ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1073/2015 от 09.12.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1073\2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 09 декабря 2015 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу представителя Центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области Нугумановой С.А. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №9 Кировского судебного район г. Самара - мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г. Самары от 18.09.2015 г. и решение Кировского районного суда г. Самары от 30.10.2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №9 Кировского судебного район г. Самара - мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г. Самары от 18.09.2015 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «УВ» Калашниковой А.С. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 30.10.2015 г. постановление мирового судьи от 18.09.2015 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представитель Центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области просит отменить состоявшиеся судебные решения, полагая, что суд необоснованно освободил генерального директора ООО «УВ» Калашникову А.С. от административной ответственности, поскольку выводы основаны на неправильном применении норм материального права.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 г. №499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Пунктами 2, 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (в редакции от 26.03.2014 г. № 230, действующей на момент совершения административного правонарушения), установлено: в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 9 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, - выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами. При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г., в рамках проверки поступившего обращения жителя дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу ненадлежащего содержания дома по указанному адресу, инспектором муниципального жилищного контроля Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара на основании распоряжения первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «УВ», генеральным директором которого являлась Калашникова А.С., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что должностным лицом - генеральным директором ООО «УВ» Калашниковой А.С. допущены нарушения п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, п. 9 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290, выразившиеся в ненадлежащем содержании фасада многоквартирного дома <адрес> (наличие трещин, отслоение штукатурного слоя цокольной части стены по периметру дома).

По факту выявленного правонарушения государственным жилищным инспектором Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «УВ» Калашниковой А.С составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Согласно материалам дела ООО «УВ» является лицензиатом на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензия данной организацией получена 19.06.2015 г. В силу п.3 вышеуказанных Положений о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ, также является лицензионным требованием.

Проверив собранные по делу доказательства, мировой судья, прекращая 18.09.2015 г. производство по делу об административном правонарушении, и судья Кировского районного суда г. Самары 30.10.2015 г., рассматривая жалобу представителя государственной жилищной инспекции Самарской области на данное постановление мирового судьи, сделали вывод о недопущении ООО «УВ» нарушений лицензионных требований, связанных с качеством оказания услуг при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по <адрес> на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ и отсутствии в действиях генерального директора ООО «УВ» Калашниковой А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, сославшись на то обстоятельство, что обязанность по соблюдению иных требований, установленных Правительством РФ, в том числе качества оказываемых услуг по управлению многоквартирными домами, включена в перечень лицензионных требований ч.1 ст.193 ЖК РФ только 29.06.2015 г. Федеральным законом РФ №176-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступившего в силу 30.06.2014 г.

Однако с данными выводами мирового судьи и районного суда нельзя согласиться, поскольку согласно п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, вступившего в законную силу 07.11.2014 г., лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

Таким образом, в силу приведенных положений нормативно-правовых актов, часть 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ (в редакции от 31.12.2014 г., действующей на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ г., и в редакции от 29.06.2015 г.) не является исключительной при применении перечня лицензионных требований, за нарушение которых при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена административная ответственность.

В настоящее время, в соответствии с разъяснением, содержащимся в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 г. №5, постановление мирового судьи от 18.09.2015 г. и решение Кировского районного суда г. Самары от 30.10.2015 г. вступили в законную силу.

Из анализа правовых норм КоАП РФ следует, что нормы права, позволяющей отменять вступившие в законную силу решения (постановления) о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, если при этом ухудшается положение данного лица, в КоАП РФ не содержится.

Из положений ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, постановления или решения по делу об административном правонарушении, вступившие в законную силу, могут быть отменены с возвращением дела на новое рассмотрение только ввиду существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенных (фундаментальных) нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судебными инстанциями не допущено, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, установленный главами 29 и 30 КоАП РФ, соблюден.

Таким образом, прекращение производства по делу ввиду отсутствия в действиях генерального директора ООО «УВ» Калашниковой А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ не позволяет возобновление производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем, постановление и.о. мирового судьи судебного участка №9 Кировского судебного район г. Самара - мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г. Самары от 18.09.2015 г. и решение Кировского районного суда г. Самары от 30.10.2015 г. отмене или изменению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №9 Кировского судебного район г. Самара - мирового судьи судебного участка №13 Кировского судебного района г. Самары от 18.09.2015 г. и решение Кировского районного суда г. Самары от 30.10.2015 г. по делу об административном правонарушении? предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО «УВ» Калашниковой А.С. оставить без изменения, надзорную жалобу представителя Центрального управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области Нугумановой С.А. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.