порядка, сведения о пожаре, в том числе об уничтоженном пожаром имуществе, в порядке межведомственного взаимодействия самостоятельно запрашиваются учреждением в день поступления заявления заинтересованного лица. Следовательно, наличие или отсутствие справки о пожаре (акта о пожаре) не препятствует обращению заинтересованного лица в учреждение за предоставлением государственной услуги в виде предоставления единовременной материальной помощи пострадавшим от пожара. Таких препятствий у истца не имелось.

Основаниями для отказа в предоставлении единовременной материальной помощи являются, в том числе, нарушение срока обращения за предоставлением единовременной материальной помощи, указанного в абзаце 5 подпункта 3.1 пункта 3 Порядка (пункт 8 Порядка). В свою очередь, абзац 5 подпункта 3.1 пункта 3 Порядка предусматривает, что единовременная материальная помощь предоставляется семьям и одиноко проживающим гражданам, пострадавшим от пожара, в случае их обращения за единовременной материальной помощью не позднее одного года со дня составления в установленном законодательством Российской Федерации порядке территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, акта о пожаре.

Составление акта о пожаре до 4 марта 2018 года предусматривалось пунктом 2.45 Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденного Приказом МЧС России от 31 марта 2011 года № 156, – после окончания действий сил и средств подразделений по ликвидации пожара начальником караула или дежурной смены подразделения, в районе выезда которого произошел пожар, составляется акт о пожаре, рекомендуемый образец которого указан в приложении № 2. Буквальное толкование указанных нормативных положений указывает на то, что акт о пожаре составляется сразу же после окончания действий сил и средств подразделений по ликвидации пожара.

С 4 марта 2018 года Приказ МЧС России от 31 марта 2011 года № 156 признан утратившим силу. Боевым Уставом подразделений пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденным Приказом МЧС России от 16 октября 2017 года № 444, составление акта о пожаре не предусмотрено.

Совокупность приведенных выше нормативных положений указывает на то, что в связи с отменой необходимости составления акта о пожаре, у лица, пострадавшего от пожара, проживающего на территории Астраханской области, имеется право на получение материальной помощи из бюджета субъекта, если он обратится в установленной форме в уполномоченный орган в течение одного года со дня окончания ликвидации пожара. При этом отсутствие акта о пожаре либо иного документа, содержащего сведения о пожаре, не препятствует этому лицу обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выплате материальной помощи, поскольку эти документы самостоятельно истребуются уполномоченным органом из иных органов в порядке межведомственного взаимодействия.

Материалами дела подтверждено, что акт о пожаре, произошедшем 13 февраля 2018 года в <адрес><адрес>, органами государственного пожарного надзора не составлялся. Ликвидация пожара жилого <адрес> завершена в день пожара – 13 февраля 2018 года.

13 марта 2018 года отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Приволжскому району выдана Чернозубову В.Д. справка , в которой подтверждено, что в результате пожара в жилом <адрес>, произошедшего 13 февраля 2018 года, огнем уничтожена внутренняя отделка, перекрытие и кровля жилого дома.

Отсутствие акта о пожаре в силу приведенного выше законодательного регулирования не препятствовало Чернозубову В.Д. обратиться в установленный срок (в течение одного года с момента окончания ликвидации пожара) в уполномоченный орган – центр социальной поддержки населения с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде выплаты единовременной материальной помощи, как пострадавшему от пожара. Чернозубов В.Д. таким правом в установленный срок не воспользовался.

Как указывалось выше, Законом Астраханской области от 22 декабря 2016 № 85\2016-ОЗ и принятым в его исполнением нормативно-правовым актам Астраханской области предусмотрен особый порядок предоставления социальной помощи гражданам, пострадавшим от пожара. Следовательно, рассмотрение заявлений заинтересованных лиц о предоставлении государственной услуги в виде выплаты материальной помощи пострадавшим от пожара осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приведенным выше специальным законодательным регулированием.

Порядком и условиями предоставления единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 29 декабря 2011 года № 655-П, предусмотрена особая форма заявления о предоставлении государственной услуги в виде выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим от пожара.

Как следует из материалов дела, Чернозубов В.Д. обратился в уполномоченный орган – Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения в Приволжском районе» с заявлением о предоставлении государственной услуги в виде единовременной выплаты материальной помощи как лицу, пострадавшему от пожаре, с соблюдением установленной формы 4 апреля 2019 года. Соответственно, учреждение правомерно отказало ему в предоставлении выплаты единовременной материальной помощи, поскольку 4 апреля 2019 года истек годичный срок и с момента окончания ликвидации пожара в жилом <адрес><адрес> – 13 февраля 2018 года (даты, когда необходимо составить акт о пожаре) и с момента, кода ему выдана справка о пожаре (13 марта 2018 года). Доводы Чернозубова В.Д. о том, что он узнал о пожаре позднее, опровергаются материалами проверки по факту пожара, проведенной по его заявлению.

Причем, доводы истца и районного суда о том, что невыполнение администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области обязанности о перенаправлении заявления Чернозубова В.Д. о предоставлении единовременной материальной помощи от 12 февраля 2019 года в уполномоченный орган, повлекло нарушение сроков обращения за предоставлением государственной услуги, не основаны на законе.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ образует законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Он определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2012 года № 19-П).

Установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1). При этом названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с их компетенцией в установленные сроки( часть 1 статьи 9, пункты 1 и 4 части 1 статьи 10, статья 12).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В части 10 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ содержится прямое указание на то, что заявления о предоставлении государственных либо муниципальных услуг не подлежат рассмотрению по правилам, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ.

Следовательно, у администрации муниципального образования «Приволжский район» отсутствовала обязанность перенаправить поступившее в администрацию 12 февраля 2019 года заявление Чернозубова В.Д. о предоставлении государственной услуги в виде выплаты материальной помощи как пострадавшему от пожара лицу в орган, уполномоченный на рассмотрение такого заявления. В этой связи, администрацией правомерно и в установленный срок дано заявителю разъяснение о порядке, условиях и уполномоченном органе, предоставляющим государственную услугу. Административный ответчик действовал в рамках закона и в пределах предоставленных ему полномочий, прав административного истца не нарушил, а значит, оснований для признания его действий (бездействия) незаконными, у суда не имелось.

Кроме того, подача 12 февраля 2019 года заявления в местную администрацию не свидетельствует о соблюдении Чернозубовым В.Д. установленного законом годичного срока, в течение которого пострадавшее от пожара лицо вправе рассчитывать на единовременную материальную помощь.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ к основным принципам предоставления государственных и муниципальных услуг относится заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. Следовательно, решение вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшему от пожара лицу возможно только на основании заявления граждан (их законных представителей) в установленной форме, поданного в уполномоченный орган. В уполномоченный орган и в установленной форме Чернозубов В.Д. обратился 4 апреля 2019 года.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В свою очередь, в силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых действий незаконными, если признает эти действия не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Совокупность приведенных правовых норм указывает на то, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий органа, осуществляющего публичные полномочия, и реального нарушения этими действиями прав административного истца. Такой совокупности обстоятельств по настоящему административному делу не имеется.

При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку.

Выводы судов они не опровергают, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.

Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции

определил:

решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 11 сентября 2019 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Иванов

Судьи В.В. Шелудько

Н.В. Усенко