ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ГА-014001-02/16 от 22.11.2016 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 11а-16946/2016 Судья: Боднарь Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 ноября 2016 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Сапрыгиной Л.Ю.,

судей Смолина А.А., Аганиной Т.А.,

при секретаре Бойченко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Якушкина А.А. на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 июля 2016 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Челябинской области № 22 к Якушкину А.А. о взыскании задолженности по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Челябинской области № 22 Акимцевой Я.В., судебная коллегия,

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по России № 22 по Челябинской области (далее МИФНС России № 22 по Челябинской области) обратилась к Якушкину А.А. с административным иском о взыскании задолженности по уплате недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме **** руб. **** коп., пени по нему **** руб. **** коп.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме **** руб., недоимки по земельному налогу за 2012 год в сумме **** руб. **** коп., пени по нему - **** руб. **** коп.

В обоснование административного иска указано, что Якушкин А.А. является плательщиком налога на имущество, транспортного и земельного налога. Обязанность по уплате налога ответчиком исполнена не была, в связи с чем налогоплательщику было направлены требования с предложением погасить имеющуюся задолженность в добровольном порядке. До настоящего времени требования не исполнены.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.


2

Административный ответчик Якушкин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд постановил решение об удовлетворении административных исковых требований.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Якушкин А.А. обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2012, 2013 № 1376527 было направлено за пределами срока установленного законом. Также полагает, что административным истцом пропущен срок направления требования об уплате налога за 2012 и 2013 годы, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с пропуском срока.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 22 по Челябинской области Акимцева Я.В. в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения.

Административный ответчик Якушкин А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии с частью 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела в полном объеме, мнение представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Челябинской области № 22 Акимцевой Я.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о


3

взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью первой статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений части 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым периодом, согласно с ст.360 НК РФ, признается календарный год.

В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской федерации.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской


4

Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 398 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Порядок уплаты налога на имущество физических лиц в этот налоговый период был регламентирован Законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон о налогах на имущество).

Как следует из пункта 1 статьи 1 Закона о налогах на имущество плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения являются, в том числе квартиры, гаражи, иные строения, помещения (статьи 2 Закона о налогах на имущество).

В соответствии с пунктами 1, 2, 9 статьи 5 Закона о налогах на имущество исчисление налогов производится налоговыми органами.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный ответчик Якушкин А.А. является собственником автомобилей: ****, государственный номер **** , с 07 сентября 2005 года по настоящее время, ****, государственный номер ****, который снят с учета 11 декабря 2015 года.


Кроме того, Якушкин А.А. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: ******** и земельного участка, расположенного по адресу: ****.

По данным объектам налоговым органом были начислены суммы налогов.

Налоговым органом в установленный законом срок Якушкину А.А. направлено налоговое уведомление № 869215 от 23 апреля 2013 года за 2012 год начислены: транспортный налог в сумме **** руб., земельный налог в сумме **** руб., налог на имущество в сумме **** руб.

Также Якушкину А.А. направлены налоговое уведомление № 1667213 от 23 мая 2014 года за 2013 год начислен земельный налог в сумме **** руб.; налоговое уведомление № 1033753 от 15 мая 2015 года за 2014 год начислены земельный налог в сумме **** руб., налог на имущество в сумме **** руб., начислен с учетом перерасчета за 2012-2014 год транспортный налог в сумме **** руб.; налоговое уведомление № 1376527 от 25 июня 2015 года начислен с учетом перерасчета за 2012-2014 год транспортный налог в сумме **** руб.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный законом срок Якушкину А.А. направлены: требование № 164492 по состоянию на 30 ноября 2012 года согласно которому административному истцу предлагается в срок до 21 января 2013 года погасить недоимку по транспортному налогу за 2011 год в сумме **** руб., недоимку по земельному налогу в сумме **** руб., пени **** руб.; требование № 251173 по состоянию на 09 ноября 2013 года, согласно которому административному истцу предлагается в срок до 25 декабря 2013 года погасить недоимку по транспортному налогу за 2012 год в сумме **** руб., и пени в сумме **** руб., недоимку по земельному налогу в сумме **** руб., пени **** руб.; требование № 404856 по состоянию на 12 октября 2015 года, согласно которому административному истцу предлагается в срок до 24 ноября 2015 года погасить недоимку по транспортному налогу за 2012-2014 год в сумме **** руб., и пени в сумме **** руб., пени по земельному налогу в сумме **** руб., налог на имущество в сумме **** руб. и пени **** руб.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


С настоящим исковым заявлением МИФНС России № 22 по Челябинской области обратилась в суд 27 апреля 2016 года, то есть в установленный законом срок.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные налоговым органом требования о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, а также пени в присужденных к взысканию суммах, поскольку административным ответчиком не была выполнена обязанность по уплате налога в установленные законом сроки.

Доводы апелляционной жалобы Якушкина А.А. о том, что налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2012, 2013 № 1376527 от 25 июня 2015 года было направлено за пределами срока установленного законом, несостоятельны.

Из материалов дела следует, что налоговым органом произведен перерасчет транспортного налога за 2012, 2013 и 2014 годы и в адрес Якушкина А.А. 20 июля 2015 года направлено налоговое уведомление № 1376527 от 25 июня 2015 года, что подтверждено списком заказных писем с указанием номера почтового идентификатора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом транспортного налога признается календарный год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.


Таким образом, МИФНС России № 22 по Челябинской области в 2015 году имело право направить налогоплательщику налоговое уведомление за 2012, 2013 и 2014 годы - за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы о том, что административным истцом пропущен срок направления требования об уплате транспортного налога за 2012 и 2013 годы.

Согласно пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В налоговом уведомлении об уплате транспортного налога за 2012, 2013 № 1376527 от 25 июня 2015 года указан срок уплаты налога до 01 октября 2015 года.

Требование № 404856 от 12 октября 2015 года об уплате транспортного налога за 2012-2014 годы и пени направлено налоговым органом в адрес Якушкина А.А. 23 октября 2015 года, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как уже отмечено выше, 23 октября 2015 года налоговым органом Якушкину А.А. направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени со сроком исполнения до 24 ноября 2015 года.

В суд с настоящим административным исковым заявлением МИФНС России N 22 по Челябинской области обратилась 27 апреля 2016 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени.

Таким образом, административное исковое заявление подано с соблюдением сроков обращения в суд, а доводы апелляционной жалобы Якушкина А.А. о пропуске налоговым органом срока обращения в суд несостоятельны, поскольку основанным на неверном толковании норм права.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для


удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якушкина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи