№ 16-564/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 6 марта 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Искра» Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФИО2, на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 15 марта 2019 года, решение судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Искра»,
установил:
постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 15 марта 2019 года Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Санаторий «Искра» Министерства внутренних дел Российской Федерации» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2019 года постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 15 марта 2019 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2019 года решение судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Искра» Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФИО2 ставит вопрос об их отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы ФИО2 указывает на то, что доступ к пользованию прибрежной территории пляжа ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ является свободным и беспрепятственным, а выводы суда о виновности являются ошибочными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.12.1 КоАП РФ несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В силу части 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно части 8 статьи 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Частями 1, 2 статьи 6 ВК РФ установлено, что поверхностные водные объекты являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 8 статьи 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ гарантией доступности общего водопользования граждан является установление государственной (федеральной) собственности на водные объекты.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Реализации права граждан на свободное пользование береговой полосой служит установленный пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
В статье 14 Федерального Закона от 23 февраля 1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее-Закон) закреплено, что санитарно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
Согласно пункту 3 указанной статьи санитарно-курортные организации имеют статус лечебно-профилактических организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
В соответствии с пунктом 1 статьей 15 Закона санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ является санаторно-курортной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно статье 39 Закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц.
Согласно санитарным правилам СанПиН 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» - лечебный пляж - участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала (п. 2.1).
Согласно пункту 2.3 СанПиН 4060-85, вместимость лечебных пляжей при санаториях для родителей с детьми допускается до 500 мест.
Пунктом 2.5. СанПин установлена минимально допустимые нормы на 1 место лечебных пляжей - для морских - это не менее 5 кв.м.
Пунктом 3.1 Санитарных правил установлено, что лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12 часов 30 минут по 12 часов 45 минут проведено рейдовое обследование прибрежной защитной полосы в <адрес>.
В ходе осмотра береговой полосы по адресу: <адрес>, координаты: №, был установлен факт ограничения свободного доступа к водному объекту и свободного прохода по его береговой линии посредством установки металлического ограждения (забора).
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 15 марта 2019 года государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, главного специалиста-эксперта Сочинского отдела по надзору на море и проведению государственной экологической экспертизы ФИО3 от 15 марта 2019 года ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.
Факт совершения ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 КоАП РФ, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 4 февраля 2019 года, подтверждается представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 15 марта 2019 года, определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 5 марта 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2019 года. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.12.1 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД РФ состава административного правонарушения.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку опровергаются доказательствами, содержащимися в материалах дела.
Кроме этого, судьями районного и краевого суда сделан правильный вывод о том, что независимо от того, что береговая полоса, находящаяся на праве постоянного (бессрочного) пользования у ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД России», является лечебным пляжем, она в соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации является и объектом общего пользования, и в отношении нее должен быть установлен режим доступа неограниченного круга лиц.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ФКУЗ «Санаторий «Искра» МВД России» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 КоАП РФ, полагаю, что постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 15 марта 2019 года, решение судьи Хостинского районного суда <адрес> края от 18 апреля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2019 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 15 марта 2019 года, решение судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Искра» Министерства внутренних дел Российской Федерации» ФИО2, – без удовлетворения.
Судья