ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-52/19 от 29.05.2019 Октябрьского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 1- 52/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

гп. Приобье 29 мая 2019 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующий судья Юсуфов Ш.М.

при секретаре Самарцевой А.В.

с участием: заместителя прокурора Октябрьского района Митиной Ю.В.

подозреваемого Скрябина С.А.

защитника – адвоката Табуевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании постановление следователя по особо важным делам по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики СЧ СУ УМВД РФ по ХМАО – Югре <данные изъяты> о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела и применении к подозреваемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Скрябина С.А., <данные изъяты> не судимого,

подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ:

У С Т А Н О В И Л:

Скрябин С.А. подозревается в незаконном предпринимательстве, то есть осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, при следующих обстоятельствах:

Скрябин С.А., являясь на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором *** и обладая административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действуя в соответствии с п.п. 5.1-5.2 Устава *** согласно которым общество создается для осуществления коммерческой деятельности в целях извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и для реализации поставленных целей Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации, в нарушение ст.ст.1, 9, 12 ФЗ РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», п.30 ч.1 ст.12 Федерального Закона РФ №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», будучи осведомленным о недопущении с 01.07.2016 осуществления деятельности, связанной с транспортированием отходов I-IV классов опасности без лицензии, и обязанным выполнять необходимые действия, направленные на организацию деятельности предприятия, умышленно, с целью извлечения дохода в особо крупном размере, на основании заключенных с юридическими и физическими лицами договоров на оказание коммунальных услуг, в отсутствие соответствующей лицензии, с использованием предоставленных по договору аренды транспортных средств – ассенизаторских автомобилей, продолжил осуществлять на территории <адрес> транспортирование жидких фракций, а именно – отходов (осадков) из выгребных ям, отходов коммунальных жидких неканализированных объектов водопотребления, которые, в соответствии с блоком 7 Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 года №445, относятся к отходам IV класса опасности, получив за указанный период времени на расчетный счет , открытый в ПАО Сбербанк России, согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, не менее 3 <данные изъяты>, тем самым извлек доход от оказанной им незаконной предпринимательской деятельности в крупном размере.

На основании протокола Общего собрания учредителей *** от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора Скрябин С.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность генерального директора ***<адрес> в ЕГРЮЛ были внесены соответствующие сведения.

В соответствии с пунктом 5.1 Устава *** (далее – Устав) Общество создается для осуществления коммерческой деятельности в целях извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В соответствии с пунктом 5.2 Устава для реализации поставленных целей Общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 17.1 Устава единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор. Согласно пункту 17.1 Устава генеральный директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации. Согласно пунктам 17.5 и 17.6 Устава генеральный директор обязан действовать в интересах Общества добросовестно и разумно, и несет ответственность перед Обществом за убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием), если иные основания и размер ответственности не установлены федеральным законодательством. В соответствии с пунктом 17.7 Устава генеральный директор Общества: - без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; - выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия; - издает приказы о назначении на должность работников Общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, утверждает штатное расписание Общества; - организует ведение бухгалтерского учета, отчетности и документооборота в Обществе; - выполняет иные полномочия, не отнесенные настоящим Уставом и действующим законодательством к компетенции Общего собрания участников.

В соответствии с пунктом 2.1 Должностной инструкции к непосредственным обязанностям генерального директора Общества относится: - руководство в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации; - принятие мер по обеспечению *** квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды; - решение вопросов, касающихся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности *** в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручение ведения отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям Генерального директора, руководителям производственных единиц и подразделений *** а также функциональных и производственных подразделений: заключать договора с поставщиками энергоресурсов (воды, электроэнергии); контролировать своевременную оплату ресурсопоставщикам; координировать деятельность специалистов *** по правильной эксплуатации наружных и внутренних магистралей и сетей; контролировать финансовое состояние ***

Из договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды транспортных средств от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городского поселения Октябрьское от ДД.ММ.ГГГГ и передаточного акта к нему, договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Общество получило в аренду от Администрации г.<адрес> за плату во временное владение и пользование объекты водоснабжения, расположенные <адрес>, а также имущество, обеспечивающее их работу и ассенизаторские автомобили для откачивания и вывоза жидких фракций из септиков (выгребных) ям. С момента начала эксплуатации системы водоснабжения <адрес>, расположенной по вышеуказанному адресу, *** осуществляло холодное и горячее водоснабжение, а также оказывало услугу водоотведения в условиях отсутствия централизованной канализации, которую реализовывало потребителям – жильцам домов, а также собственникам и арендаторам административных зданий, расположенных на территории п.г.т.<адрес>.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24 июня 1998 года № 89 «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 29 июля 2018 года №272-ФЗ) отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Согласно пункта 30 части 1 статьи 12 ФЗ от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона № 386-ФЗ от 30 октября 2018 года) деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности) закреплено, что лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Порядок получения данной лицензии закреплен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01 июля 2016 года №379 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы в сфере природопользования по предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Код ФККО № 7 3 2 1 00 0 1 30 4 Блока 7 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.06.2014 №445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», действовавший по состоянию на 01.07.2016 и утративший силу (далее - ФККО) «отходы (осадки) из выгребных ям» относит последние к отходам IV класса опасности.

Коды ФККО № 7 32 100 01 30 4, 7 32 101 01 30 4, 7 32 103 11 39 4 Блока 7 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» относят отходы (осадки) из выгребных ям, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления, отходы очистки септиков для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод малоопасные к отходам IV класса опасности.

На основании вышеуказанных нормативных актов деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Об отсутствии у *** лицензии по транспортированию отходов I-IV классов опасности и необходимости ее получения Скрябину С.А. стало известно с момента заключения договоров аренды муниципального имущества, на основании которых Общество получило в аренду систему водоснабжения, водоотведения, вакуумные (ассенизаторские) автомобили и вышеуказанные канализационно-очистные сооружения.

Несмотря на вышеизложенное, Скрябин С.А., осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, умышленно, с целью систематического получения прибыли и извлечения дохода в крупном размере принял решение заниматься предпринимательской деятельностью по транспортированию отходов I-IV классов опасности, достоверно зная, что для осуществления указанного вида деятельности требуется лицензия, и, имея достаточное время для ее получения, не предпринял необходимых к тому мер.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение незаконной предпринимательской деятельности с целью получения дохода в крупном размере, Скрябин С.А., умышленно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, будучи осведомленным о необходимости получения соответствующей лицензии, осознавая незаконный характер своей деятельности, в нарушение п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 №1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01 июля 2016 года №379 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы в сфере природопользования по предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 22.05.2017 №242 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», не имея лицензии на деятельности по транспортированию, отходов I-IV классов опасности, осуществлял деятельность по откачке и вывозу жидких бытовых отходов из неканализированных объектов водопотребления – септиков и выгребных ям граждан, проживающих в <адрес>, а также расположенных в данном населенном пункте административных зданий, которые впоследствии помещал в канализационно-очистные сооружения для последующей их очистки и удаления. Согласно заключению бухгалтерской судебной экспертизы <данные изъяты>, сумма дохода *** за оказание всем потребителям услуг по вывозу жидких бытовых отходов, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно установлена в размере не менее <данные изъяты> копейки, что в соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ является крупным доходом.

Доказательств наличия в действиях Скрябина С.А. обстоятельств крайней необходимости, наличия объективных причин, препятствующих исполнить установленную законом обязанность в получении необходимой лицензии, а также сведений о принятии исчерпывающих мер для получения таковой, в ходе следствия не получено.

Таким образом, в указанный выше период Скрябин С.А. осуществил незаконную предпринимательскую деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности без соответствующей лицензии, наличие которой является обязательным, сопряженную с извлечением дохода в крупном размере – не <данные изъяты>

Следователь обратился в суд с ходатайством о прекращении дела и применении к подозреваемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении Скрябина С.А., мотивировав тем, что Скрябин обратился с таким заявлением, при этом Скрябин впервые совершил преступление небольшой тяжести, вину признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, ущерб фактически никому не причинен, Скрябин внес благотворительное денежное пожертвование в размере <данные изъяты> согласно чеку от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым Скрябин С.А. принял иные меры, направленные на восстановление нарушенных в результате преступления законных интересов общества и государства, чем загладил причиненный преступлением вред.

В судебном заседании подозреваемый и защитник поддержали ходатайство следователя, подозреваемый суду показал, что согласен на прекращение дела по данному основанию, его зарплата составляет <данные изъяты> за вычетом подоходного налога, на иждивении детей не имеет. Защитник просила учесть, что доход, полученный в результате инкриминируемого преступления, фактически использовался на нужды ***», а не в пользу Скрябина.

Прокурор полагает, что имеются законные основания для удовлетворения ходатайства.

Рассмотрев ходатайство, выслушав участвующих лиц, суд пришёл к следующему.

Согласно ч.2 ст. 446.2 УПК РФ, если в ходе предварительного расследования будет установлено, что имеются предусмотренные статьей 25.1 УПК РФ основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, которое вместе с материалами уголовного дела направляется в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 УПК РФ, Суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

В силу ст. 76.2 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.

Под заглаживанием вреда понимается имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства. Способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц.

Согласно ст. 104.4 УК РФ, 1. Судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76.2 настоящего Кодекса. 2. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.

Скрябин впервые привлекается к уголовной ответственности за преступление, относящееся в соответствии со ст.15 УК РФ к категории небольшой тяжести, ранее не судим, характеризуется исключительно с положительной стороны как по месту жительства, так и по месту работы, из характеристик по месту работы также следует, что Скрябин поощрялся благодарностями и грамотами. После совершения инкриминируемого ему деяния, Скрябин внес благотворительное денежное пожертвование в размере <данные изъяты> что судом расценивается как заглаживанием вреда в виде принятия иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления законных интересов общества и государства.

Подозреваемый согласен на прекращение уголовного дела по данному основанию.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым, на основании ст.25.1 УПК РФ и ст.76.2 УК РФ, освободить Скрябина от уголовной ответственности с назначением ему меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Определяя размер судебного штрафа, суд учитывает тяжесть совершенного преступления, личность подсудимого, его материальное положение, трудоспособность и возможность получения заработка или иного дохода.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.76.2, 104.4 УК РФ, 25.1, 446 УПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Ходатайство следователя удовлетворить.

Прекратить уголовное дело по подозрению Скрябина С.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ на основании ст. 25.1 УПК РФ, назначив ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в сумме 60 000 рублей, который подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Разъяснить Скрябину С.А., что в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок, судебный штраф отменяется, и он будет привлечен к уголовной ответственности по ч.1 ст. 171 УК РФ.

Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня вынесения с подачей жалобы через Октябрьский районный суд.

Судья Ш.М. Юсуфов