дело № 1- 19/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Вязьма «18» июля 2018 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего - судьи Абясовой З.Р.,
при секретарях Москалевой К.С., Додиной М.А.,
с участием государственных обвинителей – заместителя Смоленского транспортного прокурора - Тарасова А.Н., помощника Смоленского транспортного прокурора Казакова А.А., помощника Смоленского транспортного прокурора Степушенковой А.П.,
подсудимого – Рося К.А.,
защитника – адвоката Калюжной В.В., предоставившей удостоверение № ХХХ и ордер № ХХХ от 30 ноября 2017 года Кировской областной коллегии адвокатов,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Рося К.А., ** ** ** года рождения, уроженца ......, гражданина Российской Федерации, со средне-специальным образованием, состоящего в браке, имеющего на иждивении двоих малолетних детей, работающего <данные изъяты> зарегистрированного по адресу: ... проживающего по адресу: ..., ранее не судимого
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Органами предварительного следствия Рося К.А. обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, при следующих обстоятельствах.
ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее ОАО Центральная ППК») Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации выдана лицензия серии ХХХ № ХХХ от 16.04.2014 на осуществление перевозок в пригородном сообщении, в дальнем следовании скорыми поездами, в дальнем следовании пассажирскими поездами.
Согласно договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области в 2016 году от 08.12.2015 № ХХХ ОАО «Центральная ППК» осуществляет организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Смоленской области.
30.12.2016 между ОАО «РЖД» и ОАО «Центральная ППК» заключен договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем № ХХХ (далее Договор Аренды), который распространяет свое действие с 01.01.2016 по 31.03.2017 (пункты 12.1, 12.2 Договора Аренды). Согласно Договору Аренды ОАО «РЖД» предоставляет ОАО «Центральная ППК» за плату во временное владение и пользование моторвагонный подвижной состав и оказывает услуги по управлению и эксплуатации Транспорта по железнодорожным путям общего пользования локомотивными бригадами ОАО «РЖД» для осуществления перевозки пассажиров и багажа.
Пунктами 4.1.2, 4.1.8 Договора Аренды ОАО «РЖД» обязано: оказывать ОАО «Центральная ППК» услуги по управлению и эксплуатации арендованного транспорта локомотивными бригадами ОАО «РЖД»; допускать к управлению Транспортом локомотивные бригады, состав и квалификация которых удовлетворяют требованиям нормативных актов в сфере железнодорожных перевозок.
Согласно Приложения № ХХХ к Договору Аренды, в аренду Моторвагонного депо Смоленск-1 - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» предоставлен транспорт - <данные изъяты> № ХХХ
Согласно трудовому договору от 13.02.2009 № ХХХ и дополнительному соглашению от 12.12.2013 № ХХХ, Рося К.А. назначен с 12.12.2013 на должность <данные изъяты> - структурного подразделения Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» (далее ТЧ-43) с возложением на него трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией. 06.07.2017, согласно приказу № ХХХ от 30.06.2017, Рося К.А. по собственному желанию уволился из ТЧ-43.
Должностной инструкцией для локомотивных бригад является «Положение о локомотивной бригаде ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 29.12.2005, № ЦТ-ХХХ (далее Положение), пункт 3 которой закрепляет, что «Работники локомотивных бригад руководствуются в своей деятельности законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Положением».
01.06.2016 Рося К.А. согласно приказу от 18.05.2016 № ХХХ исполнял обязанности машиниста-инструктора локомотивных бригад ТЧ-43 и находился в ... совместно с бригадиром (освобожденным) предприятий железнодорожного транспорта ТЧ-43 А.С., с которым выполнял возложенные на него трудовые обязанности.
01.06.2016 в период с 17 часов 00 минут до 18 часов 29 минут, точное время в ходе предварительного следствия не установлено, с Рося К.А. по мобильному телефону связался заместитель начальника депо по эксплуатации ТЧ-43 Р.В. и указал о необходимости проследовать на железнодорожную станцию ... совместно с А.С. для проследования в качестве локомотивной бригады электропоезда <данные изъяты> № ХХХ в составе поезда № ХХХ по маршруту «...» и № ХХХ по маршруту «<данные изъяты>».
01.06.2016 в период с 17 часов 00 минут до 18 часов 29 минут, точное время в ходе предварительного следствия не установлено, у Рося К.А. возник и сформировался преступный умысел, направленный на оказание услуги по перевозке пассажиров, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей услуги.
При этом, Рося К.А., достоверно знал о том, что подпункт «е» пункта 33 Положения обязывает машиниста «Проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр, а также периодический медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности; перед каждым заступлением на работу знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, и проходить инструктаж по безопасности движения поездов».
Пунктом 15 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (зарегистрированных Минюстом России 28.01.2011 за № 19627), (далее ПТЭ) установлено:
- «В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.
Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, в соответствии с Перечнем профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.03.2007 № 36 (зарегистрирован Минюстом России 03.05.2007, регистрационный № 9399), проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества».
Целью проведения предрейсовых или предсменных медицинских осмотров работников, в силу пункта 2 «Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.07.2010 № 154, является обеспечение безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте общего пользования.
Пунктом 1 «Порядок явки локомотивных бригад на работу» «Местной инструкции по обслуживанию электропоездов локомотивными бригадами моторвагонного депо Смоленск-1 в два лица Московской железной дороги», утвержденной начальником Московской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» Д.Н. 15.05.2014 (далее Местная Инструкция), установлен порядок, при котором «Медицинский осмотр локомотивная бригада проходит перед поездкой и после поездки». Там же установлены требования к локомотивной бригаде, которые обязывают поездную бригаду электропоезда являться на работу к дежурному по депо, где оформляет маршруты и поездные документы.
В то же время, несмотря на то, что вышеуказанные требования непосредственно влияют на безопасность осуществления железнодорожных перевозок, Рося К.А. не желая нести временные затраты, пренебрег ими и не предпринял мер по явке к дежурному по депо для оформления маршрута машиниста, поездных документов, и не осуществил прохождение предрейсового медицинского осмотра, инструктаж по технике безопасности, инструктаж по безопасности движения поездов.
Также Рося К.А. было достоверно известно, что в соответствии с требованиями пункта 14 Общих положений ПТЭ «Право доступа на локомотивы, в кабины управления мотор-вагонными поездами, к специальным самоходным подвижным составам и другим подвижным единицам (далее - подвижные единицы), к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также в помещения, откуда производится управление сигналами и такими устройствами, имеют работники железнодорожного транспорта, должностные обязанности которых предусматривают возможность их нахождения на указанных объектах. Иные лица на указанные в настоящем пункте объекты не допускаются. Управлять подвижными единицами, сигналами, аппаратами, механизмами, другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это работники железнодорожного транспорта во время исполнения служебных обязанностей».
В соответствии с пунктом 10 Основных определений ПТЭ, «локомотивная бригада - работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов, а также мотор-вагонных поездов».
Согласно требованиям пункта 27 Приложения 5 к ПТЭ, «Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими моторвагонных поездов устанавливается владельцем инфраструктуры».
Пунктом 1 Местной Инструкции установлены требования, что «Каждый электропоезд обслуживается бригадой в составе машиниста и помощника машиниста».
В соответствии с требованиями пункта 5 Положения, «помощником машиниста локомотива (моторвагонного подвижного состава (далее МВПС)) может быть назначено лицо, имеющее документы установленного образца о присвоении профессии помощника машиниста локомотива или МВПС, а также заключение машиниста-инструктора, прикрепленного к колонне локомотивных бригад, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях».
В соответствии с трудовым договором от 25.05.2005 № ХХХ и дополнительными соглашениями к нему от 01.06.2006, 01.07.2009, 01.04.2010, 24.06.2010, 02.08.2010, 01.11.2010, 02.04.2012, 10.10.2013, 25.01.2016, 31.03.2017, А.С. в период с 10.10.2013 по 31.03.2017 работал в ТЧ-43 в должности бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта участка производства по текущему ремонту ТР-3, ТР-2, ТР-1 и ТО-3 автомотрис и дизель-поездов ТЧ-43. Обучение по профессии помощник машиниста и (или) машинист электропоезда А.С. не проходил.
Таким образом, А.С. не имел документов установленного образца о присвоении ему профессии помощника машиниста МВПС, и, работая в должности бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта участка производства по текущему ремонту ТР-3, ТР-2, ТР-1 и ТО-3 автомотрис и дизель-поездов ТЧ-43, в соответствии со своими должностными обязанностями и квалификацией не имел права управлением электропоездом и допуска в кабину управления моторвагонным поездом.
Исходя из изложенного, нахождение в кабине управления электропоездом А.С. является нарушением требований указанных нормативных документов и никак не могло положительно повлиять на качество управлением электропоездом, в связи с чем обслуживание электропоезда машинистом Росей К.А. оценивается как «обслуживание моторвагонного поезда одним машинистом».
В соответствии с требованиями пункта 10 Приложения ХХХ к ПТЭ «Поездные локомотивы при обслуживании одним машинистом, а также допускаемые к обслуживанию одним машинистом моторвагонные поезда и специальный самоходный подвижной состав должны быть дополнительно оборудованы следующими средствами и устройствами безопасности:
- системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности, а также системой контроля бодрствования машиниста;
- зеркалами и (или) видеокамерами заднего вида».
Электропоезд ЭР2Р №ХХХ, следовавший 01.06.2016 в составе поезда № ХХХ по маршруту «<данные изъяты>» и № ХХХ по маршруту «<данные изъяты>», системой автоматического управления торможением поезда и системой контроля бодрствования машиниста не оборудован и, следовательно, не мог обслуживаться одним машинистом.
Пунктом 2 Местной Инструкции устанавливается, что «Машинист является старшим и ответственным руководителем бригады электропоезда».
В соответствии с этим, ответственность за нарушения, допущенные при следовании электропоезда <данные изъяты> № ХХХ, несет машинист электропоезда Рося К.А.
Однако, 01.06.2016 около 18 часов 29 минут Рося К.А. совместно с А.С. прибыли к электропоезду <данные изъяты> № ХХХ в составе поезда № ХХХ, находившемуся на железнодорожной станции ... и прошли в помещение кабины управления. После чего Рося К.А., достоверно зная, что все вышеуказанные требования, непосредственно влияющие на безопасность движения железнодорожного транспорта, им не соблюдены, действуя умышленно, осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, незаконно, вопреки установленным требованиям безопасности, при нахождении постороннего лица - А.С. в кабине управления, осуществляя обслуживание моторвагонного поезда одним машинистом, осуществил подачу к платформе железнодорожной станции ... электропоезда <данные изъяты> № ХХХ в составе поезда № ХХХ и его управление с 18 часов 36 минут по 19 часов 34 минуты 01.06.2016 от железнодорожной станции ... до железнодорожной станции ..., в ходе которого была осуществлена перевозка не менее 23 пассажиров. Тем самым Рося К.А. оказал последним услугу по их перевозке, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Далее Рося К.А., достоверно зная, что все вышеуказанные требования, непосредственно влияющие на безопасность движения железнодорожного транспорта, им не соблюдены, действуя умышленно, осознавая преступный характер и общественную опасность своих действий, незаконно, вопреки установленным требованиям безопасности, при нахождении постороннего лица - А.С. в кабине управления, осуществляя обслуживание моторвагонного поезда одним машинистом, осуществил подачу к платформе железнодорожной станции ... электропоезда )<данные изъяты> № ХХХ в составе поезда № ХХХ, и с 20 часов 52 минут по 23 часа 12 минут 01.06.2016 осуществил управление электропоездом <данные изъяты> № ХХХ в составе поезда № ХХХ от железнодорожной станции ... до железнодорожной станции ... и перевозку не менее 35 пассажиров. Тем самым Рося К.А. оказал последним услугу по их перевозке, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
При осуществлении вышеуказанной услуги Рося К.А. осознавал, что железная дорога является источником повышенной опасности и в процессе обслуживания локомотивной бригадой моторвагонных поездов на помощника машиниста возложено большое количество функциональных обязанностей, предусмотренных ПТЭ и другими нормативными документами, регламентирующими безопасность движения на железнодорожном транспорте, не выполнение которых создает угрозу безопасности движения, жизни и здоровью пассажиров.
