ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-883/20 от 07.05.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-883/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 07 мая 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» Тычковой Е.И. на постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 25 июля 2019 года, решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»,

установил:

постановлением главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды № 344 от 25 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2019 года и решением судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2019 года, юридическое лицо акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» (далее – АО «Ямалкоммунэнерго», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Тычкова Е.И. просит об отмене постановления должностного лица, а также судебных решений, прекращении производства по делу.

Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, уведомленное о подаче жалобы, возражение на нее не направил.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности), нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 39 Федерального закона от 27.12.2019 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Из материалов дела следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» на основании решения №89-15.04.00.001-Р-РСВХ-С-2018-05273/00 от 20 марта 2018 года (далее – Решение о пользовании) в пользование предоставлен водный объект – р. Пякупур (бассейн реки Пур), для сброса сточных и (или) дренажных вод. Срок водопользования с 20 марта 2018 года по 01 февраля 2023 года. Подпунктом 10 пункта 2.3 Решения о пользовании установлены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных водах.

Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за первый квартал 2019 года, предоставленными обществом, выявлены факты превышения установленных Решением о пользовании показателей (БПК полн в 2,6 раза; взв. вещества в 1,9 раз; аммоний ион в 60,3 раза; железо общее в 3,9 раза; СПАВ в 1,5 раза; фосфаты в 46,3 раза).

В связи с указанными обстоятельствами юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения АО «Ямалкоммунэнерго» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении №52-01/КС от 17 июля 2019 года; решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20 марта 2018 года, сведениями, полученными в результате учета качества сточных вод, а также другими материалами дела, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе заявителем не оспаривается факт сброса веществ в водный объект – р. Пякупур (бассейн реки Пур) в количестве, превышающем установленные нормативы.

Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.

Состояние канализационно-очистных сооружений (далее КОС), которое не позволяет соблюдать установленные нормативы, основанием для освобождения от ответственности не является. АО «Ямалкоммунэнерго», являясь коммерческой организацией и эксплуатируя КОС в предпринимательской деятельности, обязано соблюдать экологические требования и не допускать поступление в окружающую среду вредных веществ. Техническое состояние канализационно-очистных сооружений и их необходимое содержание в этих целях, является предпринимательским риском общества, и не исключает привлечение общества к административной ответственности. Наличие инвестиционной программы, которая утверждена 30.11.2016, предусматривающая сроки и конкретные мероприятия по реконструкции КОС, не указывает на иное.

В обоснование своих доводов о невиновности в рассматриваемой жалобе указывается, что обществом были предприняты все зависящие от него меры для снижения концентрации загрязняющих веществ в водном объекте, в том числе заключены договоры на поставку биопрепаратов, договор на выполнение работ по модернизации канализационно-очистных сооружений. Между тем, указанные доводы не свидетельствуют о принятии обществом достаточных мер, направленных на соблюдение действующего законодательства.

Так положениями статьи 23.1 Федерального закона от 27.12.2019 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» прямо предусмотрено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со статьей 67.1 настоящего Федерального закона.

Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.

В настоящем случае сведения о наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, имевшихся или разрабатываемых на момент совершения административного правонарушения в материалах дела отсутствуют, не указано на их наличие и подателем жалобы.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности общества, поскольку оно имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе путем установления в соответствии с требованиями закона временно разрешенных сбросов при отсутствии у общества реальной возможности соблюдения нормативов допустимых сбросов.

Таким образом, АО «Ямалкоммунэнерго» совершены действия, которые образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы о наличии в действиях общества состояния крайней необходимости были предметом изучения и оценки при рассмотрении дела должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями, которые обоснованно указанные доводы отклонили.

В силу статьи 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Суждения о том, что АО «Ямалкоммунэнерго» является единственной организацией, осуществляющей централизованный прием и очистку сточных вод, ссылки на положение Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в части возложения обязанности по обеспечению бесперебойного водоотведения, не свидетельствуют о том, что нарушая требования к охране водных объектов в части соблюдения установленных нормативов сброса, не предпринимая при этом надлежащих и достаточных мер (в том числе по установлению временно разрешенных сбросов), общество действовало в условиях крайней необходимости.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и положений законодательства, подлежащих применению к данным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Оснований для освобождения АО «Ямалкоммунэнерго» от административной ответственности не усматривается.

При рассмотрении дела требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Протокол об административном правонарушении в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» составлен уполномоченным должностным лицом с участием защитников юридического лица, действующих на основании доверенности, которым разъяснены процессуальные права и вручена в установленном законом порядке копия протокола.

О рассмотрении дела должностным лицом юридическое лицо также уведомлялось надлежащим образом, при рассмотрении дела присутствовал защитник общества.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание АО «Ямалкоммунэнерго» назначено в соответствии с санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), назначенное наказание соответствует требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалоб АО «Ямалкоммунэнерго» на постановление судьями районного суда и суда округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.

О рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда юридическое лицо извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях принимали участие защитники юридического лица, которые обосновывали позицию по делу, в реализации процессуальных прав общество ограничено не было. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление главного специалиста окружного отдела государственного экологического надзора департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 25 июля 2019 года, решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2019 года, решение судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» Тычковой Е.И. - без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова