Судья Смирнов С.А.
Дело №33-403
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«13» марта 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Пелевиной Н.В., Демьяновой Н.Н.,
при секретаре Поповой Е.В.,
рассмотрела в апелляционном порядке частные жалобы представителя департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Щеголевой Н.А. и представителя администрации Костромской области по доверенности Красавиной Е.Е. на определение Димитровского районного суда г.Костромы от 23 января 2013 г., которым удовлетворено заявление администрации г.Костромы о замене должника в исполнительном производстве по делу по иску прокурора г.Костромы к МУЗ «Детская городская больница» г.Костромы, администрации г.Костромы об обязании провести организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства и произведена замена должника в установленном решением Димитровского районного суда г.Костромы от 17 июня 2009 г. правоотношении с администрации г.Костромы на Костромскую область в лице департамента здравоохранения Костромской области.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда
установила:
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 17 июня 2009 г., вступившим в законную силу 05 августа 2009 г., на МУЗ «Детская городская больница» г. Костромы в срок до 01 сентября 2009 г. возложена обязанность провести перечисленные в решении организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства; на администрацию городского округа г.Костромы возложена обязанность осуществить финансирование вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий.
На основании исполнительного листа, выданного судом, судебным приставом-исполнителем 04 мая 2010 г. возбуждено исполнительное производство №34/3/29785/0/2010 в отношении должника администрации г.Костромы.
Администрация г.Костромы обратилась в суд с заявлением, в котором просила заменить сторону в вышеуказанном исполнительном производстве с администрации г.Костромы на Костромскую область в лице департамента здравоохранения Костромской области в порядке процессуального правопреемства в силу закона. В связи с изменением законодательства к полномочиям органов местного самоуправления организация оказания на территории городского округа первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов не относится. Данные полномочия с 01 января 2012 г. отнесены к государственным полномочиям. На момент вынесения судом решения и возбуждения исполнительного производства администрация г.Костромы являлась учредителем МУЗ города Костромы «Детская городская больница», но впоследствии, после перехода полномочий в силу закона, собственником имущества учреждения стала Костромская область. МУЗ города Костромы «Детская городская больница», после переименования ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» не находится в ведении муниципального образования городского округа город Кострома, не является получателем средств бюджета города Костромы и его расходы не формируются за счет средств местного бюджета. Ввиду изменения действующего законодательства, исключившего организацию медицинского обслуживания из вопросов местного значения, а также ввиду перехода права собственности на имущество вышеназванного учреждения к иному лицу - субъекту Российской Федерации, реальное исполнение вынесенного решения возможно лишь со стороны нового собственника - субъекта РФ Костромской области. Полагает, что поскольку процессуальное правопреемство в результате выбытия стороны, указано в качестве самостоятельного основания в ст.44 ГПК РФ, сторона в исполнительном производстве в лице администрации г.Костромы должна быть заменена стороной - департаментом здравоохранения Костромской области, как уполномоченным от имени собственника органом, осуществлять управление государственным имуществом.
Судом постановлено вышеуказанное определение.
В частной жалобе представитель департамента здравоохранения Костромской области Щеголева Н.А. просит определение суда отменить. Считает, что требование о замене стороны в исполнительном производстве предъявлены к департаменту как к ненадлежащему ответчику. Указывает, что в силу действующего законодательства ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» как бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом и обязано устранить все нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе прокурорской проверки, самостоятельно. Собственник бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Сведений об отсутствии денежных средств и невозможности их получения в будущем учреждением здравоохранения не представлено. Поэтому считает невозможным применять правила о субсидиарной ответственности к данным правоотношениям.
В частной жалобе представитель администрации Костромской области Красавина Е.Е. просит отменить определение суда. Указывает, что в силу прямого указания Федерального закона №83-ФЗ от 08.05.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 01 января 2011 г. исключена обязанность собственника имущества бюджетного учреждения отвечать по обязательствам такого учреждения. В свою очередь ОГБУЗ «Костромская областная детская больница» уполномочено собственником владеть и пользоваться имуществом, и, следовательно, обеспечивать своевременное выполнение установленных законодательством требований к эксплуатации имущества. Таким образом возложение исполнения решения суда на государственные органы Костромской области - департамент здравоохранения Костромской области полагает необоснованным. Полагает, что возложение обязанности по исполнению решения суда на государственные органы Костромской области не соответствует требованиям действующего законодательства. Указывает, что постановлением губернатора Костромской области от №508-а от 19.12.2011 г. МУЗ города Костромы «Детская городская больница» с 01 января 2012 г. принято в собственность Костромской области. Пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что ответственность за погашение кредиторской задолженности муниципальных учреждений здравоохранения, сложившейся по состоянию на 31 декабря 2011 г., несет соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Костромской области, который до 01 января 2012 г. выполнял полномочия собственника в отношении учреждений, указанных в пункте 1 настоящего постановления. Полагает, что администрация г.Костромы обязана была определить объемы финансирования работ по исполнению решения суда, составить смету расходов, инициировать вопрос о включении соответствующих финансовых средств в бюджет городского округа, организовать заключение гражданско-правовых договоров на выполнение работ и их оплату. Считает, что возможность исполнения администрацией г.Костромы решения суда не утрачена и оснований для замены стороны в исполнительном производстве с администрации г.Костромы на Костромскую область в лице Департамента здравоохранения Костромской области в порядке процессуального правопреемства в силу закона не имеется.
В возражениях относительно частной жалобы представителя департамента здравоохранения Костромской области представитель администрации г.Костромы Разгуляев И.В. считает определение суда законным и обоснованным.
На основании ч.2 ст.333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частных жалоб и возражений на частную жалобу представителя департамента здравоохранения Костромской области, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Разрешая заявление, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о замене должника, в установленном решением Димитровского районного суда г. Костромы от 17 июня 2009 г. правоотношении с администрации г.Костромы на Костромскую область в лице департамента здравоохранения Костромской области.
Этот вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Согласно ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст.52 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Согласно Федеральному закону №323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вопросы организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации с 01 января 2012 г. отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в свою очередь органы местного самоуправления обязаны создать условия для оказания медицинской помощи населению (ст.ст.16, 17).
Федеральным законом №313-ФЗ от 29.11.2010 г. в подпункт 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в пункт 12 части 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены соответствующие изменения, вступившие в силу с 01 января 2012 г., согласно которым вопросы организации оказания медицинской помощи исключены из полномочий органов местного самоуправления и отнесены к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.ст.6, 9).
Согласно ст.17 указанного закона, регулирующей вопросы вступления его положений в силу, в 2011 г. органы государственной власти субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления вправе организовывать оказание медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, законодателем с 01 января 2012 г. установлен переход полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального на региональный уровень, в связи с чем, имущество, предназначенное для осуществления указанной деятельности, подлежало безвозмездной передаче субъекту Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в связи с изменением законодательства в сфере охраны здоровья граждан с 01 января 2012 г. на основании решения Думы г.Костромы №240 от 20 октября 2011 г. имущество, находящееся в оперативном управлении МУЗ «Детская городская больница» г.Костромы передано безвозмездно в государственную собственность Костромской области.
Приказом департамента здравоохранения Костромской области №675 от 26.12.2011 г. муниципальное учреждение здравоохранения города Костромы «Детская городская больница города Костромы» переименовано в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Костромская областная детская больница».
Положением о департаменте здравоохранения Костромской области утвержденным постановлением Губернатора Костромской области №546 от 27.12.2007 г. (в ред. постановлений губернатора Костромской области №252 от 15.11.2012 г.) к полномочиям департамента отнесено, в том числе организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области; осуществление от имени администрации Костромской области управления унитарными предприятиями Костромской области в сфере здравоохранения.
В настоящее время у администрации г. Костромы отсутствует обязанность по организации оказания медицинской помощи населению. В силу закона эта обязанность перешла к иному лицу (правопреемнику), которым в соответствии с Положением является департамент здравоохранения Костромской области.
Доводы частных жалоб по вопросам субсидиарной ответственности не могут являться основанием для отмены определения.
Вопрос о возложении обязанности проведения организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, как на медицинское учреждение, так и на лицо, которое по закону возложена обязанность организации оказания медицинской помощи населению, разрешен не обжалуемым определением, а решением суда от 17 июня 2009 г. Определением суда разрешен вопрос исключительно о том, кто является правопреемником администрации г.Костромы в возникших правоотношениях. При этом обжалуемым определением положение самого учреждения здравоохранения как должника не изменялось.
Поскольку доводы частных жалоб не опровергают содержащиеся в определении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного определения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения частных жалоб.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Определение Димитровского районного суда г. Костромы от 23 января 2013 года оставить без изменения, частные жалобы представителей департамента здравоохранения Щеголевой Н.А. и представителя администрации Костромской области Красавиной Е.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: