ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-18267/2021 от 30.11.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-18267/2021

(8г-20016/2021)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово 30 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ларионовой С.Г.,

судей Нестеренко А.О., Сулеймановой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД54RS0001-01-2020-001655-03 по иску прокурора Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанности,

по кассационной жалобе ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области на решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 31 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2021 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ларионовой С.Г., выслушав посредством систем видеоконференц-связи с Дзержинским районным судом г. Новосибирска представителей: ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области Агаркову Ольгу Петровну, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области Почечуеву Наталью Григорьевну, представителя ФСИН России Митчину Наталью Владимировну, поддержавших жалобу ответчиков, выслушав прокурора Козлицкую Ольгу Сергеевну, возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор Новосибирской области обратился в суд с иском к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанности.

Исковые требования мотивированы тем, что в 2019-2020 гг. проведены проверки законности исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ на участках, функционирующих как исправительные центры при ФКУ ИК-3 и ИК- 8 ГУФСИН России по Новосибирской области.

Выявлены существенные нарушения закона, которые до настоящего времени не устранены.

С целью обеспечения исполнения наказания в виде принудительных работ в Новосибирской области приказами Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 14.11.2016 № 911, от 03.07.2019 № 492 «О создании изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях уголовно исполнительной системы Российской Федерации и внесении изменений в уставы федеральных казенных учреждений, подчиненных территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний» при ФКУ ИК-3 и ИК- 8 ГУФСИН России по Новосибирской области (далее - ИК-3, ИК-8) созданы изолированные участки, функционирующие как исправительные центры (далее - УФИЦ).

В уставы ИК-3, ИК-8 внесены соответствующие изменения. УФИЦ при ИК-3 открыт 06.08.2019 по адресу: <адрес>, при ИК- 8 - ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>.

В соответствии с пунктами 13, 14, 15 и 16 положений УФИЦ при ИК-3, ИК-8, утвержденных приказами начальника ИК-3 от 05.08.2019 № 206ос и начальника ИК-8 от 23.01.2017 № 31, основными задачами ФИО5 являются: исполнение в соответствии законодательством Российской Федерации уголовного наказания в виде принудительных работ; охрана прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий отбывания наказания в соответствии с установленными нормами и требованиями международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; обеспечение правопорядка и законности в УФИЦ, безопасности содержащихся в них осужденных, а также сотрудников и гражданского персонала УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территории УФИЦ. Кроме того, согласно п. 17 вышеуказанных положений одной из основных функций УФИЦ является осуществление приема, размещения и содержания осужденных в соответствии с установленными нормами и требованиями.

На момент проверки 16 декабря 2019 г. в УФИЦ ИК-3, общежитие которого рассчитано для проживания 68 осужденных, фактически отбывало наказание 113 лиц.

Таким образом, норма жилой площади на одного осужденного, проживавшего в общежитии УФИЦ ИК-3, составляла 2,4 кв. м., что меньше установленной ч. 1 ст. 60.5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ).

Аналогичные нарушения требований ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ допущены и в деятельности УФИЦ ИК-8, который также функционировал в условиях переполненности, где отбывали наказание 175 осужденных, что практически вдвое превышало его фактическую наполняемость (92 чел.). Норма жилой площади на одного осужденного в общежитии УФИЦ ИК-8 составляла также 2,4 кв.м.

Кроме того, в ходе проверки прокуратурой области в УФИЦ при ИК-8, а также согласно справке начальника отдела капитального строительства и ремонта ГУФСИН области Петровой Ю.С. от 12.12.2019 установлены прогибы дощатых полов, уложенных по деревянным щитам настила на деревянные балки перекрытий 1-го этажа, в местах опирания балок перекрытий 1-го этажа на кирпичные стены наблюдается разрушение цементной стяжки под балками, что в свою очередь создают угрозу обрушения и причинения вреда жизни и здоровью осужденным к принудительным работ и осужденным, которым заменена неотбытая часть наказания на принудительные работы.

В целях устранения нарушений закона 23 декабря 2019 г. заместителем прокурора области начальнику ГУФСИН России по Новосибирской области вносилось представление.

Согласно ответу на представление от 22 января 2020 г. врио начальника ГУФСИН области ФИО9, ответу от 10 февраля 2020 г. заместителя начальника ГУФСИН области ФИО10 и заключению служебной проверки, утвержденного 21 января 2020 г. врио начальника ГУФСИН области ФИО9 комиссия ГУФСИН соглашается с доводами прокуратуры о нарушениях ч.1 ст. 60.5 УИК РФ, принимаются меры для изменения данной ситуации в дальнейшем.

Проведенной 4 марта 2020 г. прокуратурой повторной проверкой соблюдения требований ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ установлено, что нарушения закона не устранены.

По состоянию на 4 марта 2020 г. в УФИЦ ИК-3 содержится 121 осужденный при возможности содержания с учетом ч. 1 ст. 60.5 УРЖ РФ только 68 человек, в УФИЦ ИК-8 - 186 осужденных при возможности содержания 92 человек.

Норма жилой площади общежития УФИЦ ИК-3 на одного осужденного составляет 2,2 кв.м., общежития УФИЦ ИК-8 - 1,9 кв.м.

Согласно письму от 20.09.2019 № исх-55/ТО/42-19134 начальника ГУФСИН области ФИО11 лимиты наполнения УФИЦ были достигнуты в сентябре 2019 года, о чем проинформированы начальники территориальных органов ФСИН России.

На протяжении более 5 месяцев УФИЦ при ИК-3 и ИК-8 функционируют в условиях перелимита, тем самым нарушаются права осужденных, в них содержащихся, на надлежащие материально-бытовые условия.

Также, 27 сентября 2019 г. начальником ГУФСИН области сообщалось начальнику Управления организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России о сложившейся ситуации с переполнением УФИЦ. Ответ из ФСИН России не поступал.

Таким образом, более 5 месяцев органами уголовно-исполнительной системы реальные меры к устранению нарушений закона и приведению нормы жилой площади на каждого осужденного в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 60.5 УИК РФ не приняты, что в свою очередь существенно нарушает права лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ.

Кроме того, по состоянию на февраль 2020 года у 4863 осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, наступил срок возможного обращения в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, в том числе принудительными работами, что также может привести к нарушению их прав на обеспечение нормы жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не менее 4-х кв. м.

По фактам переполнения УФИЦ на территории Новосибирской области ГУФСИН области еженедельно направляются письма в ФСМН России, ответы на информации территориального органа ив ФСУ5Н. России не поступали.

В Новосибирский областной суд также направлена информации о сложившейся ситуации с исполнением принудительных работ.

Обязанность по организации и обеспечению осужденных к принудительным работам нормой жилой площади не менее 4 кв.м, на одного человека возложена на ФСИН России, ГУФСИН России но Новосибирской, области и ФКУ ИК-3, ИК-8 ГУФСИН при которых, созданы участки функционирующие, как исправительные центры.

Ответчики не исполнили установленные законом обязанности по обеспечению нормальных условия проживания осужденных, отбывающих принудительные работы, чем нарушили права граждан па жизнь, здоровье и достоинство личности, которые являются нематериальными благами.

Истец просил обязать ФКУ ИК-3 ГУ ФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской и ФСИН России обеспечить каждого осужденного к принудительным работам нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех, квадратных метров.

Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 31 июля 2020 г. исковые требования прокурора Новосибирской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России о понуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворены частично. Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области» обязано обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области» обязано обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.

В иске к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2020 г. решение Дзержинского районного суда г, Новосибирска от 31 июля 2020 г. отменено в части отказа в иске к ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России, в данной части принято по делу новое решение.

Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 декабря 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

По результатам нового апелляционного рассмотрения решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 31 июля 2020 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области просят отменить решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 31 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2021 г. Заявитель кассационной жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно применены нормы материального права, сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о том, что требования истца не конкретизированы, не указан способ реализации обязанности обеспечить каждого осужденного к принудительным работам нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех, квадратных метров. Судами не дана оценка реальной возможности исполнения требования прокурора Новосибирской области. ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области не наделено самостоятельными полномочиями по созданию участков исправительных центров. Реализация требований Прокурора Новосибирской области путем открытия новых участков исправительных центров возможна лишь при участии сторонних организаций (неопределенного круга лиц), готовых трудоустроить осужденных к принудительным работам. Судами не исследовался вопрос о наличии возможности у ответчиков в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставить место в соответствии с нормой жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не менее четырех квадратных метров. Согласно информации ФСИН России от 12.03.2020 № вх01-86900 в настоящее время обеспечить перевод осужденных к принудительным работам из УФИЦ ГУФСИН России по Новосибирской области в УИ (УФИЦ) других территориальных органов ФСИН России не предоставляется возможным в связи с их переполненностью, а также введением карантинных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Заявитель указывает, что возможность реализации исполнения требований Прокурора Новосибирской области при помощи строительства новых площадей не может быть возложено на ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области.ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области самостоятельно не может обеспечить осужденных положенными нормами жилой площади, поскольку в соответствии со статьей 225 Бюджетного кодекса РФ должны быть выделены бюджетные средства, а требования Истца не содержали требований о выделении в адрес ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области денежных средств и земельных участков для строительства исправительных центров. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора, представителей ответчиков, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, и следует из материалов дела, при проведении проверок прокуратурой Новосибирской области деятельности участков, функционирующих как исправительные центры при ФКУ ИК-8 и ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области выявлены нарушения законов об обеспечении нормой жилой площади на одного осужденного к принудительным работам, а именно: жилая площадь в расчете на одного осужденного в общежитии УФИЦ ФКУ ИК-8 составляет - 2,4 кв. м, в общежитии УФИЦ ФКУ ИК-3 - 2,4 кв. м.

По результатам проведенных проверок прокурором вынесено представление об устранении нарушений.

Обращаясь в суд с иском, учитывая, что надлежащие и достаточные меры не были приняты, суду представлены доказательства в обоснование исковых требований.

Так, из содержания письма ГУФСИН России по Новосибирской области от 17.01.2020 года № исх. 55/ТО/42-914, следует, что участки созданные как исправительные центры при ФКУ ИК-8 и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России при Новосибирской области рассчитаны на 160 мест, где сегодня содержится 280 осужденных, с учетом этого в настоящее время площадь на одного осужденного составляет 2,3 кв.м. (норма в соответствии с ч.1 ст. 60.5 УИК РФ не менее 4 кв.м.). За 2019 год в УФИЦ ФКУ ИК-8 и УФИЦ ФКУ ИК-3 направлено 499 осужденных к наказанию в виде принудительных работ, в связи с отсутствием возможности для размещения осужденных в другие территориальные органы для отбывания наказания направлено 90 осуждённых, 12 осужденных по предварительному согласованию направлены в территориальные органы для отбывания наказания по месту жительства (л.д. 14)

Согласно заключению о результатах служебной проверки установлено, что участки, созданные как исправительные центры при ФКУ ИК-8 и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области рассчитаны на 160 мест, где сегодня находится 302 осужденных (все осужденные обеспечены спальными принадлежностями и местами) За текущий 2019 год в УФИЦ ФКУ ИК-8 и УФИЦ ФКУ РОС-3 направлено 499 осужденных к наказанию в виде принудительных работ, в связи с отсутствием возможности для размещения осужденных в другие территориальные органы для отбывания ; наказания направлено 90 осужденных, 12 осужденных по предварительному согласованию направлены в территориальные органы для отбывания наказания по месту жительства.

Таким образом, комиссия согласилась с доводами прокуратуры о нарушении требований уголовно исполнительного законодательства РФ в отношении не соблюдения требований ч.1 ст.60.5 УИК РФ. ГУФСИН России по Новосибирской области принимаются исчерпывающие меры для изменения данной ситуации в дальнейшем.

Согласно информационному письму об отсутствии возможности размещения осужденных к принудительным работам от 20.09.2019 № исх. I 55/ТО/42-19134 по состоянию на 19.09.2019 года в УФИЦ ИК-8 и УФИЦ ИК-3 достигнут установленный лимит содержания осужденных. Таким образом, в УФИЦ ИК-8 и УФИЦ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области отсутствуют условия для размещения и привлечения к труду осужденных к принудительным работам (л.д. 75).

Также, в сообщении от 27.09.2019 иск. 55/ТО/42-19716 сказано, что по состоянию на 27.09.2019 в УФИЦ ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области отбывает наказание в виде принудительных работ 15 осужденных сверх установленного лимита содержания из 107 осужденных (89 мужчин и 18 женщин), при установленном лимите 92 осужденных (72 мужчины и 20 женщин). Жилая площадь УФИЦ ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области составляет 420 кв.м., т.е. на одного осужденного приходится менее 4 кв.м. В УФИЦ ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области отбывает наказание в виде принудительных работ 19 осужденных сверх установленного лимита; содержания из 87 осужденных при установленном лимите 68 осужденных мужского пола. Жилая площадь УФИЦ ФКУ - 3 ГУФСИН России по Новосибирской области составляет 279 кв.м., т.е. на одного осужденного приходится менее 4 кв.м.

Согласно информации от 14.10.2019 исх-55/ТО/42-20969 об исполнении наказания в виде принудительных работ, на протяжении всего периода работы УФИЦ, наблюдается устойчивая динамика увеличения численности осужденных к принудительным работам, так в 2017 году прошло по учетам 33 осужденных, в 2018 году- 115 осужденных, за истекший период 2019 года -300 осужденных (л.д. 80).

Как следует из письма о численности осужденных УФИЦ от 30.07.2020 года ИСХ-55/ТО/42-14543 по состоянию на 29.07.2020 в УФИЦ при ФКУ ИК- 3 ГУФСИН России по Новосибирской области отбывают наказание в виде принудительных работ 132 осужденных, при установленном лимите наполнения 68 человек, в УФИЦ при ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области лимит 197 осужденных, при установленном лимите наполнения 92 человека.

Из представленных сторонами документов следует, что в настоящее время переполненность УФИЦ является постоянной, ответчиками не оспаривается устойчивая динамика увеличения численности осужденных к принудительным работам.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, статьей 32 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 1, 10, 60.1, 60, 5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности и взаимосвязи, исходил из того, что выявленные в рамках проведенных прокуратурой проверок нарушения норм обеспечения жилой площадью осужденных к принудительным работам в исправительных центрах, созданных при ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ РЖ-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, не устранены, надлежащих и достаточных мер федеральными учреждениями не предпринято, и с учетом того, что переполненность является постоянной, имеет место устойчивая динамика увеличения численности осужденных к принудительным работам, пришел к выводу о возложении на ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области обязанности обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров.

При этом суд не усмотрел оснований для возложения данной обязанности на ГУФСИН России по Новосибирской области, ФСИН России в связи с тем, что непосредственное исполнение наказаний в виде исправительных работ на участках, функционирующих как исправительные центры, возложено именно на ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, которые и полномочны решать вопрос о соблюдении установленной законом нормой жилой площади для осужденных.

Судебная коллегия апелляционного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их обоснованием, указав что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает заявителей жалобы от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований.

Отклоняя доводы представителей ФКУ ИК-3 и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области, апелляционный суд указал, что выводы суда об обоснованности заявленных требований о возложении обязанности на ФКУ «Исправительная колония № 3 и №8 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области» обеспечить каждого осужденного к принудительным работам, отбывающего наказание на участке, функционирующем как исправительный центр ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области нормой жилой площади в расчете на одного осужденного не менее четырех квадратных метров, правомерны, поскольку в судебном заседании допущенные ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ РЖ-3 ГУФСИН России по Новосибирской области нарушения норм обеспечения жилой площади из расчета четырех квадратных метров на одного осужденного нашли свое подтверждение.

Из представленных сторонами документов следует, что в настоящее время переполненность УФРЩ является постоянной, ответчиками не оспаривается устойчивая динамика увеличения численности осужденных к принудительным работам.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает заявителей жалобы от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований.

Согласно Уставу ФКУ РЖ-3 ГУФСРШ России по Новосибирской области (с учетом изменений, внесенных в соответствии с Приложением N 1 к приказу ФСРШ России предметом деятельности учреждения является, в частности: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных договоров Российской Федерации (п. 2.1) (л.д. 194-210).

Аналогичные положения установлены п. 2.1 Устава ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области (с учетом изменений, внесенных в соответствии с Приложением N 1 к приказу ФСИН России).

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения о ФСИН России данный орган осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По смыслу данных норм закона кредитор вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, (осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.

В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России. Следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК средств, субсидиарную ответственность несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - ГУ ФСИН России по Новосибирской области.

В силу обозначенных выше норм, положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей необходимость судебной защиты нарушенных прав, юридически значимыми при рассмотрении настоящего дела являлись, в том числе обстоятельства обращения ФКУ ИК -3 и ФКУ ИК-8 с заявлениями о выделении дополнительного финансирования, решения, принятые по таким заявлениям ГУ ФСИН России по Новосибирской области и ФСИН России.

Однако, как следует из пояснений представителя ответчиков ИК 3 и ИК-8, в суде апелляционной инстанции, с такими требованиями последние к ФСИН России или ФСИН России по Новосибирской области, не обращались.

Таким образом, понуждение ФСИН России к выделению финансирования (при отсутствии доказательств уклонения) является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на ФСИН России и ГУ ФСИН России обязанности финансирования мероприятий по обеспечению каждого осужденного к принудительным работам, отбывающим наказание на участке, функционирующем как исправительные центры, нормой жилой площади в размене не менее четырех квадратных метров на одного осужденного, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

При таких обстоятельствах, определение судом надлежащим ответчиком по настоящему спору ФКУ ИК-3 и ФКУ ИК-8 и возложение на них соответствующей обязанности следует признать законным и обоснованным.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Основания и мотивы, по которым судебные инстанции пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, подробно приведены в мотивировочной части судебных постановлений, и оснований считать их неправильными не имеется.

Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на ФСИН России и ГУФСИН России обязанности финансирования мероприятий по обеспечению каждого осужденного к принудительным работам, отбывающим наказание на участке, функционирующем как исправительные центры, нормой жилой площади в размене не менее четырех квадратных метров на одного осужденного, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Оснований не согласиться с выводами суда суд кассационной инстанции не усматривает.

Доводы заявителя приводились при рассмотрении дела, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.

Данные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права или допущении существенных нарушений норм процессуального права, и, по существу сводятся к несогласию с выводами суда по обстоятельствам дела, направлены на переоценку доказательств, что не может быть основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов в кассационной инстанции.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не было допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 31 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области и ФКУ ИК-8 ГУФСИН России по Новосибирской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.Г. Ларионова

Судьи А.О. Нестеренко

А.С. Сулейманова