ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4274/20 от 10.08.2020 Второго кассационного суда общей юрисдикции

КОПИЯ

Дело №16-4274/20

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10 августа 2020 года

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу защитника ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России – Беляева О.К. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 11 октября 2019 года, решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 27 ноября 2019 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 11 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Тамбова от 27 ноября 2019 года, решением судьи Тамбовского областного суда от 15 января 2020 года, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, (далее ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – Беляев О.К. просит обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В отзыве на кассационную жалобу, поступившем во Второй кассационный суд общей юрисдикции, помощник военного прокурора Тамбовского гарнизона Стрелков Д.Ю. просит в ее удовлетворении отказать.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой № 15 (г. Рязань) ФГБУ ЦЖКУ МО РФ» законодательства об охране окружающей среды.

С 01 апреля 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» переданы функции АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», и с этого времени оно приступило к оказанию в полном объеме коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (в отношении объектов Минобороны России, подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также иных потребителей, технологически подсоединенных к данным объектам).

Пунктами 13 и 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» определено, что основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержаний (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры к предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ; для достижения целей Упреждение в соответствии с законодательством РФ и порядке, установленном в Министерстве обороне, осуществляет следующие виды деятельности: сбор, обработка и утилизация отходов.

В соответствии с приказами начальника Тамбовского территориального гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, на ЖКС (<адрес>) ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» возложена обязанность по соблюдению норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории военного городка (<адрес>).

16 сентября 2019 года в 12:00 часов военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалиста Роспотребнадзора по Тамбовской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории военного городка (<адрес>) в хранилище инв. , ЖКС (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЗВО филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЗВО, организовано место хранения более 3 500 штук ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, относящихся к отходам I класса опасности.

Кроме того, организацией не ведется журнал первичного учета образования отходов, отсутствуют договора и акты выполненных работ на передачу отходов в специализированые организации.

Документы о профессиональной подготовке работников, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами и приказ о назначении должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с опасными отходами, отсутствуют.

Проверкой установлено, что указанные люминесцентные лампы передавались в ЖЭ(К)0 (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЗВО (ныне - ЖЭ(К)С (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЗВО из воинских частей и учреждений Тамбовского гарнизона для их последующей утилизации.

Кроме того, на территории военного городка (<адрес>) организована несанкционированная свалка строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев площадью не менее 900 кв. м.

В связи с выявленными нарушениями 26 сентября 2019 года заместителем военного прокурора Тамбовского гарнизона в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением государственного инспектора управления Росприроднадзора по Тамбовской области от 11 октября 2019 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении данного административного правонарушения.

Судебные инстанции согласились с выводами административного органа.

Вместе с тем имеются основания для отмены принятых по делу судебных актов ввиду следующего.

Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статью 8.2 изложена в следующей редакции:

"Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.".

В соответствии со статьей 2 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://ДД.ММ.ГГГГ).

Данные изменения оставлены без надлежащей оценки.

При этом, в решении судьи Советского районного суда г. Тамбова от 27 ноября 2019 года действия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в то время как в решении судьи Тамбовского областного суда от 15 января 2020 года указано на совершение учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведений о переквалификации действий учреждения в решении не указано.

В связи с изложенным, решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 27 ноября 2019 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 15 января 2020 года, состоявшиеся в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение судье Советского районного суда г. Тамбова.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Советского районного суда г. Тамбова от 27 ноября 2019 года, решение судьи Тамбовского областного суда от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Тамбова.

Судья Второго кассационного суда

общей юрисдикции подпись М.А. Зюлин

Копия верна,

судья