Саратовский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Журбенко С.И. Дело № 33- 2805
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2011 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М., Пункиной Т.М.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Медведевой З.А.,
при секретаре Милехиной Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Министерства образования Саратовской области на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 01 марта 2011 года, которым постановлено:
Обязать Министерство образования Саратовской области, Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная) школа-интернат VIII вида» с. Родничок Балашовского района, устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: в здании общежития выполнить по периметру кровли ограждение в соответствии с ГОСТом 25772; в здании общежития под лестницей на первом этаже увеличить высоту эвакуационного выхода до 1,9 метра; выполнить выходы на кровлю через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 м (предел огнестойкости Е130); оборудовать процедурный кабинет и будку вахтера автоматической установкой пожарной сигнализации, установить ручные пожарные извещатели; обеспечить помещения семьи «Родник» двумя эвакуационными выходами шириной 1,2 метра; на втором этаже расширить эвакуационный выход до 1,2 метра; выполнить лестницу 3-го типа, ведущую со второго этажа, на расстоянии более 1 м. от оконных проемов; в помещении библиотеки выполнить электрические провода по несгораемому основанию; выполнить будку вахтера из несгораемого материала; выполнить лестницу 3-го типа, ведущую со второго этажа, шириной более 1,35 метра.
В здании столовой выполнить на 1 и 2 этажах эвакуационные выходы шириной 1,2 метра; установить на складских помещениях, комнатах для хранения чистого и грязного белья противопожарные двери с пределом огнестойкости 0,6 часа (36 минут) на втором этаже отделить лестничную клетку от примыкающих коридоров дверью, оборудованной устройствами для самозакрывания; выполнить 2 эвакуационных выхода шириной 1,2 метра; выполнить эвакуационный выход на первом этаже под лестничным маршем высотой 1,9 метра и шириной 1, 2 метра; оборудовать подсобное помещение в здании столовой на первом этаже автоматической установкой пожарной сигнализации, установить ручные пожарные извещатели.
В здании школы образовательного учреждения выполнить высоту эвакуационного выхода 1,9 метра и ширину 1,2 метра; установить ручные пожарные извещатели. В здании мастерской обеспечить спортивный зал двумя эвакуационными выходами шириной 1,2 метра; обеспечить ширину эвакуационного выхода из учебных классов 0,9 метра.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Медведевой З.А., возражавшей против отмены решения, представителя Министерства образования Саратовской области Федорова А.Ф. (доверенность № 352 от 12.04.2011 года), просившего удовлетворить кассационную жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Балашова в защиту интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» с. Родничок Балашовского района, Министерству образования Саратовской области об обязании устранить нарушения пожарных норм и правил.
Свои требования мотивирует тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII-го вида» с. Родничок Балашовского района Саратовской области (далее ГС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида» с. Родничок Балашовского района Саратовской области) были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Согласно акту совместной проверки прокуратуры г. Балашова с ОГПН по Балашовскому району от 02 сентября 2010 года, а также акту проверки ОГПН по Балашовскому району от 28 декабря 2010 года выявлены следующие нарушения норм пожарной безопасности: в здании общежития по периметру кровли отсутствует ограждение в соответствии с ГОСТом 25772; в здании общежития под лестницей на первом этаже высота эвакуационного выхода менее 1,9 метра; в здании общежития первичные средства пожаротушения (огнетушители) своевременно не перезаряжены; в здании общежития выходы на кровлю осуществляются не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 м (предел огнестойкости Е130); в здании общежития процедурный кабинет и будка вахтера не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; в здании общежития отсутствуют ручные пожарные извещатели; в здании общежития помещения семьи «Родник» не обеспечены двумя эвакуационными выходами шириной 1,2 метра; на втором этаже эвакуационный выход менее 1,2 метра; лестница 3-го типа, ведущая со второго этажа располагается менее 1 м. от оконных проемов; в здании общежития в помещении библиотеки электрические провода (в одинарной изоляции) выполнены (проложены) по сгораемому основанию; будка вахтера выполнена из сгораемого материала; выход со второго этажа осуществляется через лестницу 3-го типа шириной менее 1,35 метра; в здании столовой эвакуационные выходы на 1-м и 2-м этажах менее 1,2 метра; в здании столовой первичные средства пожаротушения (огнетушители) своевременно не перезаряжены; на складских помещениях, комнатах для хранения чистого и грязного белья отсутствуют противопожарные двери с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (36 минут); в здании столовой на втором этаже лестничная клетка не отделена от примыкающих коридоров дверью, оборудованной устройствами для самозакрывания; отсутствуют 2 эвакуационных выхода шириной 1,2 метра; на первом этаже под лестничным маршем высота эвакуационного выхода менее 1,9 метра и ширина менее 1,2 метра; в здании столовой на первом этаже подсобное помещение не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации, отсутствуют ручные пожарные извещатели; в здании школы высота эвакуационного выхода менее 1,9 метра и ширина менее 1,2 метра; в здании школы на путях эвакуации расположен кабинет учительской; в здании школы отсутствуют ручные пожарные извещатели; в здании мастерской спортивный зал не обеспечен двумя эвакуационными выходами шириной не менее 1,2 метра; ширина эвакуационного выхода из учебных классов менее 0,9 метра; в помещении тренажерной электрические провода (в одинарной изоляции) выполнены (проложены) по сгораемому основанию. Так как нарушение правил пожарной безопасности напрямую несут угрозу для жизни и здоровья детей ГС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида» с. Родничок Балашовского района Саратовской области, которые не могут в силу своего возраста обратиться в суд с исковым заявлением в защиту своих прав и законных интересов, с настоящим иском обратился прокурор г.Балашова.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Министерства образования Саратовской области на решение Балашовского районного суда Саратовской области Федоров А.Ф., будучи не согласен с решением суда, просит его отменить в части обязательств министерства образования области по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности. В обоснование доводов кассационной жалобы указал, что Министерство образования области является главным распределителем средств, из этого следует, что министерство свои обязательства по финансированию выполнило и продолжает выполнять. Школа-интернат является учреждением, финансируемым за счет средств областного бюджета на соответствующий финансовый год. В 2011 году указанные средства предусмотрены в Законе Саратовской области от 26 ноября 2010 года № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год». В соответствии с п.1 ст. 5 Бюджетного кодекса РФ финансовый год начинается с 1 января и действует по 31 декабря соответствующего года. Согласно ст. 6 Бюджетные обязательства, предусмотренные в бюджете соответствующего субъекта, подлежат исполнению в финансовом году, соответственно, для министерства образования в отношении подведомственного учреждения данные обязательства возложены и должны быть исполнены до 31 декабря 2011 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на кассационную жалобу в соответствии с п.1 ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Как установлено судом в ходе проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, проведенной прокуратурой г. Балашова совместно с ОГПН по Балашовскому району 02.09.2010 года и 28.12.2010 года в ГС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида» с. Родничок Балашовского района Саратовской области были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
А именно, в здании общежития; отсутствует по периметру кровли ограждение в соответствии с ГОСТом 25772; под лестницей на первом этаже высота эвакуационного выхода менее 1,9 метра; выходы на кровлю осуществляются не через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 х 0,8 м (предел огнестойкости Е130); процедурный кабинет и будка вахтера не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, отсутствуют ручные пожарные извещатели; помещения семьи «Родник» не обеспечены двумя эвакуационными выходами шириной 1,2 метра; на втором этаже расширить эвакуационный выход до 1,2 метра; лестница 3-го типа, ведущую со второго этажа, располагается на расстоянии менее 1 м. от оконных проемов; в помещении библиотеки электрические провода выполнены по сгораемому основанию; будка вахтера выполнена из сгораемого материала; выход со второго этажа осуществляется через лестницу 3-го типа, шириной менее 1,35 метра.
В здании столовой на 1 и 2 этажах эвакуационные выходы шириной менее 1,2 метра; на складских помещениях, комнатах для хранения чистого и грязного белья не установлены противопожарные двери с пределом огнестойкости 0,6 часа (36 минут); на втором этаже не отделена лестничная клетка от примыкающих коридоров дверью, оборудованной устройствами для самозакрывания; не выполнены 2 эвакуационных выхода шириной 1,2 метра; не выполнены эвакуационный выход на первом этаже под лестничным маршем высотой 1,9 метра и шириной 1, 2 метра; подсобное помещение в здании столовой на первом этаже не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, не установлены ручные пожарные извещатели.
В здании школы образовательного учреждения высота эвакуационного выхода менее 1,9 метра и ширина менее 1,2 метра; не установлены ручные пожарные извещатели.
В здании мастерской спортивный зал не обеспечен двумя эвакуационными выходами шириной не менее 1,2 метра; не обеспечена ширина эвакуационного выхода из учебных классов менее 0,9 метра.
Что подтверждается актом совместной проверки прокуратуры г. Балашова с ОГПН по Балашовскому району от 2 сентября 2010 года, а также актом проверки ОГПН по Балашовскому району от 28 декабря 2010 года (л.д.).
Согласно п. 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Закона РФ «Об образовании» финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений осуществляются на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.
Пунктом 6.12 Устава Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) школа-интернат» VIII вида» с. Родничок Балашовского района, утвержденного министром образования Саратовской области 27.09.2008 года (с последующими изменениями), предусмотрено, что финансирование учреждения за счет средств областного бюджета осуществляет учредитель на основе государственных и областных нормативов в расчете на одного воспитанника. Согласно п. 1.8 Устава учредителем является министерство образования Саратовской области (л.д.).
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Кроме того, главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
Согласно Бюджетного кодекса РФ, Закона Саратовской области от 16 января 2008 года № 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области», министерство образования Саратовской области обладает всеми признаками присущими главному распорядителю средств бюджета Российской Федерации – главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование), а также другое необходимое имущество, принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений пожарных норм и правил возлагается и на образовательное учреждение, и на учредителя – министерство образования Саратовской области, являющегося собственником имущества, и в силу ст. 39 ФЗ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями) несущим ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Доводы кассационной жалобы о том, что бюджетные обязательства, предусмотренные в бюджете соответствующего субъекта подлежат исполнению в финансовом году, соответственно, для министерства образования в отношении подведомственного учреждения данные обязательства возложены и должны быть исполнены до 31 декабря 2011 года, указанные средства предусмотрены в Законе Саратовской области от 26 ноября 2010 года № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год», не могут быть приняты во внимание. Нарушения правил пожарной безопасности напрямую несут угрозу для жизни и здоровья воспитанников ГС(К)ОУ «С(К)ОШИ VIII вида» с.Родничок Балашовского района Саратовской области, обязательства по устранению выявленных нарушений у ответственных лиц возникают с момента возникновения таких нарушений, в связи с чем обязанность министерства образования по соответствующему финансированию возникла по устранению противопожарных нарушений не в 2011 году, а с момента возникновения таких нарушений.
Возражения представителя ответчика о том, что при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности нельзя было руководствоваться СНиП 21-01-97, так как здание школы было построено до введения данного СНиП, не имеет правового значения, поскольку на момент проведения проверки указанные СНиПы уже действовали.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны тем, которые содержались в возражениях на исковое заявление, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 01 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи