ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 33-2025 судья С.С. Лобанова 2011 год
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Суриной Е.В.
судей Образцовой О.А. и Буйнова Ю.К.
с участием прокурора Мироновой М.С.
при секретаре Рубан Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери 24 мая 2011 года
по докладу судьи Суриной Е.В.
дело по кассационной жалобе Администрации Вышневолоцкого района Тверской области
на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от17 марта 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Вышневолоцкого района Тверской области об обязании обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на, учет бесхозяйных недвижимых объектов удовлетворить.
Обязать Администрацию Вышневолоцкогго района обратиться течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей следующих объектов - газовых сетей, расположенных на территории Вышневолоцкого района;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 421,7м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 245,9 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 78,6 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1117,12 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 468,55 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 69,5 м, надземный газопровод низкого давления 82,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 131,05 м, расположенный: ; 8. подземный газопровод низкого давления протяженностью 208,9 м, расположенный: ;
9. подземный газопровод низкого давления протяженностью 15,3 м, газопровод низкого давления по стене здания протяженностью 90,0 м, расположенный: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 33,8 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 144,8 м, расположенный: ; надземный газопровод среднего давления протяженностью 315,7 м, неположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 292,3 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 282,7 м, расположенный: ; 15.подземный газопровод низкого давления протяженностью 256,4 м, расположенный: ;
16.ГРП-1 шт. (газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенный: по адресу: ;
17. ШРП -1шт. (шкафной газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенного по адресу: . Подземный газопровод низкого давления протяженностью 5,5м, подземный газопровод среднего давления протяженностью 13,4 м.;
ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенная по адресу: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 554,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 952,4 м, расположенный: ; 21. ШРП-1шт. (шкафной газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенный: по адресу: ;
22. ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенного по адресу: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 40,9 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 93,35 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 679,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 192,65 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1693,15 м, расположенный: ; ЭЗУ-2 шт.(электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 133,51 м, расположенный: ;
подземный газопровод среднего давления протяженностью 105,2 м, расположенный: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 1993,26 м, расположенный: ;
32. ШРП-2шт. (шкафной газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенный: по адресу: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 49,8 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления, протяженностью 29,1 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 156,6 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 281 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 93,01 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 308,5 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 154,2 м, расположенный: ; 40. ГРП-1шт. (газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенного по адресу: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 40,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 306,9 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 14,1 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 12,1 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 18,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 44,09 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 76,8 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 349,3 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 100,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 7,2 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 228,95 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 122,2м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 662,71 м, расположенный: ; ГРП-1шт. (газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенный: по адресу: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 536,64 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 135,67 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 589,8 м, расположенный: подземный газопровод низкого давления протяженностью 730,2 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 228,95 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 3775,07 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 111,7 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 111,7 м, расположенный: ; 63. ШРП-1 шт. (шкаф газорегуляторный пункт) на газопроводе, расположенный: по адресу: ;
подземный газопровод низкого давления протяженностью 86,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 229 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 8,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 15,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 15,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 15,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 17,8 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 68,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 340 м, расположенный: ; надземный газопровод низкого давления протяженностью 30,75 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 134,55 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 182,1 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 394,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 84,8 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 80,6 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 435,4 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 290,2 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 218 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 90,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 244,25 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 313,4м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 310,55 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 187,93 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 135 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 132,05 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 481,76 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 115,2 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1634,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1051,4 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 502,1 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 443,5 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 584 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1393,8 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 326,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1538,3 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 385,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 385,7 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 1434,25м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 269 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 155,5 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 477,7 м, расположенный: ; подземный газопровод среднего давления протяженностью 1660 м, расположенный: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 628,1 м, расположенный: ; 107. ГРП №5-1 шт. (газорегуляторный пункт) на газопроводе,
расположенный: по адресу: ;
ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: по адресу: ; ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: по адресу: ; ПО. ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: по адресу: ; ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: по адресу: ; ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: по адресу: ; ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных (газопроводов, расположенный: по адресу: ; ЭЗУ-1 шт. (электрозащитная установка) защита от электрохимической коррозии подземных стальных газопроводов, расположенный: по адресу: ; подземный газопровод низкого давления протяженностью 114,2 м, расположенный: ; 116. подземный газопровод среднего давления протяженностью 948 м, расположенный: .
Судебная коллегия
установила:
Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению имуществом Вышневолоцкого района Тверской области о возложении обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов - газовых сетей.
В обоснование требований указано, что проведенной Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 01 сентября 2010 года на территории Вышневолоцкого района находится 116 бесхозных газовых сетей, протяженностью 38579,8 м, которые расположены в . Газовые сети являются бесхозяйным недвижимым имуществом. В соответствии с п. 3.3.4. положения о Комитете по управлению имуществом Вышневолоцкого района, утвержденного Постановлением главы Вышневолоцкого района от 30.03.2006 № 128, Комитет по управлению имуществом Вышневолоцкого района организует выявление и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного и неиспользуемого имущества на территории Вышневолоцкого района. До настоящего времени Администрацией Вышневолоцкого района и Комитетом по управлению имуществом администрации Вышневолоцкого района, на территории которого расположены бесхозяйные газовые сети, в нарушение действующего законодательства какие-либо меры к постановке на учёт приведенных объектов в качестве бесхозяйных недвижимых вещей не приняты. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления Вышневолоцкого района вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Вышневолоцкого района. Просит обязать ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов.
09 марта 2011 года Вышневолоцким межрайонным прокурором заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Комитета по управлению имуществом Вышневолоцкого района Тверской области на Администрацию Вышневолоцкого района в связи с тем, что в соответствии с Уставом Вышневолоцкого района Комитет по управлению имуществом не является органом местного самоуправления и полномочиями органа местного самоуправления обладает Администрация Вышневолоцкого района.
Заявленное в рамках рассмотрения данного дела ходатайство удовлетворено, о чем судом вынесено определение.
В судебном заседании представитель заявителя Антонова К.В. требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Вышневолоцкого района и третьего лица Комитета по управлению имуществом Вышневолоцкого района Голубева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие фактическое существование, назначение и характер использования 116 объектов газовых сетей, а также не аргументированы основания, по которым именно Администрация Вышневолоцкого района, а не административные органы других муниципальных образований - поселений, на которых фактически расположены указанные объекты, должна обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Кроме того, полагает, что газовые сети не являются недвижимым имуществом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация Вышневолоцкого района Тверской области просит об отмене решения суда и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что суду представлен лишь перечень объектов, а какие-либо доказательства, подтверждающие существование, назначение и характер использования 116 объектов, не представлены, как и доказательства, подтверждающие отнесение всех 116 объектов к недвижимым вещам. Доказательств того, что 116 объектов не имеют собственника или что их собственник неизвестен, либо отказался от права собственности на них, не представлено. Данных, свидетельствующих о ненадлежащем выполнении органами местного самоуправления Вышневолоцкого района вопросов местного значения по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Вышневолоцкого района, также не имеется. Данных о том, что указанные 116 объектов являются потенциально опасными, нет. В случае если эти объекты являются потенциально опасными, само по себе обращение Администрации Вышневолоцкого района в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, не сделает их безопасными, а постановка на учет не возложит на органы местного самоуправления бремя по его содержанию. Постановку недвижимого имущества на учет необходимо рассматривать как один из этапов приобретения права собственности. Приобретение права собственности невозможно помимо воли субъекта, иначе это противоречило бы основным началам гражданского законодательства. Статья 225 ГК РФ, на которую имеется ссылка в решении суда, не возлагает на органы местного самоуправления бремя по содержанию бесхозяйных недвижимых вещей. Постановка 116 объектов на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет возникновения права собственности, обязанностей по содержанию и эксплуатации указанных объектов, в связи с чем не может устранить нарушения, по поводу которых обратился прокурор. Кассатор полагает, что в материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей всех 116 объектов должна обратиться именно Администрация Вышневолоцкого района. В перечне 116 объектов, представленном филиалом «1», местом нахождения объектов указаны муниципальные образования поселений. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в РФ» и в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для газоснабжения населения населенных пунктов поселений, а также имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В жалобе также указывается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Суд не мог установить, что вещные права на 116 объектов муниципальной собственности в установленном законом порядке не зарегистрированы, так как перечисленные 116 объектов не являлись и не являются муниципальной собственностью. Кроме того, суд не мог обязать Администрацию Вышневолоцкого района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости, так как обращение Администрации Вышневолоцкого района в орган с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество невозможно ввиду того, что Администрация Вышневолоцкого района не обращалась ни в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет 116 бесхозяйных объектов, ни в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на 116 объектов, а также истцом не были заявлены требования о возложении на Администрацию Вышневолоцкого района обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Мироновой М.С., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из решения, в связи с тем, что вещные права на перечисленные объекты муниципальной собственности в установленном законом порядке не зарегистрированы, суд полагает целесообразным обязать Администрацию Вышневолоцкого района, являющуюся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости.
Однако, такие требования прокурором не заявлялись.
Между тем, прокурором были предъявлены требования о возложении на Администрацию Вышневолоцкого района Тверской области обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов.
Выводы суда о необходимости возложения на Администрацию Вышневолоцкого района Тверской области обязанности обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов, в мотивировочной части отсутствуют.
Кроме того, суд при принятии решения должен руководствоваться требованиями закона, а не целесообразностью выполнения тех или иных действий ответчиком.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в отношении 116 объектов, суд сослался только на перечень газовых сетей, признанных бесхозяйными или собственник которых не определен, представленный филиалом «1» ОАО «...». Однако, в связи с чем указанные объекты были включены в данный перечень, суд не установил, ОАО «...» к участию в деле привлечено не было.
Судом не установлено, имеется ли собственник у каждого из этих объектов, кому они принадлежали, содержатся ли сведения об этих организациях в Едином государственном реестре юридических лиц, как и сведения о правах на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Также, судом не дана оценка доводам представителя Администрации Вышневолоцкого района о том, что прокурором не аргументированы основания, по которым именно Администрация Вышневолоцкого района, а не административные органы других муниципальных образований - поселений, на которых фактически расположены указанные объекты, должна обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация в границах поселения газоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
Статьей 33 Федерального закона РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что обеспечение безопасности объекта системы газоснабжения предполагает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления определенных, перечисленный в законе мероприятий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Устав Администрации Вышневолоцкого района, как и Уставы администраций сельских поселений, на территории которых находятся спорные газопроводы, судом не исследовались, в связи с чем не установлено, относится ли к компетенции администрации Вышневолоцкого района решение указанных вопросов в отношении всех 116 объектов.
Таким образом, судом не установлено, создаёт ли угрозу нарушения конституционных прав граждан на безопасную жизнь и здоровье бездействие органа местного самоуправления - Администрации Вышневолоцкого района по не выполнению им требований, предусмотренных ст. 225 ГПК РФ.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, привлечь к участию в деле ОАО «Тверьоблгаз», установить, является ли спорное имущество бесхозяйным, и в чьи полномочия входит решение вопросов, предусмотренных ст. 225 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 17 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи