ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-20329/2021 от 20.07.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 88-20329/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-2288/2019

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 20 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Якубовской Е.В.,

судей Губаревой С.А., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного материального обеспечения, о возложении обязанности установить и выплачивать ежемесячное материальное обеспечение по кассационной жалобе представителя департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по доверенности ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Гагаринского района, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного материального обеспечения, обязании установить и выплачивать ежемесячное материальное обеспечение с момента достижения возраста 58 лет – с 30 апреля 2017 года.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 14 ноября 2019 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2020 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 23 июля 2019 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. Признан незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя в назначении ФИО1 ежемесячного материального обеспечения. На Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя возложена обязанность установить и выплачивать ФИО1 ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий.

В кассационной жалобе представитель ответчика департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по доверенности ФИО6 просит отменить апелляционное определение в связи с тем, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно были применены нормы материального права. В обоснование жалобы указывает, что 12 августа 2014 года не является датой полной ликвидации органов власти Украины, в документах ФИО1 отсутствуют сведения об увольнении по инициативе работодателя в связи с ликвидацией организации. ФИО1 отказано в назначении дополнительного материального обеспечения, поскольку при увольнении с государственной службы не были соблюдены условия, при которых назначаются пенсии государственным служащим, предусмотренные нормами законодательства Украины о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 замещала должность государственного служащего в финансовом отделе Гагаринской районной государственной администрации г. Севастополя, уволена с должности 11 августа 2014 года по соглашению сторон согласно пункту 1 статьи 36 КзоТ Украины.

12 августа 2014 года ФИО1 принята на государственную гражданскую службу в Правительство Севастополя на должность ведущего специалиста департамента экономической политики и финансов, 31 октября 2014 года уволена с замещаемой должности в связи с выходом на пенсию по старости по достижению 55-летнего возраста.

Стаж государственной службы истца ФИО1 на день увольнения составлял более 10 лет.

В настоящее время истец состоит на учете в Отделе Пенсионного фонда в Гагаринском районе г. Севастополе и получает страховую пенсию по старости.

15 мая 2018 года ФИО1 в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» подала заявление на установление ежемесячного материального обеспечения с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года.

16 мая 2018 года управлением социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя ФИО1 отказано назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 № 106 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», в связи с отсутствием основания для установления ежемесячного материального обеспечения, поскольку при увольнении с государственной службы не были соблюдены условия, при которых назначаются пенсии государственным служащим, предусмотренные нормами законодательства Украины о государственной службе, действовавшего территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года.

15 августа 2018 года ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя для разъяснения вопроса по поводу получения ежемесячного материального обеспечения в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23января 2015 года № 106 мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих территории города Севастополя».

Департаментом труда и социальной защиты населения г. Севастополя 13 ноября 2018 года ФИО1 даны разъяснения относительно получения ежемесячного материального обеспечения в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 №106 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», в которых отказ в ежемесячного материального обеспечения мотивирован недостижением ФИО1 возраста назначения материального обеспечения (58 лет) на 31 декабря 2014 года.

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, обратившись за назначением пенсии по возрасту в 2014 году в связи достижением 55 лет, воспользовалась своим правом досрочного выхода на пенсию по возрасту, предусмотренным Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», на момент достижения 58 лет на госслужбе не работала, правовые основания для назначении ей ежемесячного материального обеспечения в соответствии счастью 2 статьи 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №106 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» отсутствуют.

Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, с выводами суда первой инстанции не согласилась, отменяя решение пришла к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 исходя из следующего.

Так, статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательным Собранием г. Севастополя принят Закон города Севастополя от 23 января 2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», в соответствии со статьей 2 которого Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства Украины о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, с 1 января 2015 года к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливается ежемесячное материальное обеспечение.

В силу пункта 2 части 2 указанной статьи ежемесячное материальное обеспечение устанавливается, в частности, лицам, имеющим право на пенсию по состоянию на 31 декабря 2014 года включительно, но не обратившимся за ней на указанную дату, лицам, не достигшим на 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначается, а также нетрудоспособным членам семей умершего получателя ежемесячного материального обеспечения (за исключением членов семьи, получающих ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с пунктом 1 настоящей части), ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года. При этом размер ежемесячного материального обеспечения определяется как разница между размером, определенным с применением норм указанного законодательства, и размером страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Суд апелляционной инстанции из системного анализа норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, сделал обоснованный вывод о том, что существенным для возможности применения в отношении гражданина указанной нормы является наличие права на пенсию по состоянию на 31 декабря 2014 года включительно при условии не обращения за ее получением на указанную дату, а также не достижение на 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначается.

В соответствии со статьей 37 Закона Украины «О государственной службе» (в редакции, действовавшей до 21 февраля 2014 года) на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 лет, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые в период достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы в период достижения указанного возраста.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет. До достижения указанного возраста, право на пенсию по возрасту имеют, в частности женщины, которые родились с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года при достижении ими возраста 58 лет.

Суд апелляционной инстанции при вынесении оспариваемого постановления учел, что с истцом ФИО1 расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы города Севастополя по инициативе гражданского служащего в связи с выходом на пенсию в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что соответствует условиям назначения ежемесячного материального обеспечения. ФИО1 на 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначается (58 лет), не достигла.

Основной довод кассационной жалобы заключается в том, что при 12 августа 2014 года не является датой полной ликвидации органов власти Украины и должностей государственных служащих, с чем нельзя согласиться, так как такая позиция кассатора основана на субъективном и ошибочном толковании норм права.

В Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 года № 6- ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь» прямо указано, что все органы власти Украины в городе Севастополе были полностью ликвидированы и трудовые договоры с государственными служащими Украины расторгнуты.

Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 27 мая 2014 № 216-ОД «О ликвидации Севастопольской городской государственной администрации», на выполнение распоряжения и.о. Губернатора города Севастополя от 25 мая 2014 было принято решение ликвидировать структурные подразделения Севастопольской городской государственной администрации путем прекращения их деятельности.

В соответствии со статьей 37 Закона Украины «О государственной службе», действовавшим до 21 февраля 2014 года, пенсия государственного служащего назначалась при соблюдении только 3-х условий: достижение необходимого пенсионного возраста; страховой стаж 30 лет; на момент выхода на пенсию работать на должности государственного служащего и иметь 10 лет стажа государственной службы.

Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные в дело доказательства, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи с тем, что ежемесячное материальное обеспечение для категории лиц, не достигших до 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначалась, должно быть назначено при не соблюдении первого условия и при полном соблюдении остальных двух, а именно: 1) не достижение необходимого пенсионного возраста до 31 декабря 2014 года, в рассматриваемом случае это 58 лет; 2) страховой стаж 30 лет; 3) на момент полной ликвидации всех органов власти Украины (12 августа 2014 года) работать на должности государственного служащего и иметь 10 лет стажа государственной службы Украины.

В рассматриваемом случае, ФИО1 указанным критериям соответствует, поскольку в переходный период в 2014 году она замещала должность госслужбы в финансовом отделе Гагаринской районной государственной администрации (уволена 12 августа 2014 года), имела стаж госслужбы более 10 лет, страхового более 30 лет (часть 1 статьи 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 года № 3723-XI1 «О государственной службе»), имела все основания для назначения пенсии госслужащего, кроме одного условия - «не достигла возраста, при котором такая пенсия назначается», что и является основанием для назначения ежемесячного материального обеспечения (подпункт «в» пункта 2 Постановления Правительства Севастополя от 22 января 2015 года № 19-ПП «Об утверждении Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан»).

Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.

Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.

Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.

Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по доверенности ФИО6 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Постановление24.08.2021