ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-196/17 от 29.09.2020 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«29» сентября 2020 года г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи, - С.В. Качан,

с участием государственного обвинителя Большекаменского межрайонного прокурора – Обухова С.А.,

подсудимого – Исаева А.В.,

защитника - адвоката Мельниченко А.А.,

при секретаре судебного заседания – Казанцевой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о возвращении прокурору уголовного дела в отношении Исаева Алексея Вячеславовича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ;

УСТАНОВИЛ:

Органами предварительного следствия Исаев А.В. обвиняется в том, что с 30.09.2010 Исаев А.В. на основании постановления администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края № 1796 от 30.09.2010 «О назначении директора МУ «Служба единого заказчика» ЗАТО г. Большой Камень», является директором МУ «Служба единого заказчика» ЗАТО г. Большой Камень», в последующем переименованного в МКУ «Служба единого заказчика», и осуществляет свою деятельность на основании трудового договора № 2238/2 от 29.09.2010.

МКУ - «Служба единого заказчика», является юридическим лицом, действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации городского округа Большой Камень от 01.02.2011 № 134 с последующими изменениями (далее - Устав). В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Устава, основной целью создания учреждения в городском округе Большой Камень является организация исполнения вопросов местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 2.2 ст. 2 Устава, основными задачами, в том числе, являются организация размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для решения вопросов местного значение: заключение и контроль исполнения контрактов с выбранными подрядчиками. В соответствии с п. 3 ст. 3 Устава, основной функцией учреждения, в том числе, является организация контроля и организация технического надзора за строительством, реконструкцией, за проведением капитального ремонта, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектам и сметным расчетам, строительным нормам и правилам на производство и приемку работ выполненных за счет бюджетных средств.

Директор МКУ «Служба единого заказчика» Исаев А.В. наделен организационно – распорядительными и административно – хозяйственными полномочиями, а именно в соответствии со ст. 7 Устава, трудовым договором от 29.09.2010 № 2238/2 и дополнительным соглашением к данному трудовому договору от 29.11.2013, является единоличным исполнительным органом МКУ «Служба единого заказчика» и к его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию учредителя, действует без доверенности от имени МКУ «Служба единого заказчика», представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях в пределах, установленных контрактом и договором о закреплении имущества, распоряжается, денежными средствами согласно утвержденной сметы, заключает договоры: в пределах компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников МКУ «Служба единого заказчика», и является должностным лицом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 указанного трудового договора Исаев А.В. обязан: обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения: обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке: обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения; обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации при выполнении финансово-хозяйственных операций.

10.12.2013 постановлением администрации городского округа ЗАТО Большой Камень № 1945 утверждена муниципальная программа «Развитие образования в городском округе ЗАТО Большой Камень на 2014-2018 годы» (далее - Программа) с последующими изменениями, в структуре которой предусмотрена подпрограмма № 1 «Развитие дошкольного образования в городском округе Большой Камень». Подпрограммой предусмотрено строительство детского сада на 280 мест по ул. Гагарина в г. Большой Камень. Согласно Подпрограмме, строительство детского сада на 280 мест планируется осуществить за счёт средств краевого и местного бюджетов на условиях софинансирования, определенного Порядком предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края от 16.05.2013 № 180-па «Развитие образования Приморского края на 2014-2017 годы».

11.09.2015 между МКУ «Служба единого заказчика» в лице директора Исаева А.В. и ООО «ПримСгройТреет» в лице генерального директора Пантелеева Е.П., заключен муниципальный контракт № 125/М.К на выполнение строительных работ по объекту «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» (2-я очередь).

04.12.2015 в рамках исполнения Подпрограммы между МКУ «Служба единого заказчика», в качестве заказчика, и ООО «ПримСтройТрест», в качестве поставщика, заключен муниципальный контракт № 206/МК на поставку материалов по объекту «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» (далее - Контракт). Техническим заданием к указанному контракту предусматривалась в числе прочего поставка блока стенового андезитобазальтового M100 390*190*190 мм. в количестве 12 000 штук и блока перегородочного андезитобазальтового Ml00 390*90*190 мм. в количестве 26 000 штук.

Согласно п. 5.3.1, Контракта МКУ «Служба единого заказчика» обязано провести экспертизу выполненных поставок, принять материалы в целом на основании заключения о соответствии результатов выполненных поставок условиям муниципального контракта, составленного по результатам контрольных мероприятий, после устранения поставщиком всех недостатков, отраженных в актах и журналах поставок, оплатить его в установленном порядке после подписания акта обеими сторонами. В соответствии с п. 5.4. Контракта МКУ «Служба единого заказчика» вправе пригласить на проведение контрольных мероприятий специалиста от третьих лиц, требовать от поставщика замены недоброкачественных материалов, восполнения недопоставленного количества материалов, а также документов качества поставщиков в установленный срок, отказаться от приемки некачественных материалов и их оплаты.

Согласно п. 6.1. и 6.2. Контракта расчет производится не более чем в течение 5 дней после подписания акта поставки обеими сторонами и предъявления счета - фактуры (счета) поставщиком. Заказчик в течение 1 рабочего дня со дня получения всех необходимых документов, включая акт поставки, документов качества, счета (счёта - фактуры) и товарных накладных на материалы, изделия, проводит экспертизу выполненных поставок. В случае отсутствия замечания к объёму и качеству выполненных поставок принимает их, подписывает акт поставки и передает один экземпляр в совокупности с заключением экспертизы поставщику.

Согласно п. 7.1. Контракта сдача результата поставки материалов поставщиком и приёмка его заказчиком (по количеству, качеству и наличия документов качества поставщиков) оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ по поставке материалов (акт поставки), подписанным обеими сторонами на основании заключения заказчика о соответствии результатов выполненных поставок условиям контракта.

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства.

17.12.2015 в период с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут Исаев Л.В., находясь в помещении МКУ «Служба единого заказчика» по адресу: Приморский край, г. Большой Камень, ул. Блюхера, 21, действуя умышленно, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, из иной личной заинтересованности, выраженной в стремлении проявить себя перед учредителем МКУ «Служба единого заказчика» и руководителями органов исполнительной власти Приморского края в качестве успешного руководителя, эффективно и своевременно реализующего полномочия по решению вопросов местного значения, а именно по своевременному освоению выделенных из местного и краевого бюджетов субсидий, в рамках реализации подпрограммы № 1 «Развитие дошкольного образованна в городском округе Большой Камень» муниципальной программы «Развитие образования в городском округе Большой Камень на 2014 - 2018 годы», совершил действия входящие в круг его должностных полномочий при отсутствии оснований для их совершения, а именно в нарушение п. 5.3.1, 6.1., 6.2. и 7.1. муниципального контракта № 206/МК на поставку материалов по объекту «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» от 04.12.2015, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ч. 2 ст. 34 и ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», без проведения экспертизы поставленного материала на соответствие условиям муниципального контракта, принял поставленные ООО «ПримСтройТрест» по муниципальному контракту № 206/МК на поставку материалов по объекту «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» от 04.12.2015 блок стеновой, не отвечающий требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень и техническому заданию к контракту № 206/МК в количестве 12 000 штук, и блок перегородочный, не отвечающий техническому заданию к контракту № 206/МК в количестве 26 000 штук, а также не соответствующие представленным сертификатам соответствия, то есть несоответствующие заявленным в указанном муниципальном контракте требованиям, подписав акт сдачи-приемки № 1 выполненных работ по поставке материалов от 17.12.2015. В соответствии с данным актом, блок стеновой андезитобазальтовый Ml00 390*190*190 мм. в количестве 12 000 штук стоимостью 1 199 339,42 рублей, и блок перегородочный андезнтобазальтовый М100 390*90*190 мм. в количестве 26 000 штук стоимостью 2 484 026,60 рублей приняты МКУ «Служба единого заказчика», к качеству, количеству, ассортименту, комплектности Претензий не имеется. К поставленным блокам приложены сертификаты соответствия производителя ОАО «Тереховский ЗБИ», фактически не соответствующие поставленным блокам.

Согласно заключению № 1 по результатам строительно-технической судебной экспертизы от 20.12.2016, блоки стеновые имеют прочность на сжатие 4,3 МПа, по ГОСТ 6333-99 соответствуют марке М35. Средняя плотность 1165 кг/м3. Блоки для перегородок имеют прочность 6,4 МПа, по ГОСТ 6133-99 соответствуют марке М50. Средняя плотность 1414 кг/м3. Блоки стеновые и блоки для перегородок не соответствуют требованиям ГОСТ 6133-99 по высоте.

Согласно заключению № 2 по результатам строительно-технической судебной экспертизы от 20.12.2016, блоки стеновые и блоки для перегородок нe соответствуют требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень и техническому заданию к контракту № 206/МК по высоте. Блоки стеновые имеют прочность на сжатие 4,3 МПа, по ГОСТ 6133-99 соответствуют марке М35. Марка блоков не соответствует требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень (заложена марка 100) и технического задания к контракту № 206/МК (заложена марка 100). Средняя плотность блоков – 1165 кг/м3 не соответствует требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень (заложена плотность 1550 кг/м3). Блоки для перегородок имеют прочность 6,4 МПа, по ГОСТ 6133-99 соответствуют марке М50. Марка блоков не соответствует техническому заданию к контракту № 206/МК (заложена марка 100).

Затем в период с 17.12.2015 по 22.12.2015 Исаев А.В., продолжая свои незаконные действия, передал указанный акт сдачи-приемки № 1 от 17.12.2015 и счёт-фактуру № 157 от 15.12.2015 в бухгалтерию МКУ «Служба единого заказчика» и дал поручение сотрудникам бухгалтерии оплатить поставленные материалы. Платежным поручением № 442193 от 22.12.2015 с расчетного счёта МКУ «Служба единого заказчика» № 40204810200000000033, открытого в УФК по Приморскому краю, на расчетный счёт ООО «ПримСтройТрест» № 40702810300050001533, открытый в ПАО «Дальневосточный банк», были перечислены денежные средства в общей сумме 3 682 366,02 руб. в счёт оплаты за поставленные материалы по муниципальному контракту 206/МК на поставку материалов по объекту «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» от 04.12.2015, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, поскольку применение указанного строительного материала, ввиду несоответствия проектной документации, могло создать угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада после завершения строительных работ, а также причинило на указанную сумму ущерб бюджету городского округа Большой Камень и бюджету Приморского края, так как данные строительные блоки не могут использоваться при строительстве указанного объекта.

Действия Исаева А.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Вместе с тем, в судебном заседании исследовано заключение повторной комплексной судебной строительно-технической экспертизы, согласно выводам которой, фактическая марка по прочности на сжатие камней бетонных стеновых пустотелых «СБ» - М25; фактическая средняя плотность в воздушно-сухом состоянии камней бетонных стеновых пустотелых «СБ» - 1173 кг/м3; фактическая марка по прочности на сжатие камней бетонных стеновых пустотелых «СБ2» - М100; фактическая средняя плотность в воздушно-сухом состоянии камней бетонных стеновых пустотелых «СБ2» - 1504 кг/м3; фактическая марка по прочности на сжатие камней бетонных перегородочных пустотелых «ПБ» - М35; фактическая средняя плотность в воздушно-сухом состоянии камней бетонных перегородочных пустотелых «ПБ» - 1443 кг/м3. Камни бетонные стеновые пустотелые с маркировкой «СБ» имеют прочность на сжатие 3,16 МПа, по ГОСТ 6133-99 соответствуют марке М25. Данная марка по прочности не соответствует требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень. Блоки стеновые с маркировкой «СБ» не соответствуют так же по высоте (геометрические параметры). Камни бетонные стеновые пустотелые с маркировкой «СБ2» имеют прочность на сжатие 12,3 МПа по ГОСТ 6133-99 соответствуют марке М100. Данная марка по прочности на сжатие соответствует требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень. Средняя плотность камней бетонных стеновых пустотелых «СБ2» составляет 1504 кг/м3, что ниже проектных данных на 46 кг/м3 (проектная средняя плотность 1550 кг/м3). Камни бетонные стеновые пустотелые с маркировкой «СБ2» соответствуют проектным данным и техническому заданию по геометрическим параметрам. На основании проектных данных марка по прочности камней бетонных перегородочных пустотелых М35, средняя плотность 1390 кг/м3. Геометрические размеры 390*90*190 мм. (на основании технического задания к контракту № 206/МК). Камни бетонные перегородочные пустотелые с маркировкой «ПБ» имеют прочность на сжатие 4,2 МПа, по ГОСТ 6133-99 соответствуют марке М35. Данная марка по прочности на сжатие соответствует требованиям проекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень. Средняя плотность камней бетонных перегородочных пустотелых «ПБ» составляет 1443 кг/м3, что выше проектных данных на 53 кг/м3. Камни бетонные перегородочные пустотелые с маркировкой «ПБ» соответствуют проектным требованиям и требованиям технического задания по геометрическим параметрам. По использованию камней бетонных стеновых пустотелых с маркировкой «СБ», «СБ2» и камней бетонных перегородочных пустотелых с маркировкой «ПБ» в строительстве объекта «Детский сад на 280 мест по ул. Гагарина» в г. Большой Камень принимает решение организация - проектировщик (автор проекта) после проведения расчетов нагрузок на конструкции по полученным результатам испытания лаборатории и тем самым определяет угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада.

В связи с выявленными противоречиями в судебном заседании судом поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору для пересоставления обвинительного заключения.

Прокурор в судебном заседании согласился с наличием оснований для возвращения данного уголовного дела прокурору.

Подсудимый Исаев А.В. и его защитник – адвокат Мельниченко А.А. в судебном заседании возражали против возвращения дела прокурору.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 № 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)», если в ходе судебного разбирательства выявлены существенные нарушения закона, указанные в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 237 УПК РФ, допущенные в досудебном производстве по уголовному делу и являющиеся препятствием к постановлению судом приговора или вынесения иного итогового решения, не устранимые судом, то суд по ходатайству стороны или по своей инициативе возвращает дело прокурору при условии, что их устранение не будет связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия.

В соответствии с ч. 1 ст. 237 УПК РФ суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление составлены с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, акта или постановления.

Исходя из требований ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении указываются, наряду с другими данными - существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, а также перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания.

Вместе с тем, обвинительное заключение в отношении Исаева А.В. составлено без учёта повторной комплексной судебной строительно-технической экспертизы.

В соответствии со ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд лишен возможности принять по делу решение, поскольку при постановке итогового решения суд не вправе вносить уточнения и дополнения относительно характеристик бетонных стеновых и перегородочных блоков.

Допущенные органом предварительного следствия нарушения уголовно – процессуального законодательства исключают возможность рассмотрения данного уголовного дела на основании данного обвинительного заключения.

Суд приходит к выводу, что рассмотрение уголовного дела по существу при изложенных обстоятельствах повлечёт нарушение прав подсудимого на защиту.

Поскольку устранение вышеуказанных обстоятельств невозможно в ходе судебного следствия, так как требует пересоставление обвинительного заключения, уголовное дело по обвинению Исаева А.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ подлежит возвращению Большекаменскому межрайонному прокурору в порядке п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 237, 256, 271 УПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Возвратить Большекаменскому межрайонному прокурору уголовное дело () в отношении Исаева Алексея Вячеславовича, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ, для устранения препятствий его рассмотрения судом.

На постановление может быть подана апелляционная жалоба и (или) принесено апелляционное представление в Приморский краевой суд через Шкотовский районный суд Приморского края в течение 10 суток со дня вынесения постановления, а подсудимым, содержащимся под стражей, в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Председательствующий С.В. Качан