ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44А-567/2016 от 11.05.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 11 мая 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилёва М.Б., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» (далее – Общество) на постановление мирового судьи судебного участка №2 Березниковского судебного района Пермского края от 21.12.2015, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 16.02.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заявителя,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Березниковского судебного района Пермского края от 21.12.2015 ООО «Наш дом» (ИНН: **) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста двадцати пяти тысяч руб. (л.д. 107-110).

Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 16.02.2016 постановление мирового судьи судебного участка №2 Березниковского судебного района Пермского края от 21.12.2015 оставлено без изменения, жалоба ООО «Наш дом» - без удовлетворения (л.д. 128-132).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 15.04.2016, заявитель ставит вопрос об изменении вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, вынесение нового административного наказания в виде предупреждения.

Для проверки доводов жалобы дело об административном правонарушении истребовано 21.04.2016, поступило в Пермский краевой суд 04.05.2016.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений.

Из положений ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ следует, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Из ч. 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (п. 11).

Согласно пп. 11(1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 15 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов:

техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Наш дом» является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии №** от 25.06.2015.

В рамках проверки поступившего обращения гражданина от 28.09.2015, Государственной жилищной инспекцией Пермского края на основании распоряжения заместителя начальника Инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований ООО «Наш дом», по результатам которой 22.10.2015 по адресу: г. Березники, ул. **** установлено несоблюдение лицензиатом – ООО «Наш дом» лицензионного требования, предусмотренного ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, о надлежащем содержании общего имущества в многоквартирном доме, а именно: кровля – наличие сквозных отверстий в шиферном полотне над кв. 14 на площади 0,3 кв.м. Наличие строительного мусора (старого шифера) в чердачном помещении над подъездом №1. Подвал №1: частично отсутствует теплоизоляция на трубопроводе отопления около 2 п.м. Наличие строительного мусора (доски) в подвальном помещении. Подвал №2: частично отсутствует теплоизоляция на трубопроводе отопления около 1,2 п.м. Капельная течь с вентиля ХВС, следы ржавчины на вентиле, наличие сырого грунта. Отсутствуют запирающие устройства на эл.щитках на лестничных клетках подъездов №1-4. Наличие паутины и пыли на потолке и стенах лестничной клетки подъезда №4. Наличие трещин и сколов в окрасочном слое межпанельного шва между кв.** и кв.** на площади около 0,3 кв.м разрушение отмостки (контруклон, прогиб, трещины) в районе подъезда №1,2. Цокольная часть здания увлажненная, происходит обрастание мхом. Договоры на поставку коммунальных ресурсов (тепловой и электрической энергии, холодной воды) отсутствуют.

Указанные обстоятельства по делу об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 2496-Л от 27.10.2015 (л.д. 3);лицензией на осуществление ООО «Наш дом» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 86-87);предписанием № ** от 22.10.2015 (л.д. 17); предписанием № ** от 22.10.2015 (л.д. 18-19); актом проверки № ** от 22.10.2015 (л.д. 11-16); распоряжением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о проведении внеплановой выездной проверки ** от 14.10.2015 (л.д. 8-9); заявлением председателя совета дома №** по ул. **** г. Березники (л.д. 20-21); фотоматериалом (л.д.24); договором управления многоквартирным домом (л.д. 51-58); требованием о принятии участия в проверке № ** от 19.10.2015 (л.д. 10); актом осмотра технического состояния общего имущества собственников помещений в жилом многоквартирном доме по адресу: ул. ****, ** (л.д. 63-64);

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, судебными инстанциями им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Установив нарушение Обществом лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, мировой судья пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу заявителя, судья городского суда, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле доказательств проверил законность и обоснованность вынесенного постановления и пришел к выводу об отсутствии оснований отмены постановления мирового судьи.

Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении законодательства об административных правонарушениях и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.

Таким образом, действия Общества, выразившиеся в допущении при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом нарушений вышеуказанных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть требований ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, соблюдение которых относится к лицензионным требованиям, установленным подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Следовательно, выводы судебных инстанций о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и виновности Общества в совершении данного правонарушения являются правильными и обоснованными.

В настоящей жалобе заявитель приводит доводы о том, что Г. в заявлении адресованном Государственной жилищной инспекции Пермского края не указано место жительства и документально не подтвердила должность председателя совета дома; Г. в суд первой и второй инстанции не вызывалась; взысканная сумма штрафа в размере ** руб. является существенной; полагает, что суд первой инстанции мог применить ст. 2.9 КоАП РФ; суд не принял во внимание, что целью административного наказания является профилактика и предупреждение дальнейших нарушений.

Довод жалобы о том, что Обществом были устранены выявленные нарушения в срок согласно предписания, не влечет отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения Общества от административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Кроме того, факт устранения Обществом выявленных в ходе проверки нарушений учтен мировым судьей при назначении наказания, в связи с чем размер административного штрафа, назначенного ООО «Наш дом» составил менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о том, что необходимо применить положение ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку Обществом нарушения были устранены и сумма штрафа для Общества значительная, не состоятелен, поскольку совершенное Обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности. Выявленные административным органом в ходе проверки нарушения требований к содержанию жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания.

Довод о том, что в Г. при обращении в Государственную жилищную инспекцию Пермского края в заявлении не указала место жительства и документально не подтвердила должность председателя совета дома, удовлетворению не подлежит, поскольку события и состав административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в действиях Общества в суде первой инстанции установлен. Отсутствие указанной информации основанием для отмены или изменения постановлений нижестоящих судов не является. Кроме того материалами дела и жалобы на постановление суда первой инстанции подтверждается, что Г. является собственником квартиры №** дома №** по ул. ****, следовательно факт нарушения прав потребителей (жильцов указанного дома) установлен.

Довод жалобы о том, что суд первой и второй инстанции не вызывали Г. в судебное заседание не является основанием для отмены судебных постановлений, поскольку участником административного дела она не является. Ходатайств о вызове Г. в судебное заседание представителем Общества не заявлялось.

Других доводов, содержащих правовые аргументы, жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для пересмотра вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы не имеется.

Наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Постановление о привлечении ООО «Наш дом» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Березниковского судебного района Пермского края от 21.12.2015, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 16.02.2016, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Наш дом» - без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда