4а-1336/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 23 ноября 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области на решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11.07.2016 года и решение Самарского областного суда от 08.09.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «М»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области от 17.05.2016 года ООО «М» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 115 000 рублей за допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без медицинских осмотров, отсутствие списков контрагентов работников подлежащих периодическим медицинским осмотрам, отсутствие поименного списка лиц подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам.
Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11.07.2016 года постановление должностного лица от 17.05.2016 года отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения.
Решением Самарского областного суда от 08.09.2016 года решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11.07.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО3 государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Самарской области, указывая, что ООО «М» не был проведен в полном объеме обязательный и периодический медицинские осмотры работников занимающихся торговлей, отсутствовал список контингента работников подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям) и список лиц, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам, просит решение Самарского областного суда от 08.09.2016 года отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, предусмотрена ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Согласно ст.212 ТК РФ для обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В соответствии со ст.213 УТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения в.р.и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от 12.04.2016 года государственным инспектором труда ФИО3 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «М», в ходе которой установлено, что в организации не проведены в полном объеме за счет собственных средств обязательный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры (нарушены ч.2 ст.212, ст.213 ТК РФ); отсутствует список контингента работников подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работника (нарушены п.п.19,20,21 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минздравсоцразвития №302н от 12.04.2011 года); отсутствует поименный список лиц, подлежащих предварительным и периодических медицинских осмотрам (нарушены п.п.19,22,23 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минздравсоцразвития №302н от 12.04.2011 года)).
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ООО «М» административным органом к ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Судьей Комсомольского районного суда г.Тольятти, при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, дело проверено в полном объеме, в соответствии ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 11.07.2016 года, судья пришел к выводу, о том, что, поскольку работники ООО «М» не являются работниками организаций проведение медицинских осмотров в которых необходимо в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, продажа промышленного оборудования не является вредным или опасным производственным фактором, не влечет опасность возникновения и распространения заболеваний, заключение ООО «М» договора о проведении медицинского осмотра своих работников является правом, а не обязанностью Общества, то в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения и прекратил производство по делу об административном правонарушении.
Законность и обоснованность решения, вынесенного 11.07.2016 года судьей районного суда, были в полном объеме проверены судьей областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ. В решении судьи от 08.09.2016 года дана правовая оценка всем доказательствам по делу, всем доводам жалобы на решение районного суда, и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности решения Комсомольского районного суда г.Тольятти и отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
Как правильно указано в решениях судебных инстанций, и подтверждается материалами дела, основным видом экономической деятельности ООО «М» является оптовая торговля станками.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При осуществлении оптовой торговли - деятельность не связана с непосредственным контактом с населением.
Пунктом 15 «Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 05.12.2014) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.10.2011 N 22111), проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте. Таким образом, родовым объектом работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, указанных в п.15 Перечня, является именно деятельность, связанная с реализацией и доставкой продовольственных товаров, продуктов питания.
Законодательство не дает четкого указания о необходимости наличия санитарных книжек, либо обязанности проходить медицинские осмотры, работников торговли, осуществляющих продажу непродовольственных товаров, а также оптовую продажу непродовольственных товаров.
Приняв во внимание данные обстоятельства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ООО «М» состава административного правонарушения.
Кроме того, статья 30.17 содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Согласно ч.2 ст.30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Процессуальные нормы КоАП РФ при рассмотрении жалобы на решение районного суда судебными инстанциями не нарушены, таким образом, оснований для отмены состоявшихся судебных решений не имеется.
Надзорная жалоба ФИО3 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области об отмене вступивших в законную силу решений судебных инстанций удовлетворению не подлежит.
Учитывая вышеизложенное, производство по данному делу, производство по которому прекращено на основании решения Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11.07.2016 года за отсутствием в действиях ООО «М» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, возобновлено быть не может.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 11.07.2016 года и решение Самарского областного суда от 08.09.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «М» оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО3 государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Самарской области оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Кудинов В.В.