ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6172-2022 от 23.09.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 73MS0030-01-2022-000993-83

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6172-2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 сентября 2022 года г. Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» Рябова В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района города Ульяновска от 6 мая 2022 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 20 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз»,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района города Ульяновска от 6 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 20 июля 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» (далее - ООО «Ульяновскцентргаз», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, назначенного с учётом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО «Ульяновскцентргаз» Рябов В.А. просит отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

Пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ установлено, что объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (пункт 10 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно статье 31 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечёт за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Пунктом 4.6.2.1 «ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2015 года № 959-ст (далее - ГОСТ 33151-2014) установлено, что стационарное электрическое освещение (далее - искусственное освещение) устраивают в числе прочего на подъездах к сооружениям и объектам дорожного и придорожного сервиса.

Аналогичные требования предусмотрены ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В частности пунктом 4.6.1 данного ГОСТ установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в тёмное время суток; на подъездах к объектам дорожного и придорожного сервиса.

Из материалов дела следует, что 08 февраля 2022 года в 15 часов 10 минут в ходе осуществления надзора за состоянием автодорог (улиц) выявлен факт неисполнения ООО «Ульяновскцентргаз» нормативных требований обустройства сооружений обслуживания - автозаправочных станций, а именно на участке автомобильной дороги регионального значения «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское» км 121+300 м р.п. Карсун, ул. Курдюмова, д.3А Карсунского района Ульяновской области в зоне размещения съездов к автозаправочной станции «УЦГ», принадлежащей ООО «Ульяновскцентргаз» и работающей в круглосуточном режиме, отсутствует стационарное освещения и переходно - скоростная полоса, что является нарушением требований пункта 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014, пункта 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 6 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

Приведённые обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России «Карсунский» Ульяновской области протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Ульяновскцентргаз» и привлечения названного лица 6 мая 2022 года мировым судьёй к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Ульяновскцентргаз» указанного административного правонарушения подтверждён собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 73 ПЮ № 001367 от 30 марта 2022 года; рапортом инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Карсунский» от 8 февраля 2022 года о выявленных нарушениях; рапортом старшего государственного инспектора БДД ОГИБДД МО МВД России «Карсунский» от 8 февраля 2022 года о выявленных нарушениях; фототаблицей; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 февраля 2022 года; уставом ООО «Ульяновскцентргаз»; выпиской из ЕГРН в отношении АЗС, расположенной по адресу: <адрес>; договором аренды земельного участка № 05/01/А2018-517 от 9 сентября 2018 года под размещение АЗС; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ульяновскцентргаз» и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания в полном объёме проверены судьёй районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы заявителя были проверены и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Доводы жалобы заявителя о том, что общество не является субъектом ответственности по настоящему делу поскольку АЗС в р.п. Карсун на ул. Курдюмова не относится к объектам дорожного сервиса автомобильной дороги регионального значения «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское», в отношении которых применима статья 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, так как спорный объект АЗС и часть автодороги регионального значения, на которую примыкает АЗС, находятся в границах населённого пункта Карсун. Автодорога, к которой примыкает АЗС находится в черте населённого пункта.

Данные доводы жалобы были предметом подробного исследования мировым судьёй, судьёй районного суда и обоснованно не были приняты во внимание.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ также установлено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учётом требований части 8 статьи 26 данного Закона.

При этом частью 3 статьи 22 названного закона закреплено, что обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ придорожные полосы в населённых пунктах не устанавливаются.

Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» размещение объектов дорожного и придорожного сервиса соответственно в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог общего пользования, а также на земельных участках, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории (проектом межевания территории и градостроительным планом земельного участка), с учётом категории автомобильной дороги и соблюдений требований ГОСТ 33100, ГОСТ 33149.

В соответствии с пунктом 5.1.6 ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» размещение и эксплуатация объектов дорожного и придорожного сервиса должны осуществляться при соблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.

В силу части 8 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, в том числе объектов дорожного сервиса допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.

Так как названная АЗС расположена вблизи автомобильной дороги общего пользования, имеются съезд с дороги к данному объекту и выезд на дорогу, она предназначена для круглосуточного обслуживания участников дорожного движения, то она является объектом дорожного сервиса в понимании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ и в соответствии с требованиями части 6, части 10 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ должна быть оборудована владельцами объекта АЗС в том числе съездами в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги; съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами в целях обеспечения безопасности дорожного движения, а также стационарным освещением.

Учитывая изложенное, обоснованность привлечения общества к административной ответственности сомнений не вызывает.

Следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебных актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в размере ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного судебного района города Ульяновска от 6 мая 2022 года, решение судьи Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 20 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскцентргаз» Рябова В.А. - без удовлетворения.

Судья О.Р. Новоженина

Постановление11.10.2022