В судебном заседании защитником подсудимого Рося К.А. адвокатом Калюжной В.В. заявлено устное ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого Рося К.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Подсудимый Рося К.А. в судебном заседании ходатайство защитника – адвоката Калюжной В.В. поддержал, выразил согласие на прекращение в отношении него уголовного дела по ч. 1 ст. 238 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, а также пояснил суду, что осознает юридические последствия заявленного ходатайства. Последствия прекращения уголовного дела по данному не реабилитирующему основанию ему разъяснено и понятно.
Государственное обвинение согласилось с прекращением уголовного дела в отношении подсудимого Рося К.А. по ч. 1 ст. 238 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено Рося К.А. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, т.е. в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
Санкция ч. 1 ст. 238 УК РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет и в силу ч. 2 ст. 15 УК РФ относит данное преступление к категории преступлений небольшой тяжести.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли два года после совершения преступления небольшой тяжести.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по истечении сроков давности уголовного преследования. В соответствии с ч. 2 ст. 27 УПК РФ, прекращение уголовного преследования по данному основанию не допускается, если подсудимый против этого возражает.
В соответствии со ст. 239 УПК РФ в случаях, предусмотренных пунктами 3-6 части первой статьи 24 настоящего кодекса, судья выносит постановление о прекращении уголовного дела.
В судебном заседании установлено, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 238 УК РФ Рося К.А. совершил 01 июня 2016 года, срок давности привлечения к уголовной ответственности Рося К.А. за совершение указанного преступления истек 01 июня 2018 года.
Таким образом, имеются основания для принятия решения об освобождении Рося К.А. от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования и прекращении уголовного дела по данному основанию. Рося К.А. согласен на прекращение в отношении него уголовного дела по ч. 1 ст. 238 УК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, последствия прекращения уголовного дела по этому не реабилитирующему основанию ему разъяснены и поняты.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вещественные доказательства по делу: образцы оттисков печати «Фельдшера» на 3-х листа, печати-штампа «Кабинета ПРМО» на 1-м листе, в белом бумажном конверте, файл кассеты регистрации КЛУБ-У от поезда № ХХХ и № ХХХ за 01 июня 2016 на CD-R-диске, в белом бумажном конверте; маршруты машинистов за 2016 год в двух конвертах, образцы подписи свидетеля Е.В., в белом бумажном конверте, образцы подписи и подчерка Рося К.А., в белом бумажном конверте, маршрут машиниста № ХХХ от 01 июня 2016 года в белом бумажном конверте, хранящиеся при материалах уголовного дела, подлежат оставлению при нем же.
Руководствуясь ст. ст. 24, 236, 239, 256 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить уголовное дело в отношении Рося К.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
Вещественные доказательства по делу: образцы оттисков печати «Фельдшера» на 3-х листа, печати-штампа «Кабинета ПРМО» на 1-м листе в белом бумажном конверте, файл кассеты регистрации КЛУБ-У от поезда № ХХХ и № ХХХ за 01 июня 2016 на CD-R-диске, в белом бумажном конверте; маршруты машинистов за 2016 год в двух конвертах, образцы подписи свидетеля Е.В. в белом бумажном конверте, образцы подписи и подчерка Рося К.А. в белом бумажном конверте, маршрут машиниста № ХХХ от 01 июня 2016 года в белом бумажном конверте, хранящиеся при материалах уголовного дела, оставить при нем же.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через вяземский районный суд в течение 10 суток со дня его оглашения.
Судья З.Р. Абясова. Приговор вступил в законную силу 31.07.2018